Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Шаутаевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-109/2022 по административному иску Сенаторовой Анастасии Эдуардовны к Государственной жилищной инспекции адрес (Мосжилинспекции) о признании незаконным распоряжения от 30 сентября 2021 года N 10694-РЛ, принятии мер по восстановлению прав
по апелляционной жалобе административного истца Сенаторовой А.Э. на решение Мещанского районного суда адрес от 23 марта 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: адрес, управляющей организацией данного дома выбрано
ООО "УК "Тэвис" (протокол N 1 от 11.02.2021 года). Административный истец является одним из собственников помещений в многоквартирном доме и инициаторов общего собрания. На основании указанного решения ООО "УК "Тэвис" в порядке ч. 1 ст. 162 ЖК РФ заключило договор управления с собственниками помещений в этом доме, обладающими в совокупности более чем 50 % от общего числа голосов, а также направило заявление (вх. N МЖИ-05-34313/21 от 23.07.2021 года) в Мосжилинспекцию о внесении в реестр лицензий адрес информации об изменении управляющей организации указанного дома. По результатам рассмотрения названного заявления распоряжением инспекции от 16.09.2021 года N 10565-РЛ в реестр лицензий с 01.10.2021 года внесены следующие изменения: исключена информация о том, что ООО "УК "Преимущество" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: адрес; включена информация о том, что с 01.10.2021 года деятельность по управлению указанным многоквартирным домом осуществляет ООО "УК "Тэвис". Однако, 01.10.2021 года в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства было размещено новое распоряжение инспекции от 30.09.2021 года N 10694-РЛ об отмене распоряжения от 16.09.2021 года N 10565-РЛ, согласно которому: с 01.10.2021 года аннулирована внесенная в реестр лицензий информация об управлении ООО "УК "Тэвис" вышеуказанным многоквартирным домом; ООО "УК "Тэвис" отказано во внесении изменений в реестр лицензий, а ранее направленное заявление о внесении изменений в реестр лицензий рассмотрено инспекцией повторно и возвращено ООО "УК "Тэвис", в связи с выявлением недостоверности представленных сведений. Указанное решение Мосжилинспекции административный истец считает незаконным и подлежащим отмене.
По мнению административного истца, при принятии оспариваемого распоряжения инспекция вышла за пределы возложенных на нее полномочий, предусмотренных п. 4 Положения о Мосжилинспекции, самостоятельно пересмотрев собственное распоряжение и, по сути, подменив своими действиями функции судебной власти. Кроме того, из положений Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Минстроя России 25.12.2015 года
N 938/пр следует, что процедура проверки представленных лицензиатом документов в отношении каждого лицензиата однократно. Таким образом, после принятия инспекцией распоряжения о внесении в реестр лицензий сведений об осуществлении лицензиатом управления многоквартирным домом соответствующая административная процедура считается завершенной. При этом, нормы Положения о Мосжилинспекции, Порядка и Административного регламента предоставления государственной услуги "Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" в адрес, утвержденного постановлением Правительства адрес от 21.01.2015 года N 29-ПП, не наделяют инспекцию правом произвольного внесудебного пересмотра собственных решений и (или) возобновления рассмотрения заявления лицензиата, в отношении которого уже принято положительное решение. Кроме того, согласно приложенным материалам лицензионных дел, после внесения инспекцией изменений в реестр лицензий о переходе рассматриваемого многоквартирного дома в управление ООО "УК "Тэвис" по распоряжению от 16.09.2021 года N 10565-РЛ, другими лицензиатами не направлялись в инспекцию сведения о заключении новых договоров управления в отношении данного объекта и (или) о расторжении договоров управления, заключенных собственниками помещений в указанном многоквартирном доме с ООО "УК "Тэвис".
Иных обстоятельств, являющихся в соответствии с законодательством основаниями для внесения изменений в реестр лицензий, также не имелось. В связи с этим, административный истец полагает, что у инспекции отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого распоряжения и внесения соответствующих изменений в реестр лицензий. В то же время, инспекцией необоснованно восстановлена реестровая запись, в соответствии с которой управление спорным многоквартирным домом продолжает осуществлять ООО "УК "Преимущество", хотя договор с указанной управляющей организацией расторгнут по инициативе собственников помещений в указанном многоквартирном доме в порядке ч. 8.2 ст.162 ЖК РФ вследствие ненадлежащего выполнения работ и оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества (протокол N 1 от 11.02.2021 года). Решение по указанному вопросу принято большинством голосов собственников при наличии необходимого кворума, судом недействительным не признавалось. По мнению истца, оспариваемые действия инспекции по существу привели к передаче многоквартирного дома в управление организации, не имеющей действующего договора управления в отношении данного объекта, и, одновременно, к невозможности ООО "УК "Тэвис" исполнять условия договора управления, заключенного с собственниками помещений, которые обладают в совокупности более чем 50 % голосов от общего числа голосов в указанном доме. Таким образом, считает административный истец, оспариваемое распоряжение противоречит установленным частью 1 ст. 161 ЖК РФ целям обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме или обеспечения готовности инженерных систем.
Кроме того, в реестре лицензий инспекцией размещена недостоверная информация об исключении сведений о многоквартирном доме из лицензии ООО "УК "Тэвис", в связи с неоднократным совершением им грубых нарушений лицензионных требований. Также, инспекцией нарушен срок направления распоряжения управляющей организации ООО "УК "Тэвис", предусмотренный пунктом 11 Порядка. Как следует из содержания оспариваемого распоряжения N10694-РЛ, оно принято инспекцией 30.09.2021 года, тогда как размещено в ГИС ЖКХ лишь в 15:53 (МСК) 01.10.2021 года. Оспариваемое распоряжение необоснованно препятствует ООО "УК "Тэвис" в осуществлении деятельности по управлению соответствующим многоквартирным домом, чем нарушает права и законные интересы административного истца на получение качественных коммунальных услуг, а также работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. По этой же причине административный истец как собственник жилого помещения в рассматриваемом многоквартирном доме вынужден ежемесячно оплачивать работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества по завышенным ООО "УК "Преимущество" тарифам. При этом, фактическая внесудебная отмена инспекцией результатов общего собрания, инициированного административный истцом, нарушает его жилищные права, поскольку вопреки волеизъявлению собственников помещений в многоквартирном доме не позволяет выбранной по результатам такого собрания управляющей организации осуществлять управление данным объектом.
Решением Мещанского районного суда адрес от 23 марта 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Сенаторовой А.Э. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене принятого по делу решения, полагая его незаконным и необоснованным, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителя административного ответчика Мосжилинспекции по доверенности фио, возражения представителя заинтересованного лица ООО УК "Преимущество" - фио, изучив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что 23.07.2021 года в Государственную жилищную инспекцию адрес с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий адрес по адресу: адрес, обратилось ООО "УК "Тэвис".
Мосжилинспекция приостановила рассмотрение заявления от 23.07.2021 года и документов, приложенных к заявлению, на срок до 16.09.2021 года, в связи с несоответствием заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка. Мосжилинспекцией выявлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах, в части проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом N 1 от 11.02.2021 года; по представленным документам не подтверждено заключение договора управления с собственниками помещений, обладающими более чем 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 162 ЖК РФ; выявлено противоречие сведений, представленных ООО "УК "Тэвис", сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (многоквартирный дом по адресу: адрес, находится в реестре лицензий адрес в списке многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК "Преимущество", заявление о расторжении договора управления указанным многоквартирным домом от ООО "УК "Преимущество" в Мосжилинспекцию не поступало.
В соответствии с приказом Минстроя России N 938/пр от 25.12.2015 года и Положением о Мосжилинспекции, утвержденным постановлением Правительства адрес от 26.07.2011 года N 366-ПП, в адрес ООО "УК "Тэвис" и действующей управляющей компании ООО "УК "Преимущество" направлены запросы о предоставлении сведений о заключении договора управления многоквартирным домом, о прекращении/расторжении договора управления многоквартирным домом, о соблюдении порядка передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования, в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 года N 416, а также иных сведений, влияющих на ход рассмотрения заявления ООО "УК "Тэвис" о внесении изменений в реестр лицензий адрес по многоквартирному дому.
01.09.2021 года в адрес инспекции от ООО "УК "Преимущество" поступили запрашиваемые документы с пояснениями.
10.09.2021 года в адрес Мосжилинспекции от ООО "УК "Тэвис" поступили документы с пояснениями.
Мосжилинспекцией проведена проверка достоверности сведений.
На основании ч. 3 ст. 198 ЖК РФ, в соответствии с пп. "а" п. 7, п. 17 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 года N 938/пр, по результатам рассмотрения заявления и представленных ООО "УК "Тэвис" документов, Мосжилинспекцией изготовлено распоряжение, согласно которому с 01.10.2021 года исключить из реестра лицензий адрес сведения о том, что ООО "УК "Преимущество" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: адрес; с 01.10.2021 года включить в реестр лицензий адрес сведения о том, что ООО "УК "Тэвис" осуществляет деятельность по управлению указанным многоквартирным домом.
Согласно доводам административного ответчика, в связи с технической ошибкой Мосжилинспекцией при рассмотрении документов не были учтены поступившие в адрес инспекции обращения граждан, согласно которым собственники помещений в многоквартирном доме не принимали участие в голосовании при выборе управляющей организации ООО "УК "Тэвис", результаты которого оформлены протоколом от 11.02.2021 года N 1 (ГР-06-8744/21, ГР-06-8743/21, ГР-06-8741/21, ГР-06-8740/21, ГР-06-8739/21, ГР-06-8738/21, ГР-8737/21, ГР-06-8735/21, ГР-06-8734/21, ГР-06-8733/21, ГР-06-8732/21, ГР-06-8731/21, ГР-06-8730/21, ГР-06-8729/21, ГР-06-8728/21, ГР-06-8727/21, ГР-06-8726/21, ГР-06-8725/21, ГР-06-8724/21, ГР-06-8723/21, ГР-06-8722/21, ГР-06-8721/21, ГР-06-8720/21).
Установлено, что достоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в п. 3 Порядка, не подтверждена.
В ответ на запрос Мосжилинспекции обществом "УК "Тэвис" представлены сведения и документы (N МЖИ-05-43199/21), а именно: реестр собственников помещений в многоквартирном доме (заключивших договор управления, с подписями собственников), из которого были исключены сведения о собственниках, обратившихся в Мосжилинспекцию с заявлениями.
Договор управления, подписанный собственниками помещений, обладающими более чем 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме, в нарушение ч. 1 ст. 162 и ст. 198 ЖК РФ не представлен.
В ответ на запрос Мосжининспекции обществом "УК "Преимущество" представлены сведения и документы (N МЖИ-05-41709/21), а именно: копия договора управления многоквартирным домом от 31.08.2021 года N 8-329, копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 29.07.2020 года N 1-2020-В2, копия искового заявления об оспаривании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В связи с выявлением обстоятельств, являющихся в соответствии с пп. "б" п. 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 года N 928/пр, основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий адрес и возврата заявления и документов, представленных ООО "УК "Тэвис", инспекцией изготовлено распоряжение об отмене распоряжения Мосжилинспекции от 16.09.2021 года N 10565-РЛ "О внесении изменений в реестр лицензий адрес", аннулировании внесенной 16.09.2021 года в реестр лицензий адрес информации об управлении многоквартирным домом по адресу: адрес, ООО "УК "Тэвис" с 01.10.2021 года, об отказе во внесении изменений в реестр лицензий адрес и возврате заявления от 23.07.2021 года N МЖИ-05-34313/21 ООО "УК "Тэвис", в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным пп. "б" п. 5 Порядка, выявленным по результатам проверки, проведенной в соответствии с п. 15 Порядка, а именно: выявленной недостоверностью сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах (при проведении проверки на предмет достоверности сведений, представленных ООО "УК "Тэвис", в связи с поступлением в адрес Мосжилинспекции обращений собственников помещений в многоквартирном доме, установлено, что собственники помещений не подтверждают свое участие в голосовании в вышеуказанном общем собрании, которое послужило основанием для внесения изменений в реестр адрес для управления вышеуказанным многоквартирным домом ООО "УК "Тэвис".
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ в совокупности собранные по делу доказательства, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований. При этом суд исходил из того, что оспариваемое распоряжение не противоречит закону, принято в пределах полномочий административного ответчика при наличии законных к тому оснований.
В соответствии со ст. 44, ч. 3 ст. 161 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого, относится, в том числе и выбор способа управления многоквартирным домом.
Изменение способа управления многоквартирным домом является основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией. Недопустимо одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (ч. 9 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно ч. 7 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми (на основании заключенных договоров управления) осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства
(далее - система).
В соответствии с ч.2 и ч. 3 ст. 198 ЖК РФ, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения указанного договора обязан также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные приказом Минстроя России от 25.12.2015 года N938/пр.
В соответствии с подпунктом "б" п. 5 приказа Минстроя России от 25.12.2015 года N938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет достоверности сведений, содержащихся в заявлении.
Согласно пункта 4 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 года N 938/пр, рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
На основании пункта 5 Порядка, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт в редакции, введенной в действие с 10.04.2018 года приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.03.2018 года N 134/пр);
г) выполнения заявителем требования, установленного ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве);
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения п. 1 ч. 2 ст.161 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной проверки установлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, представленных ООО "УК "Тэвис", что явилось основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий адрес. Мосжилинспекцией установлено, что часть собственников не принимала участие в голосовании, собственниками не принято решение о выборе управляющей организации ООО "УК "Тэвис" большинством голосов от общего числа голосов, принявших участие на общем собрании собственников помещений или их представителей, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, ч. 1 ст. 181.2 ГК РФ. При пересчете голосов, за вычетом вышеуказанных квартир, собственники которых участие в голосовании не принимали, установлено, что в собрании приняли участие собственники, обладающие менее чем 50% от общего числа голосов собственников в многоквартирном доме, что является нарушением ч. 3 ст. 45 ЖК РФ. На основании вышеизложенного, Мосжилинспекцией сделан вывод о том, что подтвердить кворум и правомочность собрания, оформленного протоколом N 1 от 11.02.2021 года, и представленного ООО "УК "Тэвис", не представляется возможным. Сведения, представленные ООО "УК "Тэвис", являются недостоверными. Также установлено, что акт приема передачи технической документации по многоквартирному дому не подписывался и не передавался в Мосжилинспекцию.
При многочисленных заявлениях собственников помещений в многоквартирном доме, поступающих в Мосжилинспекцию, а также наличии в Симоновском районном суде адрес искового заявления об оспаривании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом N 1 от 11.02.2021 года, административным ответчиком установлена недостоверность предоставленных ООО "УК "Тэвис" документов.
В соответствии с пп. "б" п. 7 и пп. "б" п. 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 года N 938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", при выявлении недостоверной информации, которая относится к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий, Мосжилинспекция обязана принять решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Доводы апелляционной жалобы административного истца не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
В то же время, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда адрес от 23 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 декабря 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.