Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей фио, адресВ., при секретаре Аллахвердиевой Л.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-732/2022 по административному исковому заявлению Чеснокова Сергея Александровича к Зюзинскому ОСП ГУФССП России, судебному приставу исполнителю фио, фио ГУ ФССП по адрес о признании действий (бездействий) незаконными, обязать устранить нарушения.
по апелляционной жалобе административного истца фио, на решение Зюзинского районного суда адрес от 14 сентября 2022 года об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Лукашенко Н.И, объяснения представителя административного истца фио, возражения заинтересованного лица Копыловой Н.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец обратился в суд с заявлением к Зюзинскому ОСП ГУФССП России, судебному приставу-исполнителю фио, фио ГУ ФССП по адрес о признании действий (бездействий) незаконными, обязать устранить нарушения.
В обоснование заявления указывает, что 06.02.2018 Зюзинским ОСП ГУФССП России по адрес было возбуждено исполнительное производство N77048/18/271575 на основании исполнительного листа N ВС 173291018 от 30.01.2018, выданного судебным участком N 402 адрес о взыскании с административного истца в пользу взыскателя Копыловой Н.С. алиментов на содержание дочери фио паспортные данные в размере 1/4 всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно. 08.11.2018 постановлением судебного пристава фио исполнительное производство было окончено на основании п.п 1 п. 1 ст. 47 ФЗ "Об исполнительном производстве" (фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе). 24.02.2022 постановлением старшего судебного пристава-исполнителя Зюзинского ОСП постановление об окончании исполнительного производства от 08.11.2018 было отменено, исполнительное производство N73383/18/77032-ИП возобновлено и зарегистрировано под номером 27365/22/77032-ИП. В этот же день административным ответчиком вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период с 23.06.2019 до 24.02.2022, сумма задолженности составила 374 889, 57 коп. Постановлением от 14.03.2022 "О внесении изменений в постановление от 24.02.2022г." оспариваемое постановление было изменено, период начисления задолженности сокращен до 31.01.2022г, однако сумма задолженности увеличена до сумма Вместе с тем, по расчетам административного истца, размер задолженности составляет всего сумма, на основании следующего: в соответствии с оспариваемым постановлением у истца осталась задолженность по алиментам по состоянию на 23.06.2019 г..в сумме сумма Сумма задолженности включена в расчет ответчика на основании заявления взыскателя Копыловой Н.С, согласно информационного письма ПАО "Промсвязьбанк" от 24.06.2019 N 56624 без выяснения обстоятельств и какой-либо дополнительной проверки.
Согласно данного информационного письма по последнему месту работы с фио удерживались алименты в размере не 1/4, как это было предусмотрено решением суда, а в размере 50% всех полученных доходов, в связи с чем, образование какой бы то ни было задолженности за время его работы в ПАО "Промсвязьбанк" до 21.06.2019 г..является оспоримым. Кроме того, согласно справки адрес 21.06.2019г. на счет Копыловой Н.С. были зачислены алименты в сумме сумма Требует оценки и пояснений взыскателя то обстоятельство, что зная о существовании задолженности с июня 2019 г..по февраль 2022 г, Копылова Н.С. в течение 2 лет 8 мес. не обращалась к должнику с требованием о погашении задолженности либо с заявлением о возобновлении исполнительного производства и не обжаловала постановление об окончании производства в связи с фактическим исполнением требований. Согласно оспариваемого постановления в редакции постановления от 14.03.2022 г..расчет задолженности сделан за период с 23.06.2019 по 31.01.2022 за 32 месяца, в том числе за 30 месяцев исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности и 2 месяца исходя из заработной платы плательщика. В период с 23.06.2019 по 31.11.2021 (30 месяцев) административный ответчик был безработным, в том числе с июля 2019 по октябрь 2021 (28 месяцев) состоял на учете в ГКУ ЦЗН (Отдел трудоустройства "Лосиноостровский", и получал пособие по безработице. В материалы исполнительного производства была представлена справка ЦЗН адрес от 24.02.2022 N0550521/22ЛОСИН о социальных выплатах в период безработицы в период с июля 2019 г..по октябрь 2021 г..В соответствии с пп. "в" п. 2 постановления Правительства РФ от 02.11.2021 г..N 1908 "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ", Методических рекомендаций, утв.
Приказом УФССП России по Москве от 16.04.2010 N 344 и п.п. 8, 10 Порядка удержания алиментов, утв. Указанием ФСЗ России от 30.03.1993 N П-7-10-307, удержание алиментов, если должник не работает, но получает пособие по безработице, производится с общей суммы пособия по безработице (включая все виды доплат к пособию по безработице) за вычетом подоходного налога. Согласно представленной в материалы исполнительного производства справки ЦЗН Чесноков С.А. получал пособие по безработице в течение 22 месяцев, с июля 2019 по ноябрь 2020 (17 месяце), с апреля 2021 по август 2021 (5 месяцев), и не получал в течение 8 месяцев, с 23.06.2019 по 30.06.2019 (1 месяцев), с декабря 2021 по март 2021 (4 месяцев) и сентября 2021 по ноябрь 2021 (3 месяца). Несмотря на то, что документы, подтверждающие получение пособия по безработице, были представлены в материалы исполнительного производства неоднократно, в нарушение п. 4 ст. 113 адрес кодекса РФ и п/п. "в" п.2 постановления Правительства РФ от 02.11.2021 г..N 1908 административный ответчик исчислил задолженность по алиментам исходя из средней заработной платы в РФ, а не из полученного пособия. Согласно прилагаемого контррасчета размер алиментов фио за период, когда он получал пособие по безработице (17 месяцев) составляет сумма, из которой согласно выписки по переводам ПАО "Сбербанк" и справок ПАО "Банк ВТБ" Чесноковым С.А. перечислено на карту взыскателя сумма + сумма за сентябрь 2021. Задолженность за 8 месяцев, когда Чесноков С.А. не получал пособие, исходя из средней заработной платы, составляет сумма С 01.12.2021 административный истец работает специалистом по оказанию услуг в адрес Коньково. Его доход за декабрь 2021 и январь 2022 согласно чеков ПАО "Банк ВТБ" составил: декабрь 2021 - сумма (сумма + сумма), сумма алиментов - сумма 47823 х 1/4), январь 2022г. сумма (сумма + сумма), сумма алиментов - сумма 51721 х 1/4). Алименты перечислены на счет Копыловой Н.С. 05.01.2022 и 15.02.2022. Задолженность по алиментам - отсутствует.
Административный истец считает постановление от 24.02.2022 в редакции от 14.03.2022 о расчете задолженности по алиментам незаконным, поскольку оно противоречит действующему законодательству и приказам УФССП России и нарушает его права и законные интересы. 04.03.2022 административным истцом было подано заявление об обжаловании оспариваемого постановления в порядке подчиненности старшему судебному приставу-начальнику Зюзинского ОСП, в результате рассмотрения которого постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава-исполнителя Зюзинского ОСП ГУФССП России по адрес N77032/22/161294/АЖ от 28.03.2022 обжалуемое постановление было оставлено в силе по формальным основаниям- в связи с тем, что что административный ответчик вынес постановление от 14.03.2022 "О внесении изменений в постановление от 24.02.2022" с учетом представленных административным истцом справок с места работы.
Административный истец просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Зюзинского ОСП фио от 24.02.2022 в редакции постановления от 14.03.2022 о расчете задолженности по алиментам фио, признать незаконным постановление Врио начальника отдела - старшего судебного пристава-исполнителя Зюзинского ОСП ГУФССП России по адрес фио N77032/22/161294/АЖ от 28.03.2022 об отказе в удовлетворении жалобы фио. обязать судебного пристава-исполнителя фио определить задолженность плательщика алиментов Чеснокова Сергея Александровича по решению мирового судьи судебного участка N 402 адрес в пользу Копыловой Натальи Сергеевны алиментов на содержание дочери фио паспортные данные в размере сумма
Решением Зюзинского районного суда адрес от 14 сентября 2022 года постановлено: в удовлетворении административного иска Чеснокова Сергея Александровича к Зюзинскому ОСП ГУФССП России, судебному приставу исполнителю фио, фио ГУ ФССП по адрес о признании действий бездействий незаконными, обязать устранить нарушения - отказать.
В апелляционной жалобе административный истец выражает несогласие в указанным выше решением.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, возражения заинтересованного лица, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, проверив решение, судебная коллегия не усматривает предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Частью 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Зюзинском ОСП ГУФССП России по адрес на исполнении находится исполнительное производство от 06.02.2018 N 27365/22/77032-ИП (ранее присвоенный номер: N73944/18/77048-ИП, N94173/18/77048-ИП, N73383/18/77032- ИП), возбужденного на основании исполнительного документа: Исполнительный лист N ВС 073291018 от 30.01.2018, выданного органом: адрес N402 Зюзинского судебного района адрес по делу N 2-357/2016, вступившему в законную силу 23.09.2016, предмет исполнения: Алименты на содержание ребенка, в отношении должника: фио, паспортные данные, адрес должника: адрес, адрес, в пользу взыскателя: Копыловой Н.С, адрес взыскателя: д. 31, кв. 488, мкр. 1 Мая, адрес.
В рамках настоящего исполнительного производства судебным приставом- исполнителем направлены запросы в регистрирующие органы, банки и кредитные организации с целью установления имущественного положения должника.
На основании обращения от 17.02.2022 поступившего от взыскателя Копыловой Н.С, 24.02.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено проставление о расчете задолженности по алиментам, задолженность по состоянию на 25.02.2022 составляет сумма
Согласно полученному ответу из ПФР должник имеет официальное место дохода и постоянный заработок в ГБУ МФЦ адрес документы".
14.03.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника и направлено по месту получения дохода в ГБУ МФЦ адрес документы" (ШПИ: 11773769031412).
24.02.2022 на приеме у судебного пристава-исполнителя получено ходатайство от должника фио, где он указывает, что трудоустроен в ГБУ МФЦ адрес документы" с 01.12.2021. 24.02.2022 в отношении должника составлен протокол N 4092/22/77032-АП об административном правонарушении предусмотренного по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, за несвоевременное предоставление информации судебному приставу-исполнителю о трудоустройстве.
24.02.2022 в отношении должника фио составлен протокол N4104/22/77032-АП об административном правонарушении предусмотренного по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ. Судебным приставом-исполнителем в адрес адрес N 402 адрес направлены материалы об административном правонарушении по признакам, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.
14.03.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено проставление (о внесении изменений в постановление от 24.02.2022) о расчете задолженности по алиментам, задолженность по состоянию на 01.02.2022 составляет сумма
28.03.2022 судебным участком N 402 адрес вынесено постановление по делу об административном правонарушении по признакам, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ. Должник признан виновным в совершении административного правонарушения по признакам, предусмотренным ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, подвергнут к наказанию в виде обязательных работ на срок 40 (сорок) часов.
Согласно материалам исполнительного производства, за период с 23.06.2019 по 31.01.2022 должником Чесноковым С.А. выплачено сумма на содержание несовершеннолетнего ребенка фио, паспортные данные, однако согласно вышеуказанного исполнительного документа, Чесноков С.А. обязан производить выплаты в размере 1/4 (одной четвертой) ежемесячно, начиная с 10.08.2016 и по 26.11.2032 (по день совершеннолетия фио, паспортные данные.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и проанализировав доводы административного иска применительно к требованиям законодательства об исполнительном производстве и судебных приставах, пришел к выводу, об отказе в удовлетворении исковых требований.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229 "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам регламентированы положениями статьи 102 названного Федерального закона "Об исполнительном производстве", и статьей 113 Семейного кодекса РФ, которые предусматривают, что размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Согласно пункту 3 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Вопросы алиментных обязательств, в том числе порядка определения размера подлежащих уплате на содержание несовершеннолетних детей алиментов, урегулированы в Семейном кодексе Российской Федерации, который исходит из приоритета добровольного исполнения родителями обязанности содержать своих несовершеннолетних детей; при этом, предусматривая механизм ее принудительного исполнения, он закрепляет требование о необходимости учета судом материального и семейного положения сторон алиментного обязательства и других заслуживающих внимания обстоятельств (ст.ст. 80, 81; п. 1 ст. 83; п. 4 ст. 113 адрес кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в основе правового регулирования отношений, возникающих в связи с принудительным исполнением родителями обязанности содержать своих несовершеннолетних детей, лежит требование о необходимости обеспечения баланса интересов обеих сторон алиментных отношений.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 218, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 121, статьи 122 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в судебном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 107 адрес кодекса Российской Федерации, алименты присуждаются с момента обращения в суд. Алименты за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты.
Доводы апелляционной жалобы о неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, признаются судебной коллегией несостоятельными. Необходимые для правильного рассмотрения дела обстоятельства установлены в полном объеме.
Иные доводы апелляционной жалобы, не могут быть приняты во внимание и служить оснований для отмены состоявшегося решения суда, поскольку не привели к принятию незаконного судебного акта, указанные обстоятельства не является препятствием для доступа к правосудию и не лишает истца права на судебную защиту путем подачи самостоятельного иска в установленном законом порядке.
Дополнения к апелляционной жалобе не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зюзинского районного суда адрес от 14 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 14 февраля 2023г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.