Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шабанова С.Г, судей Подгорновой О.С, Николаева И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шашина С.Ю, Шашиной Р.М. на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 31.05.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 06.10.2022 по гражданскому делу N 2-282/2022 по иску Шашина С.Ю, Шашиной Р.М. к ООО УК "Старый город" о возложении обязанности произвести замену приборов учета в многоквартирном доме, предоставлении письменной информации председателю многоквартирного дома об объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов.
Заслушав доклад судьи Николаева И.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Шашин С.Ю. и Шашина Р.М. обратились с иском в суд к ООО "УК "Старый город" о возложении обязанности произвести замену приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме.
В обоснование иска Шашины указали, что им принадлежит жилое помещение по адресу: "адрес". Решением внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ Шашин С.Ю. избран председателем совета данного многоквартирного дома. "адрес" обслуживает ООО "УК "Старый город". В 2014 при выборе управляющей организации собственники утвердили проект договора, который заключать с собственниками помещений ООО "УК "Старый город" отказалось. При этом инженерные сети двух корпусов многоквартирного "адрес" технологически взаимосвязаны и являются общими. Отдельно в строениях N и N установлены узлы учета тепловой энергии, которые обслуживает МУП "Казанский энергосервисный центр". Для учета количества теплоты, поступающей в жилые помещения жилого "данные изъяты"), используются датчики температуры, расходомеры и вычислители количества теплоты - ВКТ-7, производства ЗАО "НПФ ТЕПЛОКОМ" ("адрес" Испытания ВКТ-7, в целях утверждения типа средства измерения выполнило ФГУП "ВНИИМ им. Менделеева" г..Санкт-Петербург. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (Госстандарт) утвердило результаты испытаний ФГУП "ВНИИМ им. Менделеева", для вычислителей количество теплоты ВКТ-7, и внесло в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (Государственный реестр средств измерений). В данном Государственном реестре средств измерений, в общем доступе, размещена информация о метрологических, технических характеристик вычислителей количества теплоты ВКТ-7, а также об утвержденной Госстандартом описании типа средства измерения и методика поверки на данные вычислители. Фактически в жилых домах "данные изъяты" установлены вычислители количества теплоты ВКТ-7, у которых в комплектности отсутствуют преобразователи избыточного давления. Данные датчики давления должны быть установлены на подающем трубопроводе и обратном трубопроводе узла учета тепловой энергии.
Согласно пункту 3.4. ГОСТ Р 51649-2014 "Теплосчетчики для водяных систем теплоснабжения. Общие технические условия" теплосчетчиком признается средство измерений, предназначенное для измерения тепловой энергии (измерительная система вида ИС-1 по ГОСТ Р 8.596). При этом, в силу пункта 3.6. ГОСТ 51649-2014 тепловычислитель является комплексным компонентом (по ГОСТ Р 8.596) теплосчетчика, предназначенный для определения количества тепловой энергии по данным сигналов от первичных измерительных преобразователей расхода, давления температуры. Таким образом, отдельно вычислители количества теплоты ВКТ-7 не могут являться средством измерения и не могут быть использованы в качестве прибора учета тепловой энергии - теплосчетчиков. В нарушение пункта 24 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) ООО "У "Старый город" и МУП "Казанский энергосервисный центр" датчики давления подающего и обратного трубопровода не установили, самовольно несанкционированно назначили и ввели в память вычислителей максимально возможные показания давления на подающем в размере величины - 8 кгс/см2, и минимально возможные показания на обратном трубопроводе в размере - 4, 0 кгс/см2. Фактически давление на подающем трубопроводе составляет - 5, 5 - 6, 0 кгс/см2, а на обратном - 4, 5 кгс/см2. Давление теплоносителя в течении суток значительно и многократно меняется, поскольку от проходящего через подвальное помещение жилого многоквартирного дома, получают тепловую энергию ОАО "Комбытсервис", Детская музыкальная школа, Центр детского творчества Вахитовского района, офисный центр по "адрес", в которых установлены узлы погодного регулирования и которые автоматически регулируют подачу теплоносителя в зависимости от погодных условий.
Применение в ВКТ-7 заранее назначенного абсолютного давления, противоречит вышеуказанным требованиям по его эксплуатации и Закону N 102-ФЗ и ведут к увеличению платы за тепловую энергию на 20-25%, а также к чрезмерному повышению температуры в жилом помещении, что нарушает права собственников жилых помещений и членов их семьи и влияет на состояние их здоровья. Потребителям приходиться переплачивать за перегрев дома и отключать несколько радиаторов, чтобы в доме была комфортная температура. Для того, чтобы была возможность измерять количество тепловой энергии, потребляемой многоквартирным домом, посредством прибора учета - теплосчетчика, последний должен быть заводского производства с соответствующей нормативной документацией на него и методами испытаний, соответствующими требованиям пункта 5.1 Закона N 102-ФЗ и п. 8 ГОСТ Р 51649-2014 "Теплосчетчики для водяных систем теплоснабжения. Общие технические условия", либо самостоятельно изготовлен и в его состав должны входить вычислитель количества теплоты, расходомеры, датчики давления, датчики температуры разных производителей, имеющих утвержденное Госстандартом описание типа средства измерения, методику измерений и методику поверки, а в последующем на такой прибор (самостоятельно собранный) получается описание типа средства измерения, методика измерений узла учета в сборе, методика поверки узла учета в сборе и такой прибор как отдельный теплосчетчик должен быть внесен в федеральный реестр средств измерений. Между тем, ни то, ни другое ни ООО "УК "Старый город", ни МУП "Казанский энергосервисный центр" сделано не было. В настоящее время сведения об узлах учета, установленных по целевой программе Исполкома г..Казани в жилом доме, где проживают истцы, в федеральном реестре средств измерений отсутствую, соответственно, данные узлы учета, не могут на законном основании являться теплосчетчиками, пригодными для измерений количества теплоты.
Пункт 44 Правил коммерческого учета тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) содержит исчерпывающие требования к проекту узла учета. Как следует из содержания пунктов 49-51 Правил N 1034, проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета. Потребитель направляет на согласование теплоснабжающую (теплосетевую) организацию копию проекта узла учета. Теплоснабжающая (теплосетевая) организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия пункту 44 этих же Правил. В случае непредставления сведений о согласовании или замечаний к проекту узла учета в течение 15 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета проект считается согласованным. В случае несоответствия проекта узла учета положениям пункта 44 Правил N 1034, теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана в течение 5 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета направить потребителю уведомление о представлении недостающих документов (сведений). В этом случае срок поступления проекта узла учета на согласование определяется с даты представления доработанного проекта. Истцы считают, что поскольку пунктом 51 Правил N 1034 предоставлено право отказа в согласовании проекта узла учета только при его несоответствии требованиям и условиям пункта 44 Правил, теплоснабжающая организация не может отказать управляющей организации в бесплатном согласовании проекта при его соответствии установленным требованиям.
Приказом Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 N 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия Договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее - Порядок). В данном случае лицом, ответственным за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, является ООО "УК "Старый город". Собственник несёт бремя содержания, принадлежащего ему имущества, в том числе общедомового, и обязан вносить плату за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (статьи 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1, 2 статьи 39, часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации). Общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества собственников помещений в МКД и при заключении договора управления ответственность за его надлежащее содержание несёт управляющая организация (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации). После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация (статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 5-7 Правил N 491, пункт 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290). Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы управляющей организаций в рамках работ по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и проводиться за счёт средств, которые жильцы дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения (пункт 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10).
Подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением. Истцы полагают, что замена не соответствующего требованиям законодательства ОДПУ, за установку которого отвечает управляющая организация, должно быть произведено за счет средств уполномоченного лица, которое его установило. Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через два месяца после фиксации факта поломки (часть 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261- ФЗ).
Неоднократно, письмами от 27.03.2019, 07.09.2019, 25.11.2019, 10.09.2020, 04.02.2021 истцы обращались в ООО "УК "Старый город" с просьбой о перерасчете платежей за коммунальные услуги за отопление, где указывали на то, что самовольно установленные узлы учета тепловой энергии не соответствуют требованиям законодательства, с просьбой установить датчики давления либо заменить приборы учета и достоверно начислять оплату за тепловую энергию, а также предоставить документы установки на теплоносители и результаты поверки. В письме от ДД.ММ.ГГГГ N Казанской городской жилищной инспекции указано, что относительно комплектности применяемых вычислителей количества теплоты ВКТ-7 для учета тепловой энергии в многоквартирных домах N и N по "адрес", по информации предоставленной ООО УК "Старый город" от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что узел учета тепловой энергии в вышеуказанном доме установлен в соответствии с проектом, разработанным по техническим условиям от ДД.ММ.ГГГГ N и согласованным с ОАО "Казанская Тепловая Компания", в котором не предусмотрена установка датчиков избыточного давления. По информации, предоставленной управляющей организацией, по результатам комиссионного обследования инженерных коммуникаций центрального отопления совместно представителями ООО "Инженерный центр", АО "Татэнерго" принято решение об установки датчиков давления. Вместе с тем, датчики давления на подающие и обратные трубопроводе корпусов А и В "адрес" не установлены, корректные начисления не выполнены, соответствующие испытания не проведены, методики поверки и методики измерений не утверждены. Согласно коммерческому предложению ООО "Термик-Сервис", исходящее от ДД.ММ.ГГГГ N, стоимость комплекса работ по установке теплосчетчика составляет - 243260 руб, 3-х теплосчетчиков - 729780 руб.
В связи с этим с учетом уточнений просит обязать ООО "УК "Старый город" за свой счет установить в "адрес" дополнительный теплосчетчик, соответствующий требованиям Закона N 102-ФЗ, Правилам N 1034, обеспечивающий учет тепловой энергии в соответствии с требованиях Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) и Приказа Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр "Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Приказ N 99/пр) для измерения количества тепловой энергии, используемой для подогрева воды жилых и нежилых помещений дома N; установить в доме N теплосчетчик, соответствующий требованиям Закона N 190-ФЗ и Приказа N для измерения количества, тепловой энергии, используемой для подогрева холодной воды для жилых и нежилых помещений "адрес"; установить в "адрес" теплообменник, используемый для подогрева холодной воды для жилых и нежилых помещений дома N; установить в доме N на подающий и обратный трубопровод узлов учета тепловой энергии датчики давления соответствующие требованиям Закона N 102-ФЗ, Правилам N 1034, утвержденных Росстандартом описаниями типа на теплосчетчики; установить в доме N 50 на подающий и обратный трубопровод узлов учета тепловой энергии датчики давления, соответствующие требованиям Закона N 102-ФЗ, Правилам N 1034, утвержденными Росстандартом описаниями типа на теплосчетчики; обязать ООО "УК "Старый город" в соответствии с подпунктом "р" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставлять письменную информацию председателю многоквартирного дома N и N об объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по отоплению, электроэнергии, водоснабжению по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 31.05.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований отказано.
Будучи не согласными с состоявшимися по делу судебными постановлениями, заявители подали кассационную жалобу, в которой ставят вопрос об их отмене, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование своих требований, приводя обстоятельства, которые, как они полагают, имели место, решения судов первой и апелляционной инстанций, давая им в их совокупности собственную оценку и не соглашаясь с ними, авторы жалобы указывают, что теплосчётчики являются комбинированными средствами измерения, состоящими из функциональных блоков, в том числе преобразователей давления, в связи с чем датчик давления является функциональным блоком, его составной частью, вместе с тем, паспорта на теплосчётчики домов N и N ответчик и АО "Татэнерго" до настоящего времени не представили, доказательства того, что составные части установленных теплосчётчиков, собраны в единое целое ЗАО "НПФ Теплоком", и первичная поверка выполнена именно ЗАО "НПФ Теплоком" отсутствуют. Таким образом, как полагает заявитель, узел учёта в изменённом виде не был допущен в эксплуатацию, подтверждающих тому документов не представлено, как и отсутствует акт допуска в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии у потребителя, оформленный в соответствии с нормативными документами в области учёта тепловой энергии, действующими в 2012 году, а изменять типовую форму акта, указанного в названном документе, нельзя. Неверно оценены судом и первоначальные доводы ответчика относительно установки теплосчётчика другой марки, при отсутствии в материалах дела документов, подтверждающих наличие паспортов завода-изготовителя. Кроме того, как указал заявитель в жалобе, теплосчётчик не может соответствовать таблице 1 Руководства по эксплуатации, поскольку в обязательную комплектность не входит преобразователь давления. Так, в указанных жилых домах тепловая энергия измеряется средствами измерения неутверждённого образца, неизвестного производителя, не соответствующими методикам учёта тепловой энергии, фактически начисление производится трижды. Кроме того, реконструкцию производили аффилированные с АО "Татэнерго" организации, названное Общество является заинтересованным лицом.
Вызванный же в судебное заседание специалист, в отсутствие к нему доверия, отказался отвечать на пять поставленных вопросов, обследовал узлы учёта скрытно, намеренно им не сообщил об этом, на судебном заседании не вручил заключение. Вместе с тем, акты повторного допуска в эксплуатацию не могут являться доказательствами законности применения средства измерения неутверждённого образца, неизвестного производителя, не соответствующие методикам учёта тепловой энергии, поскольку являются документами не утверждённого образца, при наличии множества претензий к УК с просьбой ежемесячного предоставления показаний общедомовых приборов учёта. Таким образом, управляющая компания, производя начисление за услугу по подогреву воды, фактически не может подтвердить размер этих начислений показаниями приборов учёта. Поскольку дома являются обособленными, то каждый дом должен быть оснащён отдельным устройством для подогрева воды, отдельным узлом учёта для измерения количества теплоты, используемой для отопления помещения дома.
Истцы и ответчик, извещённые о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, поданных возражений, судебная коллегия находит её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, позиции участвующих в деле лиц, судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции, изложенные в мотивировочной части решения, с учётом статьи 8, статьи 39, пункта 2 статьи 44, статьи 157, пункта 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, с учётом пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 13 статьи 1, пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 2, подпункта "р" пункта 31, пунктов 38, 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пунктов 6, 68, 73, 97 Правил коммерческого учета тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, статьи 9, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", а также в силу положений пункта 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не привели к принятию неправильного по существу решения и не нарушили права и законные интересы заявителя.
Принимая во внимание приведённые выше обстоятельства и нормы права в их совокупности, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в иске, обоснованно исходил из того, что коллективные (общедомовые) приборы учёта тепловой энергии, установленные в многоквартирных жилых домах N и N, являются теплосчётчиками утверждённого типа и их использование не противоречит действующим требованиям законодательства в сфере коммерческого учёта тепловой энергии, вместе с тем, узлы учета тепловой энергии были установлены в августе 2012, а пункт 6 Правил коммерческого учета тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в свою очередь, допускает их использование, поскольку они установлены до вступления в законную силу названного постановления. Правомерно указал суд и том, что установка коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии за счет управляющей компании действующем законодательством не предусмотрена, при этом, расходы по установке такого прибора учета несут собственники помещений в соответствии со статьёй 39 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время установленные в вышеназванных домах теплосчетчики отвечают требованиями нормативно-правовых актов.
Отказывая же в удовлетворении иска в части требований о возложении на ответчика обязанности предоставлять письменную информацию председателю многоквартирные дома N и N об объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по отоплению, электроэнергии, водоснабжению по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учёта, суд обоснованно исходил из того, что управляющая организация предоставляет информацию потребителю, а не председателю совета многоквартирного дома.
В свою очередь, в платежных документах, направляемых потребителям ежемесячно ООО "УК "Старый город" раскрывает сведения о потреблённых объемах коммунальных ресурсов по общедомовым приборам учета.
Вместе с тем, истцами не представлены доказательства об отказе управляющей организацией предоставлять данную информацию.
Что же касается доводов кассационной жалобы то, по мнению судебной коллегии, они не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены, не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения по существу иного судебного акта, а также влияли на обоснованность и законность судебных решений либо опровергали выводы судов первой и второй инстанций.
Таким образом, доводы жалобы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не ставят под сомнение правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких данных судебная коллегия не находит как оснований для переоценки выводов судов первой и второй инстанций, сделанных на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, соответствующих обстоятельствам дела, так и предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Шашина С.Ю, Шашиной Р.М.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 31.05.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 06.10.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Шашина Сергея Юрьевича, Шашиной Р.М. - без удовлетворения.
Председательствующий С.Г. Шабанов
Судьи О.С. Подгорнова
И.В. Николаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.