Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Сухомлинова А.Г. Синещековой А.Е. на решение Ставропольского краевого суда от 17 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11 октября 2022 г.
по административному делу по административному иску Сухомлинова А.Г. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими пунктов перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации И.В. Колячкину, полагавшую обжалуемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сухомлинов А.Г. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими пункта 2876 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, пункта 6350 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 г, пункта 6451 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 г.
В обоснование требований указано, что Сухомлинов А.Г. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" номера на поэтажном плане: 130-137, 141, площадью 648, 1 кв.м, расположенного в жилом многоквартирном доме по адресу: "адрес", квартал 528. Названное помещение включено перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, на 2020 год и на 2021 год в отсутствие для этого оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Ставропольского краевого суда от 17 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11 октября 2022 г, требования Сухомлинова А.Г. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представителя Сухомлинова А.Г. по доверенности Синещековой А.Е, поданной 26 декабря 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 10 января 2023 г, ставится вопрос об отмене решения Ставропольского краевого суда от 17 июня 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11 октября 2022 г, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, о принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
От представителя Сухомлинова А.Г. по доверенности Синещековой А.Е. 21 февраля 2023 г. поступило ходатайство об отложении судебного заседания на более поздний срок в связи с невозможностью явки представителя, однако причины невозможности неявки не названы, доказательства наличия уважительных причин неявки данного представителя либо привлечения иного представителя не приложены, в связи с чем в удовлетворении ходатайства судебной коллегией отказано на основании положений статей 150, 326, 327 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 г. N 985 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, в который включен под пунктом 2876 объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты". Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. N 1317 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, в который названный объект включен под пунктом 6350. Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 г. N 1462 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, куда названный объект включен под пунктом 2876.
Указанный объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" принадлежит Сухомлинову А.Г. на праве собственности и представляет собой нежилое помещение, номера на поэтажном плане: 130-137, 141, площадью 648, 1 кв.м, расположенное на втором этаже многоквартирного дома с кадастровым номером "данные изъяты", на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" видом разрешенного использования: "многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями".
По выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 3 августа 2018 г, нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение: нежилое, наименование: нежилое.
Из экспликации к поэтажному плану 2 этажа строения технического паспорта на здание N по "адрес" (лит.А), составленного Государственным унитарным предприятием Ставропольского края " "данные изъяты"" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что помещение административного истца состоит из помещений с назначением: N 130 "зал торговый" (580, 3 кв.м), N 131 "коридор" (25, 2 кв.м), N 132 "кабинет" (7, 4 кв.м), N 133 "коридор" (3, 2 кв.м), N 134 "санузел" (2, 5 кв.м), N 135 "помещение" (8, 9 кв.м), N 136 "кладовая" (10, 7 кв.м), N 137 "санузел" (2, 4 кв.м), N 141 "торговое помещение" (7, 5 кв.м), что свидетельствует о предназначении помещения для размещения торговых объектов.
Согласно акту обследования по определению вида фактического использования нежилого помещения от 29 августа 2018 г, составленному сотрудниками Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество", спорное нежилое помещение используется как магазин и подсобное, площадь помещения, фактически используемого для размещения торговых объектов - 31, 6%.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Сухомлинова А.Г, исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установленные обстоятельства, свидетельствующие о торговом предназначении помещений в составе объекта недвижимого имущества в соответствии с их наименованием, а также подтвержденные в ходе обследования вида фактического использования, являются самостоятельными основаниями для включения помещения административного истца в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества.
С такими выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, опровергнув доводы апелляционной жалобы Сухомлинова А.Г, ссылавшегося на технические паспорта по состоянию на 30 марта 2021 г. и 23 ноября 2020 г, поскольку они не подтверждают наличие оснований для исключения помещения из перечня на 2021 г, при этом технический паспорт от 23 ноября 2020 г. явился основанием для последующей подготовки технического паспорта от 30 марта 2021 г, который является актуальным и был представлен в органы регистрации для учета изменений в виде раздела помещения. Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от 5 апреля 2022 г. спорное помещение снято с кадастрового учета 20 января 2022 г, с образованием новых объектов недвижимости. Таким образом, технический паспорт от 23 ноября 2020 г. основанием для учета каких-либо изменений в отношении помещения не служил, содержит отличную от технического паспорта от 30 марта 2021 г. площадь помещений в составе объекта недвижимости, а технический паспорт по состоянию на 30 марта 2021 г. составлен уже после принятия перечня на 2021 г.
Судебная коллегия с выводами судов первой и апелляционной инстанций соглашается, полагает их соответствующими нормам материального и процессуального права, подлежащими применению, а также соответствующими фактическим обстоятельствам дела, и не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Законом Ставропольского края от 5 ноября 2015 г. N 109-кз "Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Ставропольского края установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - с 1 января 2016 г.
Решением Ставропольской городской Думы от 17 ноября 2014 г. N 567 "Об установлении налога на имущество физических лиц и введении его в действие на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" на территории г. Ставрополя установлен и введен налог на имущество физических лиц с 1 января 2015 г.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если является самостоятельным видом недвижимого имущества, который предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в том числе если находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Таким образом, оспариваемые нормы могут быть признаны соответствующими статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, если спорные помещения, находятся в здании, подпадающем под условия, перечисленные в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 1 этой статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденный приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 582-ст, определяет типы торговых предприятий, относит магазин к стационарным торговым объектам, предназначенным для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Согласно части 2 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили вышеприведенные нормы материального права, исходя из наличия предусмотренных законом оснований для определения налоговой базы как кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, отвечающего критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, как относящегося к нежилым помещениям, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Более того, судами учтено фактическое использование объекта недвижимости в ходе составления соответствующего перечня на 2019 г. при этом обстоятельства отнесения нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащего Сухомлинову А.Г, установлены на дату утверждения перечней и подтверждены надлежащими доказательствами в виде экспликации к поэтажному плану 2 этажа строения технического паспорта на здание N 75 по ул. Доваторцев 528 (лит.А), составленного Государственным унитарным предприятием Ставропольского края "Краевая техническая инвентаризация" по состоянию на 11 декабря 2012 г, акта обследования по определению вида фактического использования нежилого помещения от 29 августа 2018 г, получившими оценку по правилам административного судопроизводства, свидетельствующими о разрешенном использовании и наименовании объекта недвижимости в соответствии с документами технического учета (инвентаризации).
Наименование в настоящее время помещения как нежилого не входит в противоречие и допускает возможность его использования в качестве торгового объекта, в связи с чем данное нежилое помещение обоснованно включено в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества на 2021 г. Доказательств того, что на момент включения в оспариваемые перечни на 2019, 2020 и 2021 годы указанного объекта Министерство имущественных отношений Ставропольского края имело иные сведения, материалы административного дела не содержат.
Доводы жалобы о том, что административным ответчиком не были приняты во внимание актуальные сведения об объекте недвижимого имущества, содержащиеся в документах технического учета (инвентаризации) - представленных в материалы дела технических паспортов от 23 ноября 2020 г. и от 30 марта 2021 г, в которых отражены новые наименования составных частей помещения ("нежилое помещение" вместо "торговый зал", "торговое помещение" и др.), подлежат отклонению, поскольку частью 1 статьи 43, частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что с 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в соответствии с требованиями данного Федерального закона, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются.
Возможность использования технических паспортов нежилых помещений в многоквартирных домах для описания объекта недвижимого имущества в целях их отграничения от объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на предстоящий год, сама по себе не указывает на недостоверность перечней, которые формируются заблаговременно с учетом актуальных сведений государственного кадастра недвижимости, в которых информация о новом наименовании помещений объекта на дату утверждения последнего оспариваемого перечня 28 декабря 2020 г. отсутствовала. Вместе с тем, несоответствие наименований составных частей нежилого помещения, указанных в техническом паспорте 23 ноября 2020 г, наименованиям, содержащимся в сведениях государственного кадастра недвижимости, поступивших ранее из организации технической инвентаризации в установленном порядке, не влечет отмену постановленных судебных актов и служит опровержением доводов кассационной жалобы.
Ссылка заявителя на представленные в материалы дела копии договора аренды нежилых помещений, из которых следует, что помещения используются в целях размещения обособленного подразделения (офиса) арендатора, а также для складских целей хранения мебели, не влечет отмену либо изменение постановленных судебных актов, поскольку неиспользование помещений по назначению в целом для торговой деятельности и последующее использование либо неиспользование объекта недвижимости, имеющего потенциально коммерческую ценность, предоставлено на усмотрение его собственника, тогда как в данном случае объект недвижимости отнесен к перечню объектов, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, по иному критерию.
Доводы жалобы о несоблюдении порядка составления и утверждения Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019-2021 годы, а также невыполнения Министерством имущественных отношений Ставропольского края предписания обязательных требований об исследовании и предварительном установлении вида фактического использования нежилого помещения, в связи с его вхождением в состав здания многоквартирного жилого дома, не состоятельны и основаны на неверном толковании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, допускающем отнесение нежилых помещений к объектам налогообложения, налоговая база которых исчисляется из кадастровой стоимости, являющихся самостоятельным объектом недвижимого имущества, не только по фактическому использованию, но и по сведениям о назначении, разрешенном использовании или наименовании, содержащихся в ЕГРН.
Поскольку материалами дела подтверждается обоснованность включения принадлежащего административному истцу помещения в оспариваемые им перечни в связи с наличием данных о предназначении помещений в нем в соответствии со сведениями государственного кадастрового учета, судом и апелляционной инстанций обоснованно отказано в удовлетворении административного иска.
Вопреки доводам кассационной жалобы в ходе рассмотрения дела не допущено нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 17 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Сухомлинова А.Г. Синещековой А.Е. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.