Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России Медведковой Н.Н. на постановление судьи Савеловского районного суда адрес от 24.01.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного казённого учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
08.12.2021 г. советником отдела садово-паркового искусства Управления специальных городских объектов Департамента культурного наследия адрес (далее - Мосгорнаследие) в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России (далее также - Учреждение) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Савеловский районный суд адрес.
Постановлением судьи Савеловского районного суда адрес от 24.01.2022 г. ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России Медведкова Н.Н. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы защитник указала следующее. На основании ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Собственником недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и предоставленного органам военного управления, войсковым частям и организациям Министерства обороны Российской Федерации, является Российская Федерация в лице Минобороны России. Собственник не наделил Учреждение полномочиями в сфере содержания недвижимого имущества, согласно п. 17 Положения Устава, Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом. В структуре Министерства обороны Российской Федерации полномочия и обязанности собственника возложены на Департамент строительства Минобороны России в соответствии с компетенцией, установленной правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации. Учреждение приняло все меры по соблюдению правил и норм в пределах своей компетенции. Бюджетные ассигнования на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти не выделялись.
Защитник ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России Медведкова Н.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела Учреждение и защитник были уведомлены надлежащим образом. Сообщений об уважительных причинах неявки и ходатайств об отложении судебного заседания не поступало, в связи с чем, жалоба рассмотрена при данной явке.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность, предусмотренная ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 36 указанного Федерального закона, изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Согласно материалам дела, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не выполнило в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, удержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Постановлением Совета Министров адрес от 30 августа 1960 года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в адрес" объект культурного наследия федерального значения "Екатерининский дворец, 1772-1776 гг." по адресу: адрес (адрес; адрес; далее - Объект) принят под государственную охрану.
Предмет охраны Объекта утвержден распоряжением Мосгорнаследия от 27 мая 2020 г. N 323 "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения (ансамбля) "Екатерининский дворец".
31 мая 2021 года консультантом отдела садово-паркового искусства Управления специальных городских объектов фио в рамках осуществления полномочий по контролю за соблюдением законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, произведен осмотр Объекта на основании Задания на осуществление мероприятия но государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 24 мая 2021 года N УТК-219/2021.
Установлено (акт осмотра от 31 мая 2021 года N 308/2021), что состояние локальных адрес является аварийным (парапет в виде балюстрады с балясинами между кирпичными столбами на главном и южном фасадах Объекта, участок фасадной стены первого этажа главного фасада к северу от проездной арки, а также кирпичные столбы проездной арки), что также подтверждается заключением по итогам обследования технического состояния Объекта, являющимся частью согласованной письмом Департамента культурного наследия адрес от 13 ноября 2019 года N ДКН-045801-000146/19 проектной документации на проведение работ по реставрации и приспособлению Объекта для современного использования.
адрес не огорожены, фасадная сетка на главном фасаде Объекта отсутствует, первоочередные противоаварийные работы на Объекте не ведутся.
Право оперативного управления Объектом закреплено за ФГКУ "Центральное ТУПО" Минобороны России (запись о государственной регистрации права от 4 июля 2012 года N 77- 77- 12/017/2012-373).
В связи с необходимостью принятия незамедлительных действий, направленных на предотвращение несчастных случаев, связанных с аварийным состоянием локальных декоративных элементов и конструкций Объекта, Мосгорнаследием в адрес Правообладателя направлено предписание о проведении работ по сохранению Объекта от 31 мая 2021 года N ПР-147/2021.
Пунктом 2 Предписания установлено следующее требование: провести первоочередные противоаварийные работы по адрес, признанным Проектом аварийными, в срок до 01 декабря 2021 года.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 1 11503560003079, Предписание вручено Правообладателю 09 июня 2021 года.
1 декабря 2021 года советником отдела садово-паркового искусства Управления специальных городских объектов фио в рамках контроля за исполнение требования Предписания произведено выездное обследование Объекта на основании Задания на осуществление мероприятия по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 01 декабря 2021 года N УТК-508/2021.
В ходе проведения выездного обследования Объекта установлено, что состояние локальных адрес по прежнему является аварийным, следов проведения первоочередных противоаварийных работ на Объекте не выявлено (протокол осмотра объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (здания, строения, сооружения), земельного участка в границах его территории и зон охраны объекта культурного наследия, земельного участка, непосредственно связанного с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия от 01 декабря 2021 года N ПО-176/2021, акт проведения мероприятия по выездному обследованию от 01 декабря 2021 года N ВО-8/2021).
2 декабря 2021 года советником отдела садово-паркового искусства Управления специальных городских объектов фио в рамках контроля за исполнение требования Предписания произведено мероприятие по наблюдению за соблюдением обязательных требований (мониторингу безопасности) в отношении Объекта на основании Задания на осуществление мероприятия по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 02 декабря 2021 года N УТК-509/2021.
В ходе проведения мероприятия по наблюдению за соблюдением обязательных требований (мониторингу безопасности) в отношении Объекта установлено, что требование пункта 2 Предписания (о проведении первоочередных противоаварийных работ по адрес, признанным Проектом аварийными, в срок до 01 декабря 2021 года) Правообладателем в установленные сроки не исполнено (акт проведения мероприятия по наблюдению за соблюдением обязательных требований от 02 декабря 2021 года N НС-19/2021).
Кроме того, разрешение на проведение первоочередных противоаварийных работ на Объекте Мосгорнаследием не выдавалось (служебная записка от 02 декабря 2021 года N 16-66- 19342/21).
Таким образом, требование пункта 2 Предписания Правообладателем не выполнено, то есть ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт указанного административного правонарушения и вина ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России в его совершении подтверждается совокупностью исследованных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении N 16-370 АД 2021 от 08.12.2021; заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия NУТК-219/2021 от 24.05.2021; актом осмотра объекта культурного наследия N308/2021 от 31.05.2021; фото- и видеоматериалом; предписанием NПР-147/2021 о проведении работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия в случае необходимости проведения таких работ, связанной с неудовлетворительным или аварийным состоянием объектов культурного наследия 31.05.2021; согласованием проектной документации на проведении работ по сохранению культурного наследия от 13.11.2019 NДКН-045801-000146/19; научно-проектной в срок документацией; заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной
объектов культурного наследия NУТК-508/2021 от 01.12.2021; протоколом осмотра объекта культурного наследия NПО-176/2021 от 01.12.2021; актом проведения мероприятия по выездному обследованию NВО-8/2021 от 01.12.2021; заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия NУТК-509/2021 от 02.12.2021; актом проведения мероприятия по наблюдению за соблюдением обязательных требований NНС-19/2021 от 02.12.2021; выпиской из ЕГРН; Постановлением Совета Министров адрес от 30 августа 1960 года N 1327; распоряжением об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения (ансамбля) "Екатерининский дворец" от 27.05.2020 N323 с приложением, а также другими материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришёл к обоснованному выводу о наличии в бездействии ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России является ненадлежащим субъектом административной ответственности, поскольку собственником недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и предоставленного органам военного управления, войсковым частям и организациям Министерства обороны Российской Федерации, является Российская Федерация в лице Минобороны России, не влияет на законность постановления судьи районного суда.
На основании ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без учёта ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия пользователь объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В соответствии со ст. 10 Закона адрес от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закон адрес от 14 июля 2000 года N 26) предписания уполномоченного органа в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
Пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны выполнять предписания уполномоченного органа по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников (ч. 2 ст. 22 Закон адрес от 14 июля 2000 года N 26).
Согласно п. 1 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
В силу п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Как следует из материалов дела, объект культурного наследия "Екатерининский дворец, 1772-1776 гг." по адресу: адрес (адрес; адрес, предоставлен на праве оперативного управления ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, с которым оформлено охранное обязательство.
Таким образом, именно на Учреждение возложена обязанность по проведению работ по сохранению Объекта, в том числе на основании задания Мосгорнаследия о проведении первоочередных противоаварийных работ по адрес, признанным Проектом аварийными, в срок до 01 декабря 2021 года, о чём выдано предписание 31 мая 2021 года N ПР-147/2021.
Невыполнение ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России законного предписания от 31 мая 2021 года N ПР-147/2021, которое не обжаловалось и не отменено, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводу жалобы, в материалах дела отсутствуют объективные данные, указывающие на то, что Учреждение, предпринимает надлежащие и достаточные меры с целью проведении первоочередных противоаварийных работ по адрес, признанным Проектом аварийными, однако данные действия не могут быть реализованы по независящим от Учреждения причинам.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что к выводу о виновности Учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Достоверность и допустимость всех доказательств судьёй районного суда проверена, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка.
При назначении наказания судья районного суда учёл данные о юридическом лице, а также характер совершённого им административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области порядка управления.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Учреждению в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Савеловского районного суда адрес от 24.01.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного казённого учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу защитника ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России Медведковой Н.Н. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.