Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Тиханская А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства материал NМА-691/2022 по частной жалобе административного истца Шкабаро Ю.И. на определение судьи Тверского районного суда адрес от 31 марта 2022 года, которым постановлено:
исковое заявление Шкабаро Ю.И. о признании действий незаконными оставить без движения, предоставив срок для исправления недостатков до 12 мая 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Шкабаро Ю.И. обратился в суд и просил признать незаконным и отменить решение Главной военной прокуратуры о прекращении переписки.
Определением судьи от 31 марта 2022 года административное исковое заявление Шкабаро Ю.И. оставлено без движения, как не соответствующее положениям ст.125-126 КАС РФ.
На отмене определения настаивает административный истец по доводам частной жалобы.
Согласно части 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется по правилам, установленным главой 34 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола судьей единолично.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, прихожу к выводу, что определение судьи отмене не подлежит.
Оставляя административный иск без движения, суд указал на необходимость оформления административного заявления по правилам ст. 125 КАС РФ с указанием административного ответчика, его адреса.
Кроме того судом обращено внимание на то, что к административному иску не приложена копия иска для административного ответчика и документов, обосновывающих позицию административного истца, квитанция об уплате госпошлины либо документ, подтверждающий право на льготы.
Данное требование суда вытекает из положения статьи 126 КАС РФ.
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, подаваемых на бумажном носителе, не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 126 КАС РФ к административному исковому заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере, либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого.
Из материалов усматривается, что административный иск не содержит наименование административного ответчика, его адрес, квитанция об уплате госпошлины, равно, как и иные документы, подтверждающие льготу по уплате госпошлины, Шкабаро Ю.И. не были приложены к административному иску; соответствующее ходатайство об освобождении от уплаты госпошлины, о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины административный иск не содержал.
Ссылка в частной жалобе на то, что заявление подано в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях РФ, отмены определения суда не влечет, поскольку Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод (статья 46, часть 1), непосредственно не устанавливает какой-либо конкретный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, которые определяются федеральными законами. При этом статья 118 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации устанавливает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Подмена одного вида судопроизводства другим является, таким образом, недопустимой.
Тем самым, вид судопроизводства, по правилам которого подлежит разрешению спор, определяется судом.
Исходя из контекста заявленных требований, Шкабаро Ю.И. оспаривал решение Главной военной прокуратуры о прекращении с ним переписки.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральным и законами.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Учитывая, что Шкабаро Ю.И. оспаривал властно-распорядительное решение должностного лица органов прокуратуры, такие требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ. Представленное в суд заявление по форме и содержанию не соответствует положениям ст. 125-126 КАС РФ.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для оставления административного иска без движения.
Руководствуясь ст. 309-311, 316 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Тверского районного суда адрес от 31 марта 2022 года оставить без изменения, частную жалобу Шкабаро Ю.И. - без удовлетворения.
Определение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.