Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В., судей Жолудовой Т.В., Пильгановой В.М., при помощнике судьи Иосебашвили Э.Х., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Казаковой О.В. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 04 июля 2022 года, которым постановлено:
Обязать ГУ-ГУ ПФР N9 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Казаковой О.В. периоды:
с 19.10.1992 по 03.12.1992;
с 14.10.1996 по 28.11.1996;
с 06.10.2003 по 19.11.2003;
с 03.09.2008 по 14.10.2008;
с 27.02.2012 по 12.04.2012;
с 13.02.2017 по 06.04.2017 - курсы повышения квалификации, установить досрочную страховую пенсию с 16.12.2021.
В удовлетворении остальной части иска отказать;
установила:
Казакова О.В. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 9 по Москве и Московской области, просила обязать ГУ-ГУ ПФР N 9 по Москве и Московской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды: с 19.10.1992 по 03.12.1992; с 14.10.1996 по 28.11.1996; с 06.10.2003 по 19.11.2003; с 03.09.2008 по 14.10.2008; с 27.02.2012 по 12.04.2012; с 13.02.2017 по 06.04.2017, обязать ГУ-ГУ ПФР N 9 по Москве и Московской области назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 07.09.2021, ссылаясь с обоснование заявленных требований на то, что 11.05.2021 обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области было принято решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием права, при этом не были включены в специальный стаж вышеуказанные периоды прохождения курсов повышения квалификации, с чем истец не согласна, поскольку в указанные периоды за работником сохраняется средний заработок и обязанность работодателя об уплате страховых взносов.
В судебное заседание суда первой инстанции истец не явилась, извещена, представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого в части разрешения исковых требований об обязании назначить страховую пенсию по старости просит истец Казакова О.В. по доводам апелляционной жалобы.
Определением судебной коллегии произведена замена ответчика ГУ-ГУ ПФР N 9 по Москве и Московской области, прекратившего деятельность в связи с реорганизацией, на его правопреемника Отделение СФР по г. Москве и Московской области.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Казакова О.В, представитель ответчика ОСФР по г. Москве и Московской области н е явились, о слушании дела судом извещены.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца, представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Вербицкую Е.А, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11.05.2021 Казакова О.В. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области было принято решение N 210000347838/557683/21 от 10.08.2021 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального медицинского стажа.
Из специального стажа ответчиком исключены, в том числе, периоды прохождения курсов повышения квалификации в период работы в должности фельдшера линейной выездной бригады на станции скорой и неотложной медицинской помощи: с 19.10.1992 по 03.12.1992; с 14.10.1996 по 28.11.1996; с 06.10.2003 по 19.11.2003; с 03.09.2008 по 14.10.2008; с 27.02.2012 по 12.04.2012; с 13.02.2017 по 06.04.2017.
Страховой стаж составил 32 года 00 месяцев 00 дней. Специальный стаж составляет - 30 лет 04 месяца 29 дней.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 19.10.1992 по 03.12.1992; с 14.10.1996 по 28.11.1996; с 06.10.2003 по 19.11.2003; с 03.09.2008 по 14.10.2008; с 27.02.2012 по 12.04.2012; с 13.02.2017 по 06.04.2017 в период работы в должности фельдшера линейной выездной бригады на станции скорой и неотложной медицинской помощи, суд исходил из положений статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что при направлении работника на профессиональное обучение и на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, из заработной платы истца производились отчисления взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, повышение квалификации для медицинских работников - обязательное условие выполнения работы, в связи с чем данные периоды подлежат включению в специальный стаж.
Разрешая исковые требования об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости, суд, согласившись с произведенным ответчиком расчета стажа, пришел к выводу, что специальный стаж выработан истцом 16.06.2020, в связи с чем досрочная страховая пенсия подлежит установлению с 16.12.2021.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Оспаривая выводы суда первой инстанции в части определения даты назначения пенсии, истец в апелляционной жалобе указывает на то, что при сложении периодов, включенных в специальный стаж пенсионным органом - 30 лет 4 месяца 29 дней, и включенных судом - 09 месяцев 06 дней, специальный стаж составит 31 год 2 месяца 05 дней, в связи с чем дата входа на пенсию возникает с учетом отсрочки на полтора года 07 сентября 2021 года.
Данные доводы являются ошибочными, поскольку истцом не учтено, что специальный стаж, установленный пенсионным органом на дату вынесения решения 10.08.2021 - 30 лет 4 месяца 29 дней рассчитан с учетом льготного исчисления периода работы с 02.04.2020 по 30.09.2020, по состоянию на 01.04.2020 специальный стаж с учетом включенных судом курсов повышения квалификации составлял 29 лет 7 месяцев 3 дня, 30-летний стаж медицинской деятельности выработан 16.06.2020.
Согласно приложению 7, введенному Федеральным законом от 33.10.2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", при возникновении права на страховую пенсию в 2020 году пенсия по старости назначается не ранее, чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом, в силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В силу приведенного выше правового регулирования, право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возникло у истца 16.12.2021 (16.06.2020 + 24 месяца - 6 месяцев), в связи с чем судебная коллегия находит законным вывод суда о возложения на пенсионный орган обязанности назначить истцу досрочно страховую пенсию с 16.12.2021.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, правовых мотивов для отмены обжалуемого судебного акта не содержат и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 04 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Казаковой О.В. - б ез удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.