Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Л.В, судей Минеевой В.В, Гареевой Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муцольговой ФИО12, Китиева ФИО13, Китиевой ФИО14 к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетии о признании незаконными действия жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Ингушетии, возложении обязанности устранить допущенные нарушения и взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Ингушетии на решение Магасского районного суда от 30 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетии от 4 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Ивановой Л.В, выслушав представителя Муцольговой М.М. Точиева М.А, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Муцольгова М.М, Китиев М.Ж, Китиева Э.Ж. обратились в суд с исковым заявлением о признании незаконными действия жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Ингушетии, возложении обязанности устранить допущенные нарушения и взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что 17 июля 2012 года Китиевым Ж.А, проходившим службу в должности полицейского ОВО по г. Карабулак, в МВД по Республике Ингушетия подано заявление о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
18 декабря 2012 года Китиев Ж.А. уволен из органов внутренних дел по состоянию здоровья, был признан инвалидом 1 группы и умер ДД.ММ.ГГГГ года. Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия Китиев Ж.А. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты 26 апреля 2014 года. Поскольку учетное дело Китиева Ж.А. было направлено в Управление Росгвардии по Республике Ингушетия и после его возврата в МВД по Республике Ингушетия решением жилищно-бытовой комиссии отказано в принятии его на учет, данное решение Китиевым Ж.А. обжаловано.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 17 сентября 2020 года решение жилищно-бытовой комиссии признано незаконным, на ответчика возложена обязанность восстановить Китиева Ж.А. на учете с 18 сентября 2012 г.
Решением жилищно-бытовой комиссии от 22 сентября 2021 года N 97 Китиев Ж.А. снят с учета на том основании, что сыном Китиева Ж.А. - Китиевым М.Ж, 1994 г.р, являющимся членом его семьи, в 2019 году продан жилой дом общей площадью 52, 4 кв.м, взамен которого равнозначное жилое помещение не приобретено. Истцы считали несостоятельными доводы ответчика о невозможности применения к действиям по отчуждению жилого помещения п. 29 Правил, так как указанный пункт применяется только в момент расчета размера единовременной социальной выплаты по соответствующей формуле, а действия по отчуждению жилого помещения, приведенные в ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, должны быть произведены до подачи сотрудником заявления о принятии на учет. Кроме того, ссылаясь на то, что Китиев Ж.А. и члены его семьи с учетом проданного жилого помещения были обеспечены менее 15 кв.м. (на 1 члена семьи, а вступившим в законную силу судебным решением от 17 сентября 2020 года на ответчика возложена обязанность поставить Китиева Ж.А. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты с 18 сентября 2012 г, при вынесении которого установлены обстоятельства, связанные с постановкой истцов на учет и которые в силу ст. 61 ГПК РФ не подлежат вновь доказыванию, просят с учетом уточнения исковых требований признать незаконными действия жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия, возложить на МВД по Республике Ингушетия обязанность по выплате истцам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом состава семьи из 4 человек в размере, рассчитанном на день принятия решения о выплате.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 30 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 4 октября 2022 года, исковое заявление удовлетворено частично.
Судом признаны незаконными действия жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия.
На МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность выплатить Муцольговой М.М, Китиеву М.Ж, Китиевой Э.Ж, единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения с расчетом состава из 3 человек в размере, рассчитанного на день принятия решения о выплате.
В остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Ингушетии ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов как незаконных, необоснованных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на них, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела были допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судами Муцольгова М.М, Китиев М.Ж, Китиева Э.Ж. являются членами семьи Китиева Ж.А, проходившего службу в органах внутренних дел Российской Федерации, уволенного 18 декабря 2012 г. с должности полицейского ОВО ОМВД России по г. Карабулак в связи с болезнью.
17 июля 2012 г. Китиевым Ж.А. в МВД по Республике Ингушетия подано заявление (с приложением документов, предусмотренных п. 5 Правил) о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты, предусмотренной ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, по результатам рассмотрения которого жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Ингушетия в 2014 году принято решение N 37 о принятии Китиева Ж.А. в составе семьи из 5 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО МВД по Республике Ингушетия от 15 января 2016 г. N 1 Китиев Ж.А. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты в составе семьи из 5 человек.
9 июня 2017 г. жилищно-бытовой комиссией Управления Росгвардии по Республике Ингушетия Китиев Ж.А. на основании подп. "а" п. 4 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 157, п. 22(1) ч. 2 Правил снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Учетное дело передано в МВД по Республике Ингушетия.
17 января 2020 г. жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Ингушетия принято решение N 5 об отказе в постановке Китиева Ж.А. и членов его семьи на учет для получения выплаты на том основании, что сын Китиева Ж.А. - Китиев М.Ж, является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Республика Ингушетия, Назрановский район, с.п. Яндаре, ул. Мальсагова, 6, общей площадью 52.4 кв.м. Данное решение Китиевым Ж.А. обжаловано в суд.
Решением Магасского районного суда от 17 сентября 2020 г. исковые требования Китиева Ж.А. удовлетворены, исходя из того, что сын Китиева Ж.А, достигший возраста 26 лет, не может быть признан членом его семьи. Указанным решением действия жилищно-бытовой комиссии признаны незаконными, с возложением на МВД по Республике Ингушетия обязанности восстановить Китиева Ж А. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты с 18 сентября 2012 г.
На основании данного судебного акта, решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия от 7 апреля 2021 г. Китиев Ж.А. с учетом состава его семьи принят на учет для получения выплаты.
Согласно свидетельству о смерти Китиев Ж.А. умер 14 декабря 2021 г.
Как следует из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия от 22 ноября 2021 г. N 97, иных жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности, Китиев Ж.А, его супруга Муцольгова М.М, сын Китиев М.Ж, 1994 г.р, и дочь Китиева Э.Ж. не имеют.
Кроме того, согласно данному протоколу Китиев Ж.А. и члены его семьи сняты с учета для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с подп. "б" п. 19 Правил (в редакции, действовавшей в период с 11 июля 2015 г.), то есть на том основании, что членом семьи Китиева Ж.А. - сыном Китиевым М.Ж, 1994 г.р, совершены действия по отчуждению жилого дома с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Как следует из выписки из ЕГРН от 18 мая 2021 г, Китиеву М.Ж.с 31 мая 2019 г. по 19 декабря 2019 г. принадлежал на праве собственности жилой дом общей площадью 52, 4 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" который он согласно договору купли-продажи от 27 ноября 2019 г. продал Китиеву И.А.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального юна от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, Правилами предоставления единовременной шальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения грудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение выплаты, оценив представленные сторонами письменные доказательства, протокол заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия от 22 ноября 2021 г, установив, что вступившим в законную силу решением Магасского районного суда от 17 сентября 2020 г. признано незаконным решение жилищно-бытовой комиссии от 17 января 2020 г. N 5 об отказе в принятии Китиева Ж.А. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с тем, что сын Китиева Ж.А, достигший 26 лет, не может признаваться членом его семьи, а также установив, что истцы за исключением реализованного жилого помещения иных жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности, не имеют, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований, в том числе в части возложения обязанности выплатить истцам единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с данными выводами суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о возложении обязанности выплатить истцам единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с существенным нарушением требований процессуального закона.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (здесь и далее нормы закона приведены в редакции, действовавшей на дату обращения Китиева Ж.А. с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты - 17 июля 2012 г.) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ). В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (часть 2 статьи 7 данного закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (название документа приведено в редакции, действующей по состоянию на дату обращения Китиева Ж.А. с заявлением о постановке на учет для получения единовременной выплаты).
Согласно пункту 31 указанных Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность предоставления сотрудникам органов внутренних дел социальных гарантий в виде единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета в порядке очереди и в пределах поступающих ассигнований из федерального бюджета на реализацию полномочий РФ по обеспечению жильем в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ.
Возлагая на ответчика обязанность произвести выплату, суды не установили, соблюдена ли очередность выплаты, с учетом даты обращения с заявлением о постановке на учет с целью предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Суд, принимая решение о возложении на ответчика обязанности произвести выплату, не принял во внимание, что уполномоченным органом решение об отказе в предоставлении выплаты не принималось, жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Ингушетия 22 ноября 2021 года принято решение о снятии с учета очередников МВД России по Республике Ингушетия на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не устранены судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия находит, что допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение суда и апелляционное определение подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное и рассмотреть дело в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магасского районного суда от 30 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетии от 4 октября 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в Магасский районный суд Республики Ингушетия.
Отменить приостановление исполнения решения Магасского районного суда от 30 марта 2022 года, примененное на основании определения Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.