Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Рогожиной Е.В, Бушминой А.Е.
при секретаре Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими пунктов Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020, 2021 и 2022 годы, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции ФИО10, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
24 декабря 2019 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издало приказ N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень к приказу N 1810 от 24 декабря 2019 года, Перечень).
Приказ N 1810 опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/.
В пункт N Перечня к приказу N 1810 от 24 декабря 2019 года в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2020 год, включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
15 декабря 2020 года Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издало приказ N 1903 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень к приказу N 1903 от 15 декабря 2020 года, Перечень).
Приказ N 1903 опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/.
В пункт N Перечня к приказу N 1903 от 12 декабря 2020 года в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2021 год, включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
15 декабря 2021 года Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издало приказ N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень к приказу N 2603 от 15 декабря 2021 года, Перечень).
Приказ N 2603 опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/.
В пункт N Перечня к приказу N 2603 от 15 декабря 2021 года в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2022 год, включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Административный истец является собственником нежилых помещений, находящихся в здании с кадастровым номером N, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими с момента принятия указанных пунктов Перечней на 2020, 2021, 2022 годы, в обоснование требований, указав на их несоответствие требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций), а также нарушение прав и законных интересов административного истца незаконным возложением обязанности по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит судебный акт отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, поскольку спорное здание включено в Перечни правомерно.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учётом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции на основании положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Закона о налоге на имущество организаций, пункта 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" пришел к правильному заключению, что административный ответчик является органом, который на момент издания нормативного правового акта обладал компетенцией для его принятия.
В указанной части решение суда сторонами не оспаривается.
В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит, в том числе единый недвижимый комплекс и иные здания, строение, сооружение, помещение (подпункты 4 и 6 пункта 1 названной статьи).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 поименованного кодекса).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В силу статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1).
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
- предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, то есть назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или используется не менее 20 процентов его общей площади для размещения перечисленных объектов (подпункт 2).
В пункте 4 статьи 378.2 НК РФ, содержащем определение торгового центра (комплекса) содержатся аналогичные положения применительно к торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1);
- отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 3);
- расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв. м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорное здание на юридические значимые даты имело наименование "нежилое здание", назначение "нежилое здание", адрес - "адрес", установлена связь с объектами недвижимости (помещениями) с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, и с земельным участком с кадастровым номером N, сведения о зарегистрированных правах отсутствовали. У объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - квартира, площадь 178, 5 кв. м, сведения о зарегистрированных правах отсутствовали; у объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - Нежилое, наименование помещения - нежилое помещение, площадь 538, 6 кв.м, сведения о зарегистрированных правах отсутствовали; у объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - нежилое помещение, площадь 758, 4 кв. м, сведения о зарегистрированных правах отсутствовали; у объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - нежилое помещение, площадь 16, 4 кв. м, сведения о зарегистрированных правах отсутствовали, у объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - нежилое помещение, площадь 63, 2 кв. м, зарегистрировано право собственности за ФИО1; у объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - нежилое помещение, площадь 468, 9 кв. м, сведения о зарегистрированных правах отсутствовали; у объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - нежилое помещение, площадь 16, 3 кв. м, сведения о зарегистрированных правах отсутствовали; у объекта недвижимости с
кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - Нежилое помещение, площадь 636, 4 кв.м, сведения о зарегистрированных правах отсутствовали; у объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - нежилое помещение, площадь 1491, 3 кв. м, сведения о зарегистрированных правах отсутствовали; у объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - отсутствует, площадь 684 кв. м, сведения о зарегистрированных правах отсутствовали; у объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - отсутствует, площадь 290, 8 кв. м, сведения о зарегистрированных правах отсутствовали; у объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - отсутствует, площадь 5 054, 7 кв. м, сведения о зарегистрированных правах отсутствовали, 17 марта 2022 года сведениям об объекте недвижимости присвоен статус "архивная"; у объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - объект недвижимости, площадь 178, 5 кв. м, зарегистрировано право собственности за ФИО1; у объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - объект недвижимости, площадь 2 610, 2 кв. м, зарегистрировано право собственности за ФИО1 и право аренды за Обществом с ограниченной ответственностью "Калинка"; у объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - объект недвижимости, площадь 538, 6 кв. м, зарегистрировано право собственности за ФИО1; у объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование
помещения - помещение, площадь 92 кв. м, зарегистрировано право собственности за ФИО7; у объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - объект недвижимости, площадь 91, 3 кв. м, зарегистрировано право собственности за ФИО1; у объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - объект недвижимости, площадь 118, 7 кв.м, зарегистрировано право собственности за ФИО1 и право аренды за ФИО8; у объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - помещение, площадь 555, 2 кв. м, зарегистрировано право собственности за ФИО1 и право аренды за Обществом с ограниченной ответственностью "ТАБЫШ"; у объекта недвижимости с кадастровым номером Nследующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - парикмахерская, пом. встроенн. нежилое помещение на 2-ом эт. 3-х этажн. кирпичи, здания Лечебно-оздоровительного комплекса, площадь 50, 6 кв. м, зарегистрировано право собственности за Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и право аренды за ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ право собственности и аренды прекращены. 17 мая 2021 года зарегистрировано право собственности за Республикой Башкортостан, которое прекращено 18 мая 2021 года; у объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - объект недвижимости, здание ЛОК, пом. 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26. антресольный этаж, площадь 684 кв. м, зарегистрировано право собственности за ФИО1; у объекта недвижимости с кадастровым номером N следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения - объект недвижимости, здание ЛОК, пом. 42, 46-55, 59, 60, площадь 332, 6 кв. м, зарегистрировано право собственности за ФИО1
Спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под общественную застройку", что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
Суд первой инстанции указал, что названный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, следовательно, не позволяет отнести объект недвижимости к административно-деловому и (или) торговому центрам.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку данный код Классификатора видов разрешенного использования земельных участков прямо не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Как было сказано выше, в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков "под общественную застройку" размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения прямо не предусматривает.
В связи с этим в данном случае имеется неопределенность относительно возможности применения положений статьи 378.2 НК РФ при включении в оспариваемые перечни принадлежащего административным истцам нежилого здания.
В связи с чем, для решения вопроса об отнесении объекта налогообложения, размещенного на таком земельном участке, к административно-деловому центру, торговому центру требуется установление вида его фактического использования, поскольку техническая документация также не свидетельствует о том, что не менее 20 процентов общей площади здания предусматривает размещение объектов, названных в статье 378.2 НК РФ.
Так, из материалов дела следует, что на спорное здание имеется два технических паспорта по состоянию на 21 августа 2006 года и 18 марта 2019 года, судебная коллегия, как и суд первой инстанции, принимает в качестве надлежащего доказательства по делу технический паспорт по состоянию на 18 марта 2019 года, как составленный на более позднюю дату. Согласно техническому паспорту на спорное нежилое здание, по состоянию на 18 марта 2019 года, литер А - нежилое здание, фактическое использование: культурно-развлекательный зал, литер А1 - пристрой, по назначению, литер А2 - пристрой, по назначению, имеет площадь 6887, 9 кв. м (т. 1 л. д. 94-109).
Согласно экспликации и справки ГБУ РБ "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" N 432/22 от 23 ноября 2022 года следует, что площадь нежилого здания по адресу: "адрес" составляет 6 887, 9 кв. м, где помещения площадью 679, 1 кв. м в литере А используются под торговый зал; помещения площадью 198, 6 кв. м в литере А 1 используются под офис; помещения площадью 446, 9 кв. м в литере А используются под кафе; помещения площадью 34, 4 кв. м в литере А используются под парикмахерскую, помещения площадью 5 528, 9 кв. м в литере А, А2 используются под общественные бани, сауны с бассейнами и танцевальные спортивные залы, подсобные помещения.
Расчет доли площади объекта для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещения, согласно данным, по состоянию на декабрь 2019 года, декабрь 2020 года, декабрь 2021 года:
- фактическая площадь объекта недвижимого имущества делового, административного или коммерческого назначения используемая для размещения офисов и сопутствующей инфраструктуры составляет 198, 6 кв. м, - фактическая площадь объекта недвижимого имущества, используемая для размещения торговых объектов составляет 679, 1 кв. м, - фактическая площадь объекта недвижимого имущества, используемая для размещения объектов общественного питания составляет 446, 9 кв. м, - фактическая площадь объекта недвижимого имущества, используемая для размещения объектов бытового обслуживания составляет 34, 4 кв. м, - общая площадь недвижимого имущества, используемая для размещения офисов и сопутствующей инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и торговых объектов составляет 1359 кв. м, - доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (делового, административного или коммерческого назначения), объектов общественного питания, бытового обслуживания и торговых объектов, от общей площади объектов недвижимого имущества составляет 19, 7 %.
Доказательств того, что 20 и более процентов от общей площади зданий предусматривает или используется под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание подлежало включению в Перечень на 2020, 2021, 2022 года, исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений.
Судом первой инстанции установлено, что административным ответчиком проведено обследование фактического использования спорного здания по состоянию на 24 августа 2020 года, 22 мая 2021 года.
Вместе с тем, фактическое обследование спорного объекта недвижимости должно быть проведено в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N233, и акт обследования должен позволять сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания и т.д, и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного здания.
Между тем, в акте отсутствует процентное соотношение площадей спорного здания, используемых для размещения торговых объектов и иные цели, не представлены фотоматериалы, которые являются неотъемлемой частью акта обследования. Обследование произведено без доступа в здание и исследования технической документации на весь объект.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, соглашается с выводом суда первой инстанции, что акт фактического обследования не может быть принят в качестве доказательства достоверно подтверждающего фактическое использование объекта недвижимости, поскольку не позволяет определить фактическую площадь, используемую для размещения помещений, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к верному выводу об обоснованности административного искового заявления.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, оснований не согласиться с ними, не установлено.
Довод апелляционной жалобы о законности включения спорного объекта в Перечни опровергается установленными судом обстоятельствами дела и доказательствами, исследованными в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 марта 2023 г.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.