Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 13 января 2023 года кассационную жалобу Правительства Удмуртской Республики на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдискции от 20 сентября 2022 года по административному делу N 3а-263/2022 по административному исковому заявлению Черепанова С.В. к Правительству Удмуртской Республики о признании нормативных правовых актов недействующими.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Стяжкина А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Черепанова С.В. - Поляковой Ю.Д, заключение прокурора Мигунова В.Ю, полагавшего кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N 528 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", опубликованном 6 ноября 2020 года на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru, 7 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года N 615 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", опубликованном 11 ноября 2021 года на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru, 13 ноября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером N включен в пункт 9328 Перечня на 2021 год и в пункт 10438 Перечня на 2022 год.
Черепанов С.В. обратился в суд с названным административным иском. Ссылаясь на то, что он является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, которое не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение нежилого здания в Перечни на 2021, 2022 годы неправомерно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в повышенном размере, просил признать недействующими с момента принятия пункт 9328 Перечня на 2021 год и пункт 10438 Перечня на 2022 год.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2022 года, административное исковое заявление Черепанова С.В. удовлетворено, признан недействующим со дня принятия пункт 9328 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N 528 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", признан недействующим со дня принятия пункт 10438 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года N 615 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год". На Правительство Удмуртской Республики возложена обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, с Правительства Удмуртской Республики в пользу Черепанова С.В. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, представитель Правительства Удмуртской Республики в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объёме. Указывает, что здание с кадастровым номером N отвечает критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку как сведения Единого государственного реестра, так и документы технического учета (инвентаризации) подтверждают предназначение здания для размещения объектов бытового обслуживания и объектов общественного питания, в связи с чем спорный объект недвижимости обоснованно включен в Перечни на 2021, 2022 годы. Наличие помещений с наименованием "обеденный зал", "кулинарный цех", "горячий цех", "цех холодных закусок", "мясной цех" также подтверждает отнесение нежилого здания к объектам общественного питания. К тому же использование нежилого здания под объекты общественного питания подтверждается имеющимися в материалах дела договорами аренды имущества N 11/19 ИЖ (срок действия с 27 февраля 2019 года по 1 февраля 2024 года) в отношении помещения площадью 1145, 6 кв.м, с целью использования помещения - "для пищевого производства"; 29/20ИЖ (срок действия с 1 августа 2020 года на 11 месяцев) в отношении помещения площадью 300 кв.м, с целью использования - "для производства общественного питания"; N 39/21 ИЖ (срок действия с 19 апреля 2021 года по 1 октября 2031 года) в отношении помещения площадью 934, 5 кв.м, с целью использования "под производство пищевых продуктов". Полагает, что техническим паспортом на объект недвижимости подтверждается использование 82, 2% площади нежилого здания под объекты общественного питания. Наличие обозначения на здании "КАФЕ", указание в сервисе 2ГИС "Fabrika кафе", сведения о загруженности "мало посетителей" также свидетельствует об отнесении объекта недвижимости к объектам общественного питания.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций были допущены.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого Кодекса перечень, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, к которым отнесены в том числе, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2).
Разрешая спор, суд принял во внимание представленные филиалом ФГБУ ФКП "Росреестра" по Удмуртской Республике сведения о том, что объект недвижимости с кадастровым номером N общей площадью 7334, 9 кв.м, расположенный по адресу "адрес", поставлен на кадастровый учет 29 октября 2011 года с наименованием - "Здание общественного питания".
24 июня 2015 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения сведений объекта недвижимости с кадастровым номером N изменилось значение площади с "7334, 9 кв.м" на "7276, 3 кв.м" и наименование с "Здание общественного питания" на "Фабрика-кухня, назначение: общественное питание".
30 августа 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения сведений объекта недвижимости с кадастровым номером N, изменилось наименование с "Фабрика-кухня, назначение: общественное питание" изменено на "Производственное здание фабрика".
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером N, поставленном на кадастровый учет 29 июня 2017 года, с видом разрешенного использования - "Общественное питание (код 4.6) - Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания", площадью 7402 кв.м.
7 сентября 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения сведений о земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования участка изменен с "Общественное питание (код 4.6) - Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания" на "Производственная деятельность (код 6.0) - Размещение объектов капитального строительства в целях изготовления вещей промышленным способом".
Судебные инстанции исходили из того, что вид разрешенного использования земельного участка "Производственная деятельность (код 6.0) - Размещение объектов капитального строительства в целях изготовления вещей промышленным способом" не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенный на этом земельном участке объект недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания. Правительство Удмуртской Республики не располагало сведениями о том, что здание предназначено для размещения офисных объектов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании для этих целей более 20% общей площади здания.
При этом, делая такой вывод, суд указал, что само по себе наименование, назначение "охлажд.камера", "цех холодных закусок", "горячий цех", "кулинарный цех", "кондитерский цех", "мясной цех", "рыбный цех", "моечная", "кухня", "кладовая" не свидетельствует об однозначном отнесении этих помещений к объектам общественного питания, в связи с чем данные помещения не были учтены в подсчете площади, используемой для объектов общественного питания.
В этой связи суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что здание в Перечни на 2021 год, на 2022 год включению не подлежало.
С выводами судебных инстанций нельзя согласиться.
По смыслу приведенных выше положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельным основанием для включения объекта недвижимости в соответствующий перечень может являться то, что наименование помещений общей площадью не менее 20% от площади этого здания (строения, сооружения) исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания.
Согласно "ГОСТ 31985-2013 Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1515, в пункте 2 определяют понятие "услуги" - услуги общественного питания, предусматривающие изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам.
"ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" определяет предприятие (объект) общественного питания (предприятие (объект) питания) - имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг (п.3.1).
К объектам общественного питания он относит в том числе заготовочный цех (объект): предприятие (объект) общественного питания, осуществляющий изготовление кулинарной продукции, хлебобулочных и кондитерских изделий и снабжение ими доготовочных объектов, магазинов (отделов) кулинарии, розничной торговой сети и других организаций, а также для доставки потребителям по их заказам (пункт 3.12).
Предприятия (объекты) общественного питания подразделяются по характеру деятельности, типам и мобильности.
К предприятиям общественного питания в том числе относятся заготовочные фабрики; цехи по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий; специализированные кулинарные цехи и пр.
Предприятия (объекты) общественного питания могут быть расположены в общественных зданиях, в том числе в отдельно стоящих.
Учитывая, что, как установлено судом апелляционной инстанции, по состоянию на дату принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N 528 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" техническая документация на нежилое здание содержала указание на наличие помещений, обозначенных "обеденный зал", "ресторан-обед.зал", "ресторан, обеденный зал", при том, что наименованием здания являлось - "Фабрика-кухня, назначение: общественное питание", исключение из подсчета площади помещений "охлажд.камера", "цех холодных закусок", "горячий цех", "кулинарный цех", "кондитерский цех", "мясной цех", "рыбный цех", "моечная", "кухня", "кладовая" нельзя признать обоснованным. При этом административный истец, будучи несогласным со включением здания в названные Перечни, вправе был обратиться с заявлением об определении фактического использования здания (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, нельзя считать установленным, что 30 августа 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N а именно изменилось наименование с "Фабрика-кухня, назначение: общественное питание" на "Производственное здание фабрика", соответствующая техническая документация в материалах дела не представлена. В материалах дела имеются сведения Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках здания по состоянию на 9 декабря 2021 года (т.1, л.д. 15, т. 2, л.д. 201) и по состоянию на более поздние даты, что наименование здания "Производственное здание фабрика", то есть позднее принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года N 615. При этом по состоянию на 10 августа 2021 года наименование здания - "Фабрика-кухня, назначение: общественное питание" (т.2, л.д. 106, 115).
Таким образом, вывод суда о том, что площадь помещений, предусматривающих размещение объектов общественного питания составляет не менее 20% от площади здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, нельзя считать установленным на основании материалов административного дела. Изменение разрешенного использования земельного участка в силу приведенных выше законоположений не может являться определяющим обстоятельством для включения объекта недвижимости в названные Перечни.
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" указал, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Учитывая, что оспариваемые судебные акты не отвечают приведённым требованиям, решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат отмене, а административное дело направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и принять решение в строгом соответствии с требованиями материального и процессуального закона.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2022 года отменить.
Направить административное дело на новое рассмотрение в Верховный Суд Удмуртской Республики.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 20 февраля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.