Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей фио, адресВ., при секретаре Цыганковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ. административное дело N 2а-1067/2022 по административному исковому заявлению Сухова Александра Андреевича к призывной комиссии адрес по мобилизации, военному комиссариату адрес, военному комиссару адрес о признании незаконным заключения об определении категории годности врачей-специалистов, бездействия военно-врачебной комиссии, обязании направить на дополнительное медицинское обследование, признании незаконным решения о мобилизации и призыве на военную службу, обязании вынести решение об освобождении от военной службы, признании незаконными действий по выдаче повестки для отправки в войска
по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Чертановского районного суда адрес от 10 октября 2022 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец обратился в суд с указанным административным исковым заявлением. Свои требования обосновывает тем, что в рамках частичной мобилизации 23 сентября 2022 г. истец явился в военный комиссариат по повестке, где в этот же день без проведения медицинского освидетельствования и призывной комиссии по мобилизации ему была вручена повестка на отправку и он был отправлен в воинскую часть. В воинской части он сообщил о том, что у него имеются заболевания по состоянию здоровья, его супруга предоставила начальнику воинской части медицинские документы, в связи с чем ему было выдано предписание на прохождение военно-врачебной комиссии. 29 сентября 2022 г. в военном комиссариате адрес его осмотрел врач-терапевт и врач-отоларинголог. Врачам он предъявлял жалобы на состояние здоровья. Врачи-специалисты приняли решение о том, что его необходимо направить на дополнительное медицинское освидетельствование, однако направлен на обследование он не был, иные врачи-специалисты его не осматривали, полное медицинское освидетельствование в отношении него не проводилось, в следствии чего без проведения призывной комиссии по мобилизации ему была озвучена категория годности Б - годен с незначительными ограничениями и выдана повестка для явки 30 сентября 2022 г. в военный комиссариат адрес. Истец страдает заболеваниями: гипертоническая болезнь 1 ст, артериальная гипертензия 3, низкий риск 1; левосторонний хронический эпитимпаноантральный гнойный средний отит; выполнено оперативное лечение: реконструктивная операция на звукопроводящем аппарате среднего уха с применением микрохирургической техники и металлического импланта: консервативная радикальная операция с тимпанопластикой 3 типа и мастоидопластикой левого уха; ожирение III степени.
Просил суд признать незаконным заключение об определении категории годности врачей-специалистов, проводивших медицинское освидетельствование в военном комиссариате адрес по мобилизации в отношении него в рамках частичной мобилизации; признать незаконным бездействие военно-врачебной комиссии в части ненаправления на дополнительное медицинское обследование и на обязательные диагностические исследования; обязать военно-врачебную комиссию направить истца на дополнительное медицинское обследование и обязательные диагностические исследования; признать незаконным решение призывной комиссии по мобилизации адрес о призыве истца для прохождения военной службы; обязать призывную комиссию по мобилизации адрес вынести в отношении истца решение об освобождении от призыва на военную службу; признать незаконным действия военного комиссара адрес по выдаче истцу повестки на отправку в целях реализации решения призывной комиссии по мобилизации адрес.
Решением Чертановского районного суда адрес от 10 октября 2022 года постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Сухова Александра Андреевича к призывной комиссии адрес по мобилизации, военному комиссариату адрес, военному комиссару адрес о признании незаконным заключения об определении категории годности врачей-специалистов, бездействия военно-врачебной комиссии, обязании направить на дополнительное медицинское обследование, признании незаконным решения о мобилизации и призыве на военную службу, обязании вынести решение об освобождении от военной службы, признании незаконными действий по выдаче повестки для отправки в войска, отказать.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы административного дела, выслушав представителя административного истца по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
В силу статьи 16 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" организация работ и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.02.1997г. N31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами (пункт 1). Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (пункт 2).
Согласно Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006г. N852:
Призыв граждан по мобилизации включает: оповещение граждан и организаций о проведении мобилизации; явку (доставку) граждан в места сбора и (или) на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); документальное оформление призыва граждан по мобилизации (пункт 2).
Призыв граждан по мобилизации осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на адрес или субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (пункт 3).
На призывную комиссию но мобилизации муниципального образования возлагаются следующие функции:
а) в мирное время: определение количества объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) исходя из объема мобилизационного задания; распределение объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) по организациям, фондами которых они будут пользоваться; определение необходимого количества граждан, привлекаемых в аппарат усиления военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований); организация оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военного комиссариата, а также доставки граждан на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); осуществление контроля за содержанием зданий, помещений и других объектов, предназначенных для обеспечения проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории муниципального образования; организация проведения и обеспечения призыва граждан; обеспечение организации розыска и доставки граждан, не явившихся в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для получения ими мобилизационных предписаний;
б) в период мобилизации: уточнение объема и сроков поставки ресурсов военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований); утверждение списков граждан, переданных в комплектуемые воинские части; осуществление контроля за развертыванием объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) в плановые сроки; осуществление оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военных комиссариатов, а также доставки на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); предоставление гражданам отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации; организация охраны и поддержания общественного порядка на объектах базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований), а также на маршрутах движения ресурсов; обеспечение организации розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям (пункт 22).
Призывная комиссия по мобилизации:
а) в мирное время: организует своевременное оповещение и явку (доставку) граждан, пребывающих в запасе, на пункты сбора военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований); содействует подбору граждан в состав аппарата усиления военного комиссариата и привлечению их к тренировочным занятиям; представляет на заседание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления вопросы организации и всестороннего обеспечения вышеуказанных мероприятий, в сооружений, коммуникаций, земельных участков средств, в соответствии с планами мобилизации;
б) в период мобилизации: во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву; организует взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям (пункт 24).
В соответствии с п.1 ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998г. N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службы" граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
В соответствии с п.2 ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998г. N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службы" врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013г. N 565 при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе).
Указом Президента РФ от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" с 21 сентября 2022 г. в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
Установить в период частичной мобилизации следующие основания увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации:
а) по возрасту - по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по состоянию здоровья - в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими;
в) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы (пункт 5 Указа).
В судебном заседании было установлено, что Сухов Александр Андреевич состоит на воинскому учете в военном комиссариате адрес.
При прохождении мероприятий, связанных с призывом на военную службу по мобилизации, Суховым А.А. был пройден медицинский осмотр врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии по мобилизации.
Никаких медицинских документов при медицинском осмотре Суховым А.А. представлено не было.
29.09.2022г. Сухов А.А. из воинской части направлен в военный комиссариат адрес для организации детального изучения состояния здоровья и проведения освидетельствования военно-врачебной комиссией на предмет годности к прохождению военной службы.
29.09.2022г. Сухову А.А. врачом-отоларингологом и врачом-терапевтом, включенными в состав призывной комиссии по мобилизации, определена категория годности "В" - ограничено годен к военной службе.
Сухов А.А. освобожден от призыва в армию в мирное время в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.
После изучения всех жалоб, анамнеза, результатов клинико-инструментальных методов исследования, оценки состояния здоровья административного истца, а также медицинских заключений из учреждений, входящих в перечень (реестр) учреждений, предназначенных для обследования (лечения) граждан, подлежащих призыву, и в строгом соответствии с Расписанием болезней, утв. постановлением Правительства РФ N 565 было вынесено заключение о категории годности к военной службе фио Оснований для направления фио на дополнительное медицинское освидетельствование не имелось.
Оценив доказательства в совокупности, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в период прохождения медицинского освидетельствования и на момент вынесения в отношении фио медицинского заключения об определении категории его годности к военной службе, сомнений в диагнозе не возникло и направление на дополнительное медицинское обследование не требовалось; порядок принятия оспариваемого решения соблюден, оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения, нарушения прав, свобод и законных интересов истца не установлено.
Со стороны фио не было представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении подлежащих защите в судебном порядке его прав, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что оспариваемое административным истцом решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом сведений о состоянии его здоровья.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
Судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
При таких данных, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чертановского районного суда адрес от 10 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 февраля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.