Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М.
судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 марта 2022 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 30 мая 2022 года по административному делу N 2а - 569/2022 по исковому заявлению Латынова А. Я. к Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации, возложении обязанности по выполнению действий.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Латынов А.Я. обратился в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации в размере 50 000 рублей, возложении обязанности по совершению действий.
В обоснование требований указал, что он отбывает наказание в виде лишения свободы, содержится в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми. С 2020 года ему был установлен "данные изъяты" Вместе с тем надлежащая медицинская помощь не была оказана в полном объеме, не проводилась "данные изъяты".
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, прокурор.
Определением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 февраля 2022 года осуществлен переход к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Коми от 30 мая 2022 года, исковые требования удовлетворены частично. Взыскана с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Латынова А.Я. компенсация за ненадлежащее оказание медицинской помощи при содержании в исправительном учреждении в размере 12 000 рублей. Возложена на ФКУЗ МСЧ - 11 ФСИН России обязанность организовать диагностику и обследование Латынова А.Я. в целях установления наличия у него "данные изъяты", а при его установлении и последующее лечение в соответствии с требованиями действующих порядков и стандартов оказания медицинской помощи. В удовлетворении оставшейся части иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 08 декабря 2022 года представитель заявителей просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований либо снижении взыскиваемой суммы, ссылаясь на нарушение судами норм процессуально права, несоответстветствие выводов судов обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
Согласно статье 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно - профилактическая и санитарно - профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется, в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
В уголовно - исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно - профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленности, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", часть 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что административный истец с 17 апреля 2020 года содержался в ФКУ СИЗО-1 У ФСИН России по Республике Коми, с 06 апреля 2021 года отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, находится под наблюдением ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Согласно заключению ГБУЗ РК "Бюро судебно-медицинской экспертизы" N 03/282-21/25-22 (п) от 24 января 2022 года у Латынова А.Я. "данные изъяты".
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что Латынову А.Я. оказана медицинская помощь с нарушением действующих порядков и стандартов оказания медицинской помощи, не проведена консультация врача - инфекциониста и дополнительные исследования "данные изъяты".
Определяя размер компенсации в сумме 12 000 рублей, суд исходил из обстоятельств настоящего дела, характера и степени понесенных страданий административного истца, отсутствия на момент рассмотрения дела объективных данных об ухудшении состояния его здоровья, вследствие установленных дефектов оказания медицинской помощи (не проведения консультации и обследования по неподтвержденному на данный момент заболеванию), длящегося характера этих нарушений.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 марта 2022 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 30 мая 2022 года по административному делу N 2а - 569/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 марта 2022 года, апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 30 мая 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.