Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайнуллиной Г.К, судей Белоусовой Ю.К, Ошхунова З.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ассоциации собственников недвижимости Ставропольского края "Партнер" на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 20 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 23 августа 2022 г. по административному делу N 2а-1398/2022 по административному исковому заявлению ассоциации собственников недвижимости Ставропольского края "Партнер" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ставропольскому краю о возложении обязанности исключить сведения об обособленном подразделении (филиале) из Единого государственного реестра юридических лиц, взыскании государственной пошлины.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения представителя ассоциации собственников недвижимости Ставропольского края "Партнер" Бочарова А.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ставропольскому краю Кучеровой Е.В, возражавшей против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ассоциация собственников недвижимости Ставропольского края "Партнер" (далее также - АСН СК "Партнер", ассоциация) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ставропольскому краю (далее также - Межрайонная ИФНС N 11 по Ставропольскому краю) о возложении обязанности исключить сведения об обособленном подразделении (филиале) из Единого государственного реестра юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ), взыскании государственной пошлины.
В обоснование своих требований указала, что после получения уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ставропольскому краю (далее также - Межрайонная ИФНС N 9 по Ставропольскому краю) от 19 января 2009 г. N 1022971 о снятии с учета ООО ТСЖ "Партнер", ассоциацией было направлено в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю (далее также - Межрайонная ИФНС России N 10 по Ставропольскому краю) уведомление о закрытии обособленного подразделения, однако до настоящего времени сведения о снятии с учета филиала в ЕГРЮЛ не внесены, что, по мнению административного истца, противоречит положениям пункта 5 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации, обращения ассоциации в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Ставропольскому краю (далее также - Межрайонная ИФНС N 11 по Ставропольскому краю) претензии об устранении нарушения 19 августа 2020 г. отклонены, на обращение ассоциации 16 сентября 2020 г. с жалобой в Управление ФНС России по Ставропольскому краю о признании неправомерными действий должностных лиц Межрайонной ИФНС N 11 по Ставропольскому краю, выразившихся в неисключении неверных сведений из ЕГРЮЛ в отношении АСН Ставропольского края "Партнер", решением от 24 ноября 2020 г. N 08-19/027759 в удовлетворении жалобы отказано. Считает действия Межрайонной ИФНС N 11 по Ставропольскому краю незаконными, нарушающими права ассоциации, поскольку согласно выпискам из ЕГРЮЛ от 9 марта 2011 г. и от 13 сентября 2011 г. сведения об обособленном подразделении (филиале) АСН Ставропольского края "Партнер" отсутствуют, просила возложить на административного ответчика обязанность исключить сведения об обособленном подразделении (филиале) АСН Ставропольского края "Партнер" с указанным адресом: 357200. "адрес" из ЕГРЮЛ в отношении АСН Ставропольского края "Партнер", взыскать судебные издержки по оплате госпошлины в размере 6 000 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 20 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 23 августа 2022 г, административный иск оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 20 декабря 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 27 декабря 2022 г, АСН СК "Партнер" просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права.
Относительно доводов жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ставропольскому краю поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения представителя ассоциации собственников недвижимости Ставропольского края "Партнер" Бочарова А.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ставропольскому краю Кучеровой Е.В, возражавшей против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АСН СК "Партнер" (ранее - объединение ТСЖ "Партнер") является некоммерческой организацией, сведения о ее филиале, расположенном по адресу: "адрес", включены в ЕГРЮЛ 29 декабря 2006 г. запись о государственной регистрации N от 25 декабря 2006 г. N 914.
Полагая, что сведения о снятии с учета филиала в ЕГРЮЛ административным ответчиком с 2009 г, момента обращения ассоциации в налоговый орган, не внесены, направленные претензии об устранении нарушения 19 августа 2020 г. отклонены, а обращение ассоциации 16 сентября 2020 г. с жалобой в Управление ФНС России по Ставропольскому краю о признании неправомерными действий должностных лиц Межрайонной ИФНС N 11 по Ставропольскому краю, выразившихся в неисключении неверных сведений из ЕГРЮЛ в отношении АСН Ставропольского края "Партнер", решением Управления ФНС России по Ставропольскому краю от 24 ноября 2020 г. N 08-19/027759 оставлены без удовлетворения, АСН СК "Партнер" обратился с настоящим административным иском в суд.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения норм, закрепленных в пункте 1 статьи 10, части 2 статьи 13.1, пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункте 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 ноября 2010 г. N 343, пункте 12 приказа Минфина России от 29 декабря 2020 г. N 329н "Об утверждении порядка постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей", установив, что основанием внесения налоговым органом сведений в ЕГРЮЛ является решение территориального органа Минюста России, при этом сведения в связи с прекращением деятельности филиала не могут быть внесены в ЕГРЮЛ на основании сообщения о закрытии на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации, доказательств, подтверждающих обращение в уполномоченный орган минюста с заявлением об исключении из ЕГРЮЛ материалы дела не содержат, признал, что в действиях административного ответчика отсутствует нарушение норм законодательства, регулирующего порядок ведения ЕГРЮЛ, права и законные интересы заявителя не нарушены. Кроме того, судом указано на пропуск административным истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением.
Таким образом, суд правомерно признал требования административного истца подлежащими удовлетворению, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее также - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 1 названного закона сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц при осуществлении государственной регистрации.
Пунктом 1 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного этим законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом (пункт 2).
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3).
Полномочия по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций в соответствии с подпунктом 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, возложено на Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы).
Таким образом, как правильно указано судами, основанием внесения налоговым органом сведений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности (закрытии) обособленного подразделения (филиала) является решение территориального органа Минюста России.
Установив, что уполномоченным органом решение о прекращении деятельности (закрытии) обособленного подразделения АСН СК "Партнер" не принималось и для регистрации в налоговый орган не представлялось, оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении на МИФНС N 11 по Ставропольскому краю обязанности исключить сведения об обособленном подразделении (филиале) АСН Ставропольского края "Партнер" с указанным адресом: "адрес" из ЕГРЮЛ, у судебных инстанций не имелось, при этом, как правильно отмечено судами, возможность представления в уполномоченный орган Минюста России пакета документов для внесения изменений в ЕГРЮЛ в связи с исключением сведений о филиале, административным истцом не утрачена.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о несогласии с выводом судов о пропуске административным истцом срока обращения в суд были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 20 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 23 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ассоциации собственников недвижимости Ставропольского края "Партнер" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Г.К. Зайнуллина
Судьи Ю.К. Белоусова
З.М. Ошхунов
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 марта 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.