Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 29 декабря 2022 года кассационную жалобу Митичкиной Тамары Яковлевны, Путкиной Светланы Геннадьевны на решение Самарского областного суда от 17 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 ноября 2022 года по административному делу N 3а-20/2022 по административному исковому заявлению Митичкиной Тамары Яковлевны, Путкиной Светланы Геннадьевны к администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области, Собранию Представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области о признании недействующим Решения Собрания Представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области от 29 июля 2021 года N 23 в части.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя Митичкиной Тамары Яковлевны, Путкиной Светланы Геннадьевны по доверенности Квасова П.Ю, представителя ПО "Луга" по доверенности Тремасова В.В, возражения прокурора Мигунова В.Ю. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
В общей долевой собственности по 1/2 Митичкиной Т.Я. и Путкиной С.Г. (далее - административные истцы) находятся земельные участки: с кадастровым номером N, площадью 1667 кв.м, адрес (местоположение): "адрес"; с кадастровым номером N, площадью 1667 кв.м, адрес (местоположение): "адрес"; с кадастровым номером N, площадью 1416 кв.м, адрес (местоположение): "адрес".
Земельные участки расположены в жилом массиве "Луга" сельского поселения Подстепки Ставропольского района Самарской области.
Решением Собрания представителей сельского поселения Подстепки от 26 февраля 2019 года N 8 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Подстепки", территория жилого массива "Луга" отнесена к территориальной зоне Ж1 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами).
Постановлением администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области от 11 июня 2021 года N 39 "О проведении общественных обсуждений по проекту решения Собрания представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области" постановлено провести общественные обсуждения проекта изменений в Правила землепользования и застройки в период с 11 июня 2021 года по 20 июля 2021 года (далее - Постановление N 39).
Постановление опубликовано в газете "Подстепкинский вестник" от 11 июня 2021 года N 18 (95).
По результатам публичных слушаний от 17 июля 2021 года принято заключение о результатах общественных обсуждений.
Собранием представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области принято решение от 29 июля 2021 года N 23 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поседения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области" (далее - Решение N 23).
Административные истцы обратились в суд с требованиями о признании недействующим Решения N 23 в части отнесения на Карте градостроительного зонирования сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области территории жилого массива "Луга" (в границах улиц Лесная, Житная, Еловая, Дубравная, Сосновая, переулка Сенной) к территориальной зоне Ж8 "Зона комплексной застройки" и возложении на Собрание представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области обязанность внести изменения в Правила землепользования и застройки сельского поселения Подстепки путем отнесения на Карте градостроительного зонирования сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области территории жилого массива "Луга" (в границах улиц Лесная, Житная, Еловая, Дубравная, Сосновая, переулка Сенной) к территориальной зоне Ж1 "Зона застройки индивидуальными жилыми домами".
По мнению административных истцов, изменение территориальной зоны противоречит статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает их права и законные интересы в сфере градостроительной деятельности, препятствует возведению объектов индивидуального жилищного строительства на принадлежащих им земельных участках, поскольку ими получены уведомления от Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о недопустимости размещения объектов недвижимости на земельных участках, отнесенных к Зоне Ж8, в которой предусмотрена обязательная подготовка документации по планировке территории. Указывают на то, что сложившаяся застройка территории индивидуальными жилыми домами, установленный вид разрешенного использования земельных участков "для индивидуального жилищного строительства" противоречат сведениям Генерального плана сельского поседения, поскольку Генеральным планом установлена функциональная зона "Жилая зона" с обозначением "существующая"; на общественных обсуждениях не учтены мнения собственников жилого массива "Луга", возражавших против утверждения проекта внесения изменений.
Решением Самарского областного суда от 17 января 2022 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 ноября 2022 года без изменения, в удовлетворении административных исковых требований Митичкиной Т.Я, Путкиной С.Г. отказано.
В кассационной жалобе Митичкина Т.Я, Путкина С.Г, повторяя доводы административного искового заявления и апелляционной жалобы, ставят вопрос об отмене названных судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права, просят принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение участвующих лиц, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений норм процессуального и материального права судами обеих инстанций при рассмотрении административного дела не допущено.
Так, разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с предусмотренным законом порядком компетентным органом, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает.
Судебная коллегия находит выводы судебных инстанций основанными на применимых нормах материального права и правильной оценке представленных сторонами доказательств.
Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 упомянутого кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 этого Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из системного толкования пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки предусмотрен статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения (подпункт 3); органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях (подпункт 4).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с генеральным планом сельского поселения Подстепки, утвержденным решением Собрания представителей сельского поселения Подстепки от 12 декабря 2013 года N 34, в редакции от 15 декабря 2019 года N 38, земельные участки, принадлежащие административным истцам на праве собственности, а также жилой массив "Луга" располагаются в функциональной зоне - жилая зона.
Согласно протоколу заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области от 3 марта 2021 года необходимость внесения изменений в Правила землепользования и застройки и отнесения жилого массива к территориальной зоне Ж8 (зона комплексной жилой застройки) обусловлена инициативой органа местного самоуправления для целей комплексного освоение жилого массива, развития дорожной сети, выделения территорий для прокладки коммуникаций.
Проект внесенных органом местного самоуправления предложений по изменению Правил землепользования и застройки направлен главе муниципального образования для проведения процедуры публичных слушаний.
11 июня 2021 года администрацией сельского поселения Подстепки принято постановление N 39 о проведении общественных обсуждений с 11 июня 2021 года по 20 июля 2021 года, которое опубликовано в издании "Подстепкинский вестник" 11 июня 2021 года N 18 (95).
Правомерность данного постановления была подтверждена вступившими в законную силу судебными актами, ссылка на которые приведена в решении суда первой инстанции и апелляционном определении суда апелляционной инстанции.
По результатам общественных слушаний 17 июля 2021 года составлено заключение, которое опубликовано в издании "Подстепкинский вестник" 20 июля 2021 года N 22 (99).
В ходе общественных обсуждений высказано 10 мнений об одобрении внесения изменений, замечаний и отрицательных мнений высказано не было. Замечания по проекту решения Собрания представителей о внесении изменений в Правила землепользования и застройки поступили от Митичкиной Т.Я. в администрацию 16 июля 2021 года, то есть за пределами срока, определенного для приема замечаний и предложений в рамках проведения общественных обсуждений, что подтверждается актом приема -передачи документов.
Учитывая данные обстоятельства и руководствуясь приведенным правовым регулированием, установив, что порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки административным ответчиком был соблюден и цели, направленные на обеспечение устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан, применительно к жилому массиву "Луга" достигнуты, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Вопреки доводам административных истцов они вправе пользоваться принадлежащими им земельными участками в соответствии с их разрешенным использованием и с соблюдением предусмотренных действующим законодательством градостроительных регламентов. Необходимость соблюдения норм закона не может свидетельствовать о нарушении прав административных истцов.
Учитывая, что доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены этими судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали бы изложенные в них выводы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 17 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Митичкиной Тамары Яковлевны, Путкиной Светланы Геннадьевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 27 февраля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.