Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Климовой В.В, судей Камышовой Т.В, Черчага С.В, с участием прокурора Гаринина Э.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ирагилова Шапи Магомедовича к Службе государственного финансового контроля РД, Министерству финансов Республики Дагестан о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, признании незаконным отказ в принятии на работу, взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 1 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Климовой В.В, выслушав представителей Службы финансового контроля РД Хасбулатова Р.М. и Качаева Т.Р... поддержавших кассационную жалобу, возражения против кассационной жалобы представителя Ирагилова Ш.М. - Дадашеву М.Д, а также представителей Министерства финансов РД Салиховой Э.А. и Расулова Р.М, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ Гаринина Э.П, полагавшего, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия
установила:
Ирагилов Ш.М. с учетом уточнений обратился в суд с иском к Службе государственного финансового контроля Республики Дагестан и Министерству финансов Республики Дагестан (далее - Минфин РД) о признании незаконными: решения Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан (далее - Служба госфинконтроля РД) об отказе в предоставлении вакантной должности "начальник отдела", приказа Минфина РД от 11 марта 2021 года N155 л/с о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы, восстановлении его в ранее занимаемой должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 9 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований Ирагилова Ш.М. отказано.
Суд апелляционной инстанции перешел к производству по правилам суда первой инстанции и апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 26 октября 2021 года решение суда первой инстанции отменено, вынесено новое решение, которым исковые требования Ирагилова Ш.М. удовлетворены частично: признан незаконным приказ Министерства финансов Республики Дагестан от 11 марта 2021 года N155 л/с о расторжении служебного контракта, освобождении от замещения должности и увольнения с государственной гражданской службы Ирагилова Ш.М.; он восстановлен в должности начальника отдела контроля местных бюджетов Министерства финансов Республики Дагестан; возложена обязанность на Министерство финансов Республики Дагестан осуществить перевод Ирагилова Ш.М. на должность начальника отдела контроля местных бюджетов в Службу государственного финансового контроля Республики Дагестан с 12 марта 2021 года; признано незаконным решение Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан от 09 марта 2021 года об отказе в предоставлении вакантной должности государственной гражданской службы (начальник отдела) Ирагилову Ш.М, возложена обязанность на Службу государственного финансового контроля Республики Дагестан заключить с Ирагиловым Ш.М. служебный контракт на замещение должности начальника отдела контроля местных бюджетов с 12 марта 2021 года, взыскан со Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан в пользу Ирагилова Ш.М. средний заработок за период с 12 марта 2021 года по 01 декабря 2022 года по должности начальника отдела контроля местных бюджетов и компенсацию морального вреда в размере 10.000 руб.
В кассационной жалобе Службой государственного финансового контроля РФ поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, поскольку оно вынесено незаконно и необоснованно с существенными нарушениями норм материального, а также процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра апелляционного определения по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 1 июля 1999 года Ирагилов Ш.М. занимал различные должности государственной гражданской службы в Министерстве финансов Республики Дагестан.
В связи с передачей функции Министерства финансов Республики Дагестан в сфере финансово-бюджетного контроля Службе государственного финансового контроля Республики Дагестан по результатам прохождения конкурса на замещение вакантной должности на основании приказа от 3 сентября 2013 года N 10, истец назначен на должность начальника отдела контроля местных бюджетов Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан.
Приказом Министерства финансов Республики Дагестан от 16 мая 2019 года N 80&97 Ирагилов Ш.М. назначен на должность начальника отдела контроля местных бюджетов Управления государственного финансового контроля Республики Дагестан.
11 января 2021 года истцу вручено уведомление о предстоящем сокращении занимаемой им должности в Министерстве финансов Республики Дагестан.
На основании приказа Врио министра финансов Республики Дагестан от 11 марта 2021 года N 155 л/с Ирагилов Ш.М. освобожден от занимаемой должности начальника отдела контроля местных бюджетов Министерства финансов Республики Дагестан с расторжением служебного контракта и уволен с государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 35 Закона Республики Дагестан "О государственной гражданской службе Республики Дагестан".
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении процедуры увольнения по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ст. 35 Закона Республики Дагестан "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" в отношении Ирагилова Ш.М. и отсутствии нарушения его прав ответчиком.
В связи с тем, что суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, решение суда предметом проверки в кассационном порядке не является.
Судом апелляционной инстанции было установлено, что Указом ВРИО Главы РД от 28 декабря 2020 года N146 постановлено в числе других органов образовать Службу государственного финансового контроля РД в сфере внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд РД и муниципальных нужд муниципальных образований РД в пределах полномочий, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, функции Минфина РД в сфере внутреннего государственного финансового контроля РД и контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок переданы вновь образованной Службе госфинконтроля РД.
11 января 2021 года ирагилову Ш.М. - начальнику отдела контроля местных бюджетов Управления государственного финансового контроля РД, вручено уведомление о предстоящем сокращении его должности в Минфине РД.
3 марта 2021 года Минфин РД уведомил его об имеющихся в наличии вакантных должностях государственной гражданской службы в Службе госфинконтроля РД, в которой количество должностей "начальник отдела" с учетом соответствующей ему категории и группы замещаемой им должности, уровня квалификации, профессионального образования, стажа государственной службы или работы по специальности, составляло 5 единиц.
4 марта 2021 года Ирагилов М.Ш. подал заявление с просьбой направить его анкету в Службу госфинконтроля РД для рассмотрения его кандидатуры на вакантную должность "начальник отдела контроля местного бюджета", которую он занимал в Минфине РД, относящуюся к "главной группе должностей" категории "руководители".
5 марта 2021 года Минфин РД уведомил его под роспись о дате собеседования в Службе госфинконтроля РД -09 марта 2021 года.
Служба госфинконтроля РД как представитель нанимателя государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, зная о заявленной истцом должности государственной гражданской службы "начальник отдела контроля местного бюджета" и наличие этой вакантной должности и других должностей начальников отделов в Службе госфинконтроля РД, соответствующей его квалификации, фактически без какого-либо собеседования необоснованно отказала истцу, предложив нижестоящую должность "консультант отдела" ("ведущая группа должностей" категории "специалисты"), не соответствующую его группе должностей, категории, а также имеющейся квалификации и опыту работы (стаж работы непосредственно в этой должности - более 7 лет).
Из материалов дела следует, что на должность начальника отдела местных бюджетов других, кроме него, претендентов не было, данное обстоятельство не отрицалось и стороной ответчика. Помимо этого, имелись и другие вакансии начальников отделов, которые истцу также не были предложены.
Между тем, в пункте 6 Указа установлено, что органы исполнительной власти РД, которым переданы функции упраздненных и иных органов исполнительной власти РД в соответствии с настоящим Указом являются их правоприемниками по обязательствам, в том числе, по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.
В связи с этим, подавляющее большинство сотрудников упраздненного отдела Минфина РД были переведены в Службу госфинконтроля РД.
Поэтому довод представителя Службы госфинконтроля РД о том, что у него отсутствовали предусмотренные законом основания для приёма истца на работу в порядке перевода, нельзя признать обоснованным.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ршение Службы госфинконтроля РД от 09 марта 2021 года как правоприемника упраздненного органа, о безмотивном отказе в предоставлении Ирагилову Ш.М. вакантной должности "начальник отдела", является незаконным, нарушает его права и законные интересы и подлежит отмене с возложением обязанности заключить с ним служебный контракт на замещение должности государственной гражданской службы начальника отдела контроля местных бюджетов с 12 марта 2021 года, с выплатой среднего заработка по этой должности с указанной даты.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные штатные расписания, книги приказов, пришел к выводу, что в Министерстве Финансов РД отсутствовали вакантные должности, которые соответствовали категории и группы замещаемой истцом должности, которые могли быть ему предложены, однако, из Службы Минфина РФ истец подлежа увольнению в связи с переводом в Службу гос.финконтроля РФ, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности увольнения Ирагилов Ш.М. из Минфина РД, с возложением обязанности на Минфин РД осуществить перевод Ирагилова Ш.М. в Службу госфинконтроля РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 73 Федерального закона).
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется, в частности, настоящим Федеральным законом и конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункты 3, 8).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "О системе государственной службы Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Конституцией Республики Дагестан принят Закон Республики Дагестан от 12 октября 2005 года N 32 "О государственной гражданской службе Республики Дагестан", регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Республики Дагестан, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) государственного гражданского служащего Республики Дагестан.
Основания расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя установлены статьей 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 8.2, 8.3 части 1 статьи 37 названного Федерального закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе; упразднения государственного органа.
Аналогичные основания расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя предусмотрены пунктами 8.2, 8.3 части 1 статьи 35 Закона Республики Дагестан "О государственной гражданской службе Республики Дагестан".
Статьей 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлены дополнительные государственные гарантии гражданских служащих, к числу которых в соответствии с пунктом 3 названной статьи относится право гражданских служащих на замещение иной должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона (применительно к Закону Республики Дагестан "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" - статья 29).
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", частью 1 статьи 29 Закона Республики Дагестан "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" (в редакции, действующей на момент увольнения Ирагилова Ш.М.) при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих Определениях (от 31 марта 2022 года N 707-О, от 27 января 2022 года N 123-О), часть 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" обеспечивает государственному гражданскому служащему, должность которого подлежит сокращению, возможность продолжить службу в том же либо другом государственном органе при условии, что он соответствует квалификационным требованиям к предоставляемой для замещения должности, позволяя представителю нанимателя прекратить служебный контракт только в случае отказа данного лица от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы (часть 6 названной статьи).
Частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ и частью 5 статьи 29 Закона Республики Дагестан "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года N822 утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают порядок предоставления государственному гражданскому служащему, который замещает сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах.
Таким образом, по смыслу приведенных выше норм права поиск и предоставление государственному гражданскому служащему вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определенном Правилами и предполагающем проведение собеседования с государственным гражданским служащим, осуществляется лишь в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа.
Как следует из буквального содержания приказа Врио министра финансов Республики Дагестан от 11 марта 2021 года N 155 л/с, в качестве основания для расторжения служебного контракта с Ирагиловым Ш.М. и его увольнения с государственной гражданской службы указан пункт 8.2 части 1 статьи 35 Закона Республики Дагестан "О государственной гражданской службе Республики Дагестан", то есть сокращение должностей гражданской службы в государственном органе (в рассматриваемом случае - управлении государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Дагестан).
Между тем, представленными в материалы дела письменными доказательствами и пояснениями сторон подтверждается, что предстоящее сокращение занимаемой истцом должности государственной гражданской службы было обусловлено изданием Указа Врио Главы Республики Дагестан от 28 декабря 2020 года N 146 "О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан", согласно которому образована Служба государственного финансового контроля Республики Дагестан с передачей ей функции Министерства финансов Республики Дагестан в сфере внутреннего государственного финансового контроля и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Дагестан и муниципальных нужд муниципальных образований Республики Дагестан в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 4).
Пунктом 6 названного Указа установлено, что органы исполнительной власти Республики Дагестан, которым переданы функции упраздненных и иных органов исполнительной власти Республики Дагестан в соответствии с настоящим Указом, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.
При этом утвержденная Указом Врио Главы Республики Дагестан от 28 декабря 2020 года N146 структура органов исполнительной власти Республики Дагестан предусматривает Министерство финансов Республики Дагестан (раздел III "Министерства Республики Дагестан") и Службу государственного финансового контроля Республики Дагестан (раздел V "Иные органы исполнительной власти Республики Дагестан").
В соответствии с Указом Врио Главы Республики Дагестан от 28 декабря 2020 года N146 Врио министра финансов Республики Дагестан издан приказ от 29 декабря 2020 года N 932 л/с "О внесении изменений в структуру Министерства финансов Республики Дагестан и сокращении должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан".
Данным приказом упразднено управление государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Дагестан в связи с передачей функций Министерства финансов Республики Дагестан в сфере внутреннего государственного финансового контроля и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Дагестан и муниципальных нужд муниципальных образований Республики Дагестан в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Службе государственного финансового контроля Республики Дагестан.
Таким образом, поскольку Службе финансового контроля РД были переданы функции упраздняемого органа Минфина РД, то Служба финансового контроля РД обязана была предложить Ирагилову Ш.М. все имеющиеся вакантные должности, соответствующие его квалификации, специальности, категории и группы замещаемой им должности, а именно, предложить должность начальника отдела, чего ответчиком сделано не было, в связи с чем выводы суда апелляционной инстанции о незаконности отказа Службы государственного финансового контроля РД в предоставлении Ирагилову Ш.М. вакантной должности начальника отдела, являются обоснованными, равно как и выводы суда о незаконности увольнения Ирагилова Ш.М.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов суда апелляционной инстанции не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 1 декабря 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Климова В.В.
Судьи Камышова Т.В.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.