N 16-143/2023
г. Санкт-Петербург 22 февраля 2023 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р, рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 К.И. на вступившие в законную силу решение судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 22 июня 2022 года и решение судьи Ленинградского областного суда от 7 сентября 2022 года, вынесенные в отношении Комитета по природным ресурсам Ленинградской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 К.И. от 23 марта 2022 года Комитет по природным ресурсам Ленинградской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 550 000 рублей.
Решением судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 22 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинградского областного суда от 7 сентября 2022 года постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты". от 23 марта 2022 года отменено; производство по делу об административном правонарушении в отношении Комитета по природным ресурсам Ленинградской области прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты" ставит вопрос об отмене решения судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 22 июня 2022 года и решения судьи Ленинградского областного суда от 7 сентября 2022 года, приводя доводы незаконности выводов судов об истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Заявленное ходатайство о восстановлении срока на обжалование принятых по делу судебных актов не подлежит рассмотрению, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит срока, в течение которого может быть подана жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, уведомленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражений не представил.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 8.7 КоАП РФ административную ответственность влечет невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
Из материалов дела усматривается, что 10 августа 2021 года должностными лицами Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора проведено контрольное (надзорное) мероприятие - выездное обследование территории по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Вистинское сельское поселение, координаты "данные изъяты", в ходе которого установлен факт размещения на указанной территории грунтов неустановленного класса опасности.
По итогам расследования административного дела старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты" признал, что Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, как исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на предоставление находящихся в государственной собственности земельных участков и в связи с отсутствием лица, деятельность которого привела к деградации земель, с 22 декабря 2019 года не выполнил обязанность по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Комитета по природным ресурсам Ленинградской области старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора 18 февраля 2022 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, и привлечения Комитета по природным ресурсам Ленинградской области к административной ответственности по указанной статье постановлением должностного лица.
Отменяя постановление должностного лица, и прекращая производство по делу, судья городского суда и согласившийся с ним судья областного суда, пришли к выводу об исчислении срока совершения административного правонарушения с 7 февраля 2019 года и об истечении 7 февраля 2020 года предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ.
Принимая решение, судья городского суда сослался на то, что последним днем привлечения к ответственности Комитета по природным ресурсам Ленинградской области являлось 7 февраля 2020 года, поскольку обязанность по рекультивации нарушенных земель возникла со дня прекращения ЗАО "Кингисеппская ПМК-12", не выполнившего меры по рекультивации нарушенных земель, деятельности, осуществление которой привело к деградации земель - 7 июля 2018 года, в связи с чем не позднее 7 февраля 2019 года Комитет по природным ресурсам Ленинградской области обязан был обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок.
Обращаясь в Третий кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, оспаривает изложенные в постановлении судьи городского суда и решении судьи областного суда выводы, настаивает на законности выводов, послуживших основанием для возбуждения производства по данному делу об административном правонарушении и привлечения Комитета по природным ресурсам Ленинградской области к административной ответственности.
Вместе с тем, жалоба удовлетворению не подлежит.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, составляет один год.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Комитета по природным ресурсам Ленинградской области настоящего дела об административном правонарушении, имели место 10 августа 2021 года.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек.
Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Данная правовая позиция корреспондирует нормам ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, не допустим.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание положения ст. 30.17 КоАП РФ и учитывая, что на момент рассмотрения в Третьем кассационном суде общей юрисдикции жалобы должностного лица, срок давности привлечения Комитета по природным ресурсам Ленинградской области к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, а производство по делу в отношении юридического лица было прекращено, возможность возобновления производства по данному делу, в том числе, для проверки наличия или отсутствия в деянии Комитета состава вмененного правонарушения, утрачена.
Доводы поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции жалобы не являются основанием для отмены состоявшихся по данному делу судебных актов по изложенной выше причине - соответствующая правовая возможность в настоящий момент (с учетом прекращения производства по делу в отношении Комитета по природным ресурсам Ленинградской области и истечения срока давности привлечения к административной ответственности) исключена.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
решение судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 22 июня 2022 года и решение судьи Ленинградского областного суда от 7 сентября 2022 года, вынесенные в отношении Комитета по природным ресурсам Ленинградской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты" - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.