Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Белоусовой Ю.К, Нафикова И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Семеновой Л. А. и Семенова В. А.
на решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 14.03.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12.07.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Семеновой Л. А. и Семенова В. А. к заместителю начальника Ипатовского районного отдела службы приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Фидорцовой О.В, Ипатовскому Районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Семенова Л.А, Семенов В.А. обратились в Ипатовский районный суд Ставропольского края суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия заместителя начальника Ипатовского РОСП УФССП по СК Федорцовой О.В, в части неисполнения в срок содержащихся в исполнительном документе требований согласно части 2 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", допущенных в рамках исполнительных производств, возбужденных 28.10.2021 в отношении должников администрации Ипатовского городского округа и управления по работе с территориями администрации Ипатовского округа, предмет исполнения устранить нарушения обязательных требований на автомобильной дороге общего пользования по "адрес" (от пресечения с автомобильной дорогой федерального значения Р-216 до пересечения с "адрес" края в срок до 31.07.2021. В обоснование требований указали также о допускаемых административным ответчиком процессуальных нарушениях и нарушениях их прав, как взыскателей при совершении исполнительных действий.
Решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от 14.03.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами, Семенова Л.А. и Семенов В.А. обжаловали их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставят вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, оставлении без внимания юридически значимых обстоятельств, нарушением норм процессуального права, что повлекло принятие незаконных судебных решений. Просят принять по делу новый судебный акт.
Кассационная жалоба Семенова В.А. поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 17.01.2023, Семеновой Л.А.18.01.2023.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в их отсутствии.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационных жалобах доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 этого Кодекса.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (статья 2, пункты 1 - 3 статьи 4, абзац первый части 1 статьи 64 указанного федерального закона).
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от 14.01.2021 удовлетворены административные исковые требования Семеновой Л.А, Семенова В.А, признано незаконным бездействие администрации Ипатовского округа Ставропольского края и управления по работе с территориями администрации Ипатовского округа, выразившееся в неисполнении обязанности по устранению нарушений требований федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в частности пунктов 5.3.1 и 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильной дороге общего пользования по "адрес" (от пресечения с автомобильной дорогой федерального значения Р-216 до пересечения с "адрес" края, на администрацию и управление по работе с территориями Администрации возложена обязанность устранить указанные нарушения на автомобильной дороге общего пользования по "адрес" (от пресечения с автомобильной дорогой федерального значения Р-216 до пересечения с "адрес" края в срок до 31.07.2021.
28.10.2021 заместителем начальника Ипатовского РОСП УФССП России по Ставропольскому краю Фидорцовой О.В. на основании исполнительных листов от 07.10.2021 серии N, N в отношении должников возбуждены исполнительные производства N-ИП, N-ИП.
08.11.2021 управление и администрация обратились в Ипатовское РОСП УФССП России по Ставропольскому краю с ходатайством об окончании исполнительных производств в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
В подтверждение исполнения решения суда представлены акты комиссионной проверки соответствия технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым автомобильная дорога по "адрес" (от пресечения с автомобильной дорогой федерального значения Р-216 до пересечения с "адрес" края соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017.
Постановлениями заместителя начальника Ипатовского РОСП УФССП России по Ставропольскому краю Фидорцовой О.В. от 22.11.2021 ходатайство удовлетворено, в том числе указано, что к месту совершения исполнительных действий с целью проверки исполнения решения суда будет осуществлен выезд, о дате и времени которого будет сообщено дополнительно.
В соответствии с приказом УФССП России по Ставропольскому краю от 25.01.2022 N 22-ко заместитель начальника Ипатовского РОСП УФССП России по Ставропольскому краю Фидорцова О.В. с 07.02.2022 по 25.02.2022 находилась в отпуске.
28.02.2022 заместитель начальника Ипатовского РОСП УФССП России по Ставропольскому краю Фидорцова О.В. совместно с представителями администрации и управления совершили выезд к месту совершения исполнительных действий (автомобильная дорога по "адрес" края), в результате которого установлено, что на автомобильной дороге общего пользования по "адрес" (от пресечения с автомобильной дорогой федерального значения Р-216 до пересечения с "адрес" края нарушения пунктов 5.3.1 и 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 устранены, о чем составлены акты о совершении исполнительных действий.
Постановлениями заместителя начальника Ипатовского РОСП УФССП России по Ставропольскому краю Фидорцовой О.В. от 28.02.2022 исполнительные производства окончены на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Задачи, принципы, порядок исполнения вступивших в законную силу судебных актов установлены Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с положениями которого задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (статья 2 Закона).
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (статья 4 Закона).
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" и иными федеральными законами (части 1, 3 статьи 5 Закона).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, документы исполнительных производств свидетельствовали о том, что должниками принимались предусмотренные нормами действующего законодательства меры по обеспечению дорожной безопасности и соблюдения требований дорожного законодательства Российской Федерации на участке автомобильной дороги общего пользования на автомобильной дороге по "адрес" края, что подтверждается актом комиссионной проверки соответствия технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Ипатово от 03.11.2021 и актом судебного пристава-исполнителя от 28.02.2022, которыми зафиксировано, что спорный участок автодороги соответствует ГОСТу Р50597-2017.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки. Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный Законом N 229-ФЗ само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие должностного лица службы судебных приставов может быть признано незаконным при наличии возможности совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа, в установленный законом срок, и отсутствии доказательств их совершения, чем нарушаются права и законные интересы сторон исполнительного производства.
Бездействие может быть признано противоречащим закону при представлении доказательств, свидетельствующих о непринятии судебным приставом-исполнителем исчерпывающих мер по исполнению требований исполнительного документа. Таких доказательств в материалы дела не предоставлено.
Судами обоснованно установлено, что заместителем начальника Ипатовского РОСП Фидорцовой О.В. принимались все предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, необходимые меры для исполнения требований исполнительных документов неимущественного характера.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, а утверждения кассаторов в кассационных жалобах об обратном носят предположительный характер, не основаны на доказательствах, имеющихся в деле, которые подтверждали бы проявленное должностным лицом службы приставов бездействие в той степени, в которой бы такое бездействие являлось очевидно незаконным в смысле, придаваемом статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих нарушение гражданских прав взыскателей, как стороны в исполнительном производсвте, требующих судебного пресечения. Бесспорных подтверждений нарушения их прав и законных интересов на своевременное и полное исполнение требований исполнительного документа должностным лицом службы приставов не имеется.
В ходе рассмотрения дела стороной административных ответчиков представлены доказательства, что в процессе совершения исполнительных действий на "адрес" края (от пресечения с автомобильной дорогой федерального значения Р-216 до пересечения с "адрес") повреждения дороги устранены.
В связи с этим суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности критериев, предусмотренных статьей 277 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания наличия в действиях заместителя начальника Ипатовского РОСП УФССП по СК Фидорцовой О.В. незаконного бездействия, нарушающего права, свободы и законные интересы Семеновой Л.А. и Семенова В.А.
Доводы кассационных жалоб не опровергают законность и обоснованность выводов судов, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, выводов судов и отмену правильных по существу судебных решений по мотиву несогласия с ними. Судами установлены и учтены все юридически значимые обстоятельства по такой категории дел, им дана подробная мотивированная оценка, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, имеющиеся доказательства получили надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства основания для отмены или изменения состоявшихся судебных актов отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 14.03.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12.07.2022 оставить без изменения, кассационные жалобы Семеновой Л. А, Семенова В. А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
И.А. Нафиков
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07.03.2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.