Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лобовой Л.В.
и судей Заскалько О.В, Рачиной К.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Анцифирове В.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе ответчика Ароновича Л.М. на решение Бутырского районного суда города Москвы от 10 августа 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Ароновича Л.М. к УСЗН района Бутырский СВАО г. Москвы о возложении обязанности возобновить выплаты, признании решения незаконным, отказать.
Исковые требования УСЗН района Бутырский СВАО г. Москвы к Аронович Л.М. о взыскании неправомерно полученных денежных средств, - удовлетворить.
Взыскать с Ароновича Л.М.... денежные средства в сумме сумма в пользу городского бюджета в соответствии с пп.33, 40-43 "Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП, перечислив по указанным реквизитам:
Получатель: УФК по г. Москве (УСЗН СВАО г. Москвы л/с 04732148050)
ИНН 7716034451
КПП 771601001
Наименование Банка: ГУ Банк России по ЦФО//УФК по г. Москве г. Москва
БИК: 044525988
ОКТМО 45351000
Номер казначейского счета: 03100643000000017300
Единый казначейский счет: 40102810545370000003
Назначение платежа: возмещение средств городского бюджета, сумма.
Взыскать с Ароновича Л.М.... в доход бюджета г. Москвы государственную пошлину в размере сумма;
установила:
УСЗН района Бутырский СВАО г. Москвы обратился в суд с иском к ответчику Ароновичу Л.М. о взыскании неправомерно полученных денежных средств в виде региональной социальной доплаты к пенсии за период с... года в сумме сумма.
В обоснование заявленных требований истец УСЗН района Бутырский СВАО г. Москвы указал, что с... года Аронович Л.М. как неработающий пенсионер является получателем региональной социальной доплаты (РСД) к пенсии.
Выплата РСД Ароновичу Л.М. была приостановлена с... года, в связи с поступлением из ГУ-ГУ ПФР в рамках межведомственного информационного взаимодействия сведений о страховых периодах, с указанием года и месяца работы по сведениям ПФР, начиная с... Одновременно поступила информация о произведенной беззаявительной корректировке страховой пенсии ответчика с... года. До... года отдел не располагал какой-либо информацией о страховых периодах и о производимых перерасчетах пенсии ответчика.
В связи с информацией о страховых периодах, истец УСЗН района Бутырский СВАО г. Москвы расценил ответчика Ароновича Л.М. как выполняющего трудовую или иную оплачиваемую деятельность. По сведениям из ЕГРЮЛ, полученным в рамках межведомственного информационного взаимодействия, установлен факт регистрации ответчика Ароновича Л.М. в налоговом органе 12 ноября 2014 года в качестве.., регистрация в качестве страхователя ГУ-ГУ ПФ РФ N6 по г. Москве и Московской области муниципальный район Бутырский с 13 ноября 2014 года.
20 января 2021 года комиссией Отдела было принято решение N6, в соответствии с которым переплата средств городского бюджета за период с... года в сумме сумма подлежит возмещению Ароновичем Л.М.
Аронович Л.М. обратился с встречными исковыми требованиями о признании действий УСЗН района Бутырский СВАО г. Москвы по прекращению выплаты РСД незаконными, обязании возобновить выплату региональной социальной доплаты к пенсии и о признании незаконным Решения... года УСЗН района Бутырский СВАО г. Москвы, указывая в обоснование, что является... Выполнение обязанностей Председателя в некоммерческой организации осуществлялось и осуществляется на безвозмездной основе на добровольных началах, не предусматривает оплату деятельности и данная деятельность не относится к страховым периодам. Истец Аронович Л.М. полагал, что действия государственного органа нарушают Конституцию РФ, Федеральный закон "О государственной социальной помощи", а также Постановление Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии".
Представитель истца УСЗН района Бутырский СВАО г. Москвы Полянцева Т.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, требования встречного иска Ароновича Л.М. не признала. Представитель ответчика Евтушенко А.И. возражал против удовлетворения требований истца, настаивал на удовлетворении иска Ароновича Л.М.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит Аронович Л.М, ссылаясь на отсутствие оснований для возврата РСД и прекращения ее выплаты.
Аронович Л.М. в заседание судебной коллегии не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении дела не представил, воспользовался правом ведения дела через представителя. В соответствии с положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие Ароновича Л.М.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного акта в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Евтушенко А.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца Рыхлову А.С, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены судебного постановления, исходя из изученных материалов дела, доводов апелляционной жалобы Ароновича Л.М, имеются по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Аронович Л.М. является получателем региональной социальной доплаты к пенсии с...
В личном деле Ароновича Л.М. имеется его расписка-уведомление от... года о необходимости в течение 10 дней сообщить в отдел социальной защиты населения об изменении обстоятельств, влекущих изменение размера РСД или прекращение ее выплаты.
С 1 января 2021 года в порядке межведомственного взаимодействия поступили сведения из ГУ-ГУ ПФР о страховых периодах, с указанием года и месяца работы по сведениям ПФР с... года.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, Аронович Л.М. зарегистрирован с 12 ноября 2014 года в качестве.., регистрации в качестве страхователя в ГУ-ГУ ПФ РФ N 6 по г. Москве и МО муниципальный район Бутырский 13 ноября 2014 года.
... года Комиссией Отдела в рамках полномочий принято Решение.., установлена переплата средств городского бюджета за период с... года в сумме сумма, в связи с тем, что установлена регистрация Ароновича Л.М. в качестве... года. Решение с уведомлением направлено в адрес Ароновича Л.М....
Согласно разъяснениям УСЗН СВАО Бутырского района г. Москвы от 08.02.2022 N 01-04-35/22 (л.д. 79-85), основанием для приостановления и прекращения выплаты РСД послужили сведения о периодах отчисления страхователем страховых взносов с... годы.
Разрешая спор, приходя к выводу, что принятое истцом УСЗН СВАО Бутырского района г. Москвы решение... и последующее прекращение выплаты ответчику Ароновичу Л.М. региональной социальной доплаты к пенсии является правомерным, а излишне выплачена сумма РСД за период с... подлежит возмещению, суд первой инстанции исходил из того, что Аронович Л.М, являясь.., фактически осуществляя трудовую деятельность в понимании положений ст. ст. 16, 17 Трудового Кодекса РФ, и получал региональную социальную доплату к пенсии без наличия к тому оснований, органу социальной защиты населения о своем трудоустройстве своевременно не сообщил, в связи с чем, исходя из положений постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные доплаты должны быть взысканы с Ароновича Л.М. в соответствии с исковыми требованиями УСЗН СВАО Бутырского района г. Москвы.
Принимая решение об отказе в удовлетворении встречного иска и отклоняя как несостоятельные доводы Ароновича Л.М. о том, что с 2014 года деятельность... является безвозмездной и основана на добровольных началах, суд первой инстанции исходил из того, что условием прекращения выплаты пенсионеру региональной социальной доплаты к пенсии является сам факт страховых периодов, то есть работы и (или) иной деятельности, в период которой пенсионер подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, находит их основанными на неверном толковании и применении норм материального права, без учета установленных по делу обстоятельств.
Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи (перечень которых приводится в статье 6 данного Закона, в их числе, в частности, названы лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), страховщик (к которым относится согласно статье 5 этого же Закона - Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы) и застрахованные лица (указанные в статье 7 Закона).
Статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" определен перечень лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.
Так к числу застрахованных лиц относятся граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход").
Как следует из материалов дела, Аронович Л.М. с 2014 года будучи членом некоммерческой организации, избранным.., осуществляет руководящие функции на безвозмездной основе, выплата вознаграждения не предполагается, в трудовые или в гражданско-правовые отношения с организацией не вступал, заработная плата и вознаграждение не начислялась и не выплчивалась, сдавал "нулевую" обязательную отчетность в налоговые и пенсионные органы по утвержденным формам после консультаций с сотрудниками органов, о чем представил формы отчетности по страховым взносам за... годы с отметкой о принятии пенсионным органом, и формы СЗВ-М с типом "отменяющая" за те же периоды (л.д. 123-193 том 1, л.д. 6-39 том 2), а также полученные им разъяснения пенсионного органа ГУ-ГУ ПФР N 6 по Москве и Московской области.
По данным сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Арановича Л.М. (форма СЗВ-ИЛС, СЗВ-6) начисленные, уплаченные и учтенные страховые взносы за период, начиная с... года отсутствуют (л.д. 48-50, 98-102 том 1).
Из разъяснений страхователю ГУ-ГУ ПФР N 6 по Москве и Московской области о порядке представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в отношении руководителей (председателей) и/или членов общественных и некоммерческих организаций, выполняющих деятельность безвозмездно следует, что согласно позиции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, работающие безвозмездно в некоммерческих организациях сотрудники, а также лица, осуществляющие руководящие функции, в отношении которых не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, относятся к неработающим лицам, и страховые пенсии им индексируются как неработающим пенсионерам.
В этой связи руководители (председатели) и/или члены общественных и некоммерческих организаций, безвозмездно выполняющие трудовые функции, в отношении которых не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются неработающими лицами, и страховые пенсии им индексируются как неработающим пенсионерам. Форма СЗВ-М на указанных застрахованных лиц за данные периоды в территориальные органы ПФР не представляются.
В случае если или в конкретном месяце в отношении руководителей (председателей) и/или членов некоммерческих организаций (товариществ собственников недвижимости, потребительских кооперативов, религиозных организаций и др.) произведено начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные лица признаются работающими и, соответственно, страхователи обязаны представлять в территориальные органы ПФР сведения о форме СЗВ-М за данный период (л.д. 121 том 1).
В соответствии с письмом ПФР 03.07.2019 N СЧ-25-24/13564 по вопросу отнесения к работающим или неработающим лицам председателей и членов общественных организаций с учетом позиции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации следует следующее: Под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ или оказание услуг. Статьей 16Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, а в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен, - на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Согласно статье 15 ТК РФ трудовые отношения предполагают личное выполнение работником трудовой функции за плату. В связи с этим председатели и/или члены общественных организаций, безвозмездно выполняющие трудовые функции, в отношении которых не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются неработающими лицами.
Таким образом, с учетом приведенного правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, Аронович Л.М. и... не являются субъектами правоотношений по смыслу ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", осуществляемая Ароновичем Л.М. в... деятельность оплачиваемой не является, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются и не уплачиваются, что следует из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Ароновича Л.М. страховые периоды не образует, деятельность обусловлена достижением уставных целей, связанных с удовлетворением основных потребностей ее членов.
При таких данных оснований для применения подпункта "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, предусматривающего основания утраты пенсионером права на получение РСД- осуществление им оплачиваемой деятельности, в период которой производятся отчисления страховых взносов в рамках правоотношений, регулируемых Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", у суда первой инстанции не имелось. Решение N 6 от 20 января 2021 года УСЗН района Бутырский СВАО г. Москвы не может быть признано законным. Факт наличия у пенсионера Арановича Л.М. страховых периодов с 2018 в понимании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" подтверждения не нашел.
С учетом разъяснений ПФР об отнесении руководителей (председателей) к неработающим пенсионерам при отсутствии факта ведения возмездной деятельности, Ароновичем Л.М. сдана отчетность по форме "отменяющая", в целях корректировки безосновательно поданной отчетности СЗВ-М в отношении себя.
Кроме того, как указано выше, Аронович Л.М. обратился с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии... года, тогда как уже с... года Аронович Л.М. зарегистрирован в качестве... зарегистрирован в качестве страхователя в ГУ-ГУ ПФ РФ N 6 по г. Москве и МО муниципальный район Бутырский, за спорный период с... ответчик сдавал в пенсионный фонд отчетность, где указывал об отсутствии начислений и выплат заработной платы и вознаграждений, что и отражалось на его лицевом счете и не формировало его пенсионные права (ИПК- 00, 00). Соответственно, истец по первоначальному иску с момента назначения спорных выплат знал или должен был знать о данных обстоятельствах. Следовательно, со стороны пенсионера отсутствовала недобросовестность при обращении в орган социальной защиты населения за назначение доплаты к пенсии, что в силу положений ст. 1109 ГК Российской Федерации также является основанием для отказа в удовлетворении иска УСЗН района Бутырский СВАО г. Москвы о взыскании с Ароновича Л.М. региональной социальной доплаты к пенсии в качестве неосновательного обогащения.
При таких данных, оснований для удовлетворения заявленных УСЗН района Бутырский СВАО г. Москвы требований не имелось, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований УСЗН района Бутырский СВАО г. Москвы к Ароновичу Л.М, а встречный иск Ароновича Л.М. о возобновлении выплаты региональной социальной доплаты к пенсии с даты приостановления... - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия, определила:
Решение Бутырского районного суда города Москвы от 10 августа 2022 года отменить.
Принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований УСЗН района Бутырский СВАО г. Москвы к Ароновичу Л.М. о возврате неправомерно полученных денежных средств.
Встречный иск Ароновича Л.М. к УСЗН района Бутырский СВАО г. Москвы удовлетворить, обязав УСЗН района Бутырский СВАО г. Москвы возобновить выплаты региональной социальной доплаты к пенсии.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.