Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей Кирпиковой Н.С., Милых М.В.
при секретаре Помаз А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-359/2022 по административному иску адрес к Государственной инспекции труда в адрес, государственному инспектору труда о признании незаконным и отмене предписания
по апелляционной жалобе административного истца адрес, подписанной генеральным директором фио, на решение Тверского районного суда адрес от 14 апреля 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
адрес обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда адрес (далее - ГИТ в адрес), главному государственному инспектору труда фио, о признании незаконным и отмене предписания от 11 ноября 2021 года, ссылаясь на то, что ГИТ в адрес в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением требований трудового законодательства в соответствии с решением заместителя руководителя ГИТ в адрес была проведена документарная проверка в адрес, по результатам которой главным государственным инспектором труда фио был составлен Акт внеплановой документарной проверки и вынесено предписание N... об устранении выявленных нарушений, которые заключаются в нег начислении и невыплате работнику адрес фио процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в южном адрес, а именно, в обособленном структурном подразделении СП N 12 в адрес в период с 14 апреля 2014 года по 9 апреля 2021 года, компенсации за 56 дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
Полагая предписание незаконным, административный истец указывал на то, что перечень территорий, отнесенных к южным адрес, законодательством не определен, действие законодательства адрес о гарантиях и компенсациях лицам, работающим на территории адрес, на административного истца не распространяется.
Решением Тверского районного суда адрес от 14 апреля 2022 года в удовлетворении административных исковых требований адрес отказано.
В апелляционной жалобе административный истец адрес ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей административного истца адрес по доверенности фио, фио, представителя административного ответчика Государственной инспекции труда в адрес по доверенности фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 354 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Статьей 356 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что в соответствии с решением заместителя руководителя ГИТ в адрес от 14 октября 2021 года в адрес в рамках осуществления федерального надзора за соблюдением требований трудового законодательства в связи с поступившим в Инспекцию обращением работника была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
11 ноября 2021 года составлен Акт внеплановой документарной проверки NПГ/31854/12-40139-И/18-1329, согласно которому в ходе проверки было установлено, что приказом 31 октября 2014 года N 69-к фио был принят на работу в адрес на должность инженера (СП N 12 обособленное структурное подразделение в адрес), с окладом сумма в месяц на основании трудового договора N 11 от 7 апреля 2014 года.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 31 октября 2014 года N 1 фио переведен на должность главного специалиста службы по координации действий и решению вопросов проектирования космодрома "Восточный" в адрес.
Дополнительным соглашением к трудовому договору N 3 от 10 июня 2015 года внесены изменения в трудовой договор в части установления места работы, указано, что место работы фио - адрес, обособленное подразделение адрес.
В последующем с фио также заключались дополнительные соглашения, которыми он переводился на разные должности, изменялся размер заработной платы, при этом его место работы не изменялось.
Согласно данному акту в нарушение абз. 7 ч. 2 ст. 22; ч. 2 ст. 146, ст.ст. 148, 317 Трудового кодекса РФ, п. 1 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 9 января 1986 года N 53 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных адрес и адрес" за непрерывный стаж работы фио в обществе в период с 14 апреля 2014 года по 9 апреля 2021 года в южном адрес, а именно, в обособленном подразделении СП N 12 в адрес, не начислялась и не выплачивалась процентная надбавка к заработной плате в размере 10% по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 % заработка.
В нарушение ч. 4 ст. 84.1, ч. 1 ст. 127, ч.1 ст. 140 Трудового кодекса РФ, ст. 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1, фио в день увольнения не выплачена компенсация за 56 дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для вынесения главным государственным инспектором труда фио предписания N... от 11 ноября 2021 года, которым установлен срок для устранения допущенных нарушений, а именно для выплаты фио процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в южном адрес, компенсации за 56 дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
Как видно из дела, фио в соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 года N4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в адрес и приравненных к ним местностях" в период работы в адрес выплачивался районный коэффициент к заработной плате 1, 3.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что в силу части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в числе прочего соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Статьей 148 Трудового кодекса РФ установлено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Пунктом 1 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 9 января 1986 года N 53 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных адрес и адрес" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных адрес и адрес, которым выплата таких надбавок еще не установлена, в размере 10% по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% заработка.
Как установлено судом, территория адрес за исключением отдельных территории, включенных в перечень районов, приравненных к адрес в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N1029 (Зейский, Селемджинский, адрес и Тында с территорией, находящейся в административном подчинении Тындинского городского Совета народных депутатов), относится к южным адрес.
Частью 1 статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в адрес и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно статье 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в адрес и приравненных к ним местностях" кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных адрес, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью:
в остальных адрес, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - 8 календарных дней.
Согласно статье 6 Закона адрес от 11 апреля 2005 года N 471-ОЗ лицам, работающим в государственных органах области, работникам областных государственных учреждений, кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью, в южных районах области - 8 календарных дней.
В соответствии с частью 3 статьи 3 указанного Закона гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.
В соответствии со статьей 127 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность выплаты компенсации за неиспользованный отпуск возникает у работодателя только при увольнении работника.
Оценив по правилам статей 84, 178, 180 КАС РФ установленные по делу обстоятельства применительно к изложенным положениям действующего законодательства, установив, что территория адрес (за исключением ряда районов) отнесена к районам с особыми климатическими условиями, где к заработной плате работников установлены районный коэффициент и процентная надбавка, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям трудового законодательства, вынесено в пределах полномочий административного ответчика, соответствует целям и задачам защиты трудовых прав работников в рамках осуществления государственного надзора, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Обстоятельства нарушения требований трудового законодательства, послужившие основанием для вынесения оспариваемого предписания, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что перечень территорий, относящихся к южным адрес, нормативными правовыми актами не определен, не опровергают выводов суда о том, что территория адрес (за исключением Зейского, Селемджинского, адрес, приравненных к адрес), относится к южным адрес, где к заработной плате работников подлежат применению районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы.
Право работников в таких местностях на дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней предусмотрено статьей 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в адрес и приравненных к ним местностях".
То обстоятельство, что фио за время его работы в адрес выплачивался районный коэффициент в размере большем, чем предусмотрено законодательством, не умаляет право работника на получение заработной платы в полном объеме с учетом льгот и компенсаций, установленных законом для лиц, работающих в районах с особыми климатическими условиями.
Вопреки доводам апелляционной жалобы обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 февраля 2023 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.