Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу К, П, Н, В, А, Х, У, А, Ч, К, Г, К, С, С, Ш, К, А, З, Н, К, Б, К на решение Брянского областного суда от 28 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Г, К, П, Н, В, А, Х, У, А, Ч, К, Г, К, С, С, Ш, К, А, З, Н, К, Б, К, С, Ж, К об оспаривании в части постановления Правительства Брянской области.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Правительством Брянской области 17 марта 2020 года принято постановление N 106-п "О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области" (далее - постановление Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года N 106-п), которое опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 18 марта 2020 года.
В указанный нормативный правовой акт постановлениями Правительства Брянской области от 27 марта 2020 года N 126-п, от 30 марта 2020 года N 127-п, от 31 марта 2020 года N 130-п, от 3 апреля 2020 года N 136-п, от 30 апреля 2020 года N 177-п, от 6 мая 2020 года N 179-п, от 8 мая 2020 года N 182-п, от 29 мая 2020 года N 235-п, от 9 июня 2020 года N 243-п, от 22 июня 2020 года N 267-п, от 26 июня 2020 года N 272-п, от 6 июля 2020 года N 283-п, от 13 июля 2020 года N 290-п, от 27 июля 2020 года N 305-п, от 13 августа 2020 года N 370-п, от 20 августа 2020 года N 384-п, от 28 августа 2020 года N 413-п, от 19 октября 2020 года N 472-п, от 20 октября 2020 года N 475-п, от 29 октября 2020 года N 499-п, от 6 ноября 2020 года N 500-п, от 9 ноября 2020 года N 503-п, от 16 ноября 2020 года N 506-п, от 23 ноября 2020 года N 539-п, от 30 ноября 2020 года N 557-п, от 4 декабря 2020 года N 573-п, от 14 декабря 2020 года N 592-п, от 18 декабря 2020 года N 617-п, от 21 декабря 2020 года N 621-п, от 28 декабря 2020 года N 705-п, от 13 января 2021 года N 4-п, от 28 января 2021 года N 25-п, от 15 февраля 2021 года N 47-п, от 1 марта 2021 года N 55-п, от 24 мая 2021 года N 181-п, от 16 июня 2021 года N 203-п, от 24 июня 2021 года N 215-п, от 12 июля 2021 года N 249-п, от 26 июля 2021 года N 284-п, от 29 июля 2021 года N 290-п, от 13 августа 2021 года N 326-п, от 26 августа 2021 года N 345-п, от 1 сентября 2021 года N 359-п, от 7 сентября 2021 года N 362-п, от 7 октября 2021 года N 418-п, от 13 октября 2021 года N 430-п, от 22 октября 2021 года N 449-п, от 3 ноября 2021 года N 468-п, от 28 декабря 2021 года N 643-п внесены изменения.
Данные постановления опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.
Постановлением Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года N 106-п на территории Брянской области для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим повышенной готовности и установлен комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях недопущения распространения на территории Брянской области новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Голубева А.С. обратилась в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения заявленных требований просила признать недействующими пункт 2.6 постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года N 106-п "О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области" в редакции постановления от 3 ноября 2021 N 468-п, и пункты 2.8, 2.9, 3.2 постановления Правительства Брянской области в редакции постановления от 28 декабря 2021 года N 643-п.
Требования мотивировала тем, что пункты оспариваемого постановления не согласовываются друг с другом, противоречат действующему законодательству Российской Федерации и нарушают права и интересы граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В Постановлении не определен срок его действия, порядок посещения посетителями, не имеющими QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции аптек и аптечных пунктов розничной торговли. Установление ограничений в посещении указанных зданий только при наличии QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо отрицательного ПЦР-теста нарушает права граждан на врачебную тайну и на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, поскольку граждане не обязаны предъявлять свой паспорт гражданина Российской Федерации, а также иные документы, в том числе содержащие в себе медицинские сведения, физическим лицам, осуществляющим контроль на входе в вышеуказанные здания. Кроме того, оспариваемые пункты нарушают права свободно передвигаться и не подвергаться дискриминации, закрепленные Конституцией Российской Федерации. Указывает на нарушение прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Брянской области, возраст которых 60 лет и старше, поскольку пунктом 3.2 постановления установлен полный запрет указанной категории граждан, за исключением лиц, переболевших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), руководителям и сотрудникам предприятий, организаций, учреждений и органов власти, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования, работникам здравоохранения, а также граждан, определенных решением оперативного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции среди населения Брянской области, покидать место проживания.
Считает, что такие граждане лишены возможности приобрести продукты питания, лекарственные средства, получить плановую и экстренную медицинскую помощь, получить иные жизненно важные услуги, а также получить вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что ставит под угрозу жизнь и здоровье таких граждан.
Административное исковое заявление Голубевой А.С. определением судьи объединено в одно производство с административным исковым заявлением Корникова А.Н, Павлова К.Л, Никитина В.В, Виноградовой Е.В, Антонова В.В, Хомякова В.К, Угаровой Т.В, Арзуманян Н.В, Чувиной Е.Ю, Кирюшиной Н.В, Гавричковой Е.В, Кирюшина К.С, Сумерской Т.М, Сумерского В.С, Шкарина Е.Д, Корниковой Е.Ф, Антоновой Ю.Г, Зайцева О.Н, Новцева А.И, Кузнецовой Э.В, Балясова В.В, Коновалова А.М, которые с учетом уточнения заваленных требований просили признать недействующими с момента принятия пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.8, 2.9, 2.10 названного выше постановления и в соответствии с требованиями статьи 42 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассматривать поданный ими административный иск как коллективный. Ведение административного дела поручено Коновалову А.М.
В обоснование административного иска указали, что наличие QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, свидетельствующих о прохождении лицом вакцинации против COVID-19, не является гарантией того, что лицо защищено от заражения и не является переносчиком вируса, а наличие документов о медицинских противопоказаниях к вакцинации не гарантирует защищенность от вируса. Требование о предоставлении ПЦР-тестов, адресованное исключительно лицам, отказавшимся от прохождения вакцинации, является дискриминацией и противоречит положениям статьи 14 Европейской Конвенции по правам человека и статье 19 Конституции Российской Федерации.
Решением Брянского областного суда от 28 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 июля 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 19 декабря 2022 года, административные истцы просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые при неправильном применении норм материального и процессуального права. Указывают, что у административного ответчика отсутствовали законные основания для введения ограничений, указанных в оспариваемых пунктах постановления, которые носят дискриминационный характер, неоправданно ограничивают права граждан, не прошедших вакцинацию против новой коронавирусной инфекции, а также противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Положениями статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Устава Брянской области, принятого Брянской областной Думой 20 декабря 2012 года, Закона Брянской области от 20 декабря 2012 года N 92-З "О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области", Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года N 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области", суды проверили оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие требованиям, предъявляемым к форме, порядку принятия, правил введения в действие и опубликования правового акта, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции; процедура его принятия, опубликования и введения в действие соблюдены.
При этом на основании анализа норм федерального и регионального законодательства судами установлено соответствие оспариваемого нормативного правового акта требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
Судами установлено, что постановление Правительства Брянской области от 17 марта 2020 N 106-п "О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области" (далее также Постановление N 106-п) принято в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Брянской области от 30 декабря 2005 года N 122-З "О защите населения и территорий Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", с учетом постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от 31 января 2020 года N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", в связи с угрозой распространения на территории Брянской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Пунктом 1 постановления Правительства N 106-п на территории Брянской области для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим повышенной готовности.
Согласно пункту 2 названного постановления в оспариваемых редакциях запрещено на период действия режима повышенной готовности проведение на территории Брянской области зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий. Данный запрет не распространяется на проведение на территории Брянской области зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий при условии согласования с управлением Роспотребнадзора по Брянской области, соблюдения участниками мероприятий ограничений, установленных настоящим постановлением, а также предписаний и рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, управления Роспотребнадзора по Брянской области.
Оспариваемыми пунктами предусмотрено:
- пункт 2.1. С 15 ноября 2021 года возобновить проведение зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий при условии присутствия не более 100 человек и при наличии у всех участников (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) QR-кода (в электронном виде или на бумажном носителе), полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, или сертификата, подтверждающих получение гражданином второго компонента вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или однокомпонентной вакцины, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, или подтверждающих, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев (далее - QR-код, сертификат), либо справки, подтверждающей получение гражданином второго компонента вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или однокомпонентной вакцины, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, или подтверждающей, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, выданной медицинской организацией (далее - справка о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции), либо документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), срок действия которого составляет не более чем 48 часов со дня проведения исследования (далее - ПЦР-тест), либо сертификата (справки) о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - документ о медицинских противопоказаниях) (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года N 643-п).
пункт 2.2. С 10 ноября 2021 года возобновить проведение спортивных, физкультурных мероприятий при условии присутствия зрителей в объеме не более 10 процентов от общей вместимости места проведения мероприятия (но не более 500 человек) и при наличии у всех участников соответствующего мероприятия, в том числе спортсменов, тренеров, судей, иных лиц, обеспечивающих его проведение, а также посетителей (за исключением участников и посетителей, не достигших возраста 18 лет) QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года N 643-п).
Организация и проведение спортивных мероприятий муниципального, регионального и межрегионального уровней для населения в возрасте до 18 лет в рамках реализации календарного плана официальных физкультурных и спортивных мероприятий Брянской области запрещена.
- пункт 2.3. С 15 ноября 2021 года возобновить работу организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность творческую, деятельность в области искусства и организации развлечений (код ОКВЭД 2 90), деятельность в области демонстрации кинофильмов (код ОКВЭД 2 59.14), организаций культуры (театров, музеев, концертных залов, цирка) при условии присутствия посетителей в объеме не более 70 процентов от общей вместимости места проведения мероприятия и при организации допуска посетителей (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) при наличии у них QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года N 643-п).
- пункт 2.4. С 15 ноября 2021 года возобновить работу организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (код ОКВЭД 2 56), включая рестораны, кафе, столовые, буфеты, бары, закусочные и иные предприятия общественного питания, в том числе с организацией досуга потребителей, при соблюдении следующих ограничений: осуществление деятельности до 23.00 по местному времени; проведение банкетов, торжественных мероприятий, в том числе свадеб, юбилеев, корпоративных мероприятий, проведение поминальных мероприятий при одновременном нахождении в организациях общественного питания, в которых проводятся соответствующие мероприятия, предельного количества лиц исходя из расчета 1 человек на 4 кв. м, но не более 30 человек; оказание услуг общественного питания при условии одновременной загрузки не более чем на 70 процентов посадочных мест, расположенных в помещениях, где оказываются услуги общественного питания; допуск посетителей (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) при условии наличия у них QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года N 643-п).
Ограничения, установленные настоящим подпунктом, не распространяются на деятельность по производству продукции общественного питания с возможностью доставки потребителям, по обслуживанию потребителей на вынос (вывоз) без посещения гражданами помещений предприятий общественного питания, по обслуживанию потребителей в номерах гостиниц и других средствах размещения, по обслуживанию потребителей в пути следования пассажирского транспорта, а также деятельность столовых, буфетов, кафе и иных предприятий общественного питания, осуществляющих организацию питания для работников предприятий и организаций (предприятия закрытого типа, обслуживающие определенный контингент потребителей).
пункт 2.6. Приостановить деятельность детских развлекательных центров и детских игровых комнат, размещаемых в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого назначения, при отсутствии лицензии на осуществление образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования (в редакции постановления от 3 ноября 2021 года N 468-п). Возобновить деятельность детских развлекательных центров и детских игровых комнат, размещаемых в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого назначения, при условии допуска посетителей при наличии у них (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года N 643-п).
пункт 2.8. С 15 ноября 2021 года возобновить деятельность объектов розничной торговли при условии организации допуска посетителей (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) в здания, строения, сооружения (помещения в них) площадью более 100 кв. м, в которых осуществляется реализация товаров, при наличии у них QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года N 643-п).
Ограничения по организации допуска посетителей, установленные настоящим подпунктом, не распространяются на аптеки и аптечные пункты; объекты розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, определенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 762-р; объекты розничной торговли в части реализации товаров для детей; объекты розничной торговли в части продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки, объекты розничной торговли, площадь зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, составляет менее 100 кв. м.
пункт 2.9. С 15 ноября 2021 года возобновить деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги, при условии организации допуска посетителей (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) в здания, строения, сооружения (помещения в них) площадью более 100 кв. м, в которых осуществляется оказание услуг, при наличии у них QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года N 643-п).
Ограничения по организации допуска посетителей, установленные настоящим подпунктом, не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги, в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) площадью менее 100 кв. м.
пункт 2.10. С 15 ноября 2021 года осуществлять прием и размещение граждан (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) в гостиницах, пансионатах, санаториях, базах отдыха и иных оказывающих аналогичные услуги средствах размещения при условии наличия у них QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года N 643-п).
пункт 3.2. Обязать граждан в возрасте 60 лет и старше соблюдать режим самоизоляции. Режим самоизоляции должен быть обеспечен по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах. Режим самоизоляции не применяется к лицам, переболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в течение последних 6 месяцев, прошедшим вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководителям и сотрудникам предприятий, организаций, учреждений и органов власти, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования, работникам здравоохранения, а также к гражданам, определенным решением оперативного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции среди населения Брянской области.
Статьями 1 и 2, подпунктами "а, м", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие нормативных правовых актов в области защиты населения; принятие решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта. Кроме того, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
В силу подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Пунктом 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715, коронавирусная инфекция (2019-nCoV) является заболеванием, представляющим опасность для окружающих.
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации указано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписано обеспечивать введение ограничительных мероприятий исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространия новой коронавирусной инфекции COVID-2019 с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека.
По итогам совещания с членами Правительства, состоявшегося 20 октября 2021 года, Президентом Российской Федерации утвержден Перечень поручений (24 октября 2021 года N Пр-1998), в соответствии с которым высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано: введение допуска на посещение гражданами отдельных организаций (по перечню, установленному Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) только при наличии документа, в том числе в электронном виде, подтверждающего вакцинацию против коронавирусной инфекции (COVID-19) или ранее перенесенное заболевание, а для лиц, имеющих противопоказания к вакцинации - медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний, заверенного лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, и отрицательного ПЦР-теста на наличие возбудителя коронавирусной инфекции SARS-CoV-2, полученного не позднее, чем за 72 часа; введение запрета на проведение зрелищно-развлекательных мероприятий и ограничение оказания услуг общественного питания в вечернее и ночное время; введение самоизоляции для невакцинированных против коронавирусной инфекции (COVID-19) граждан в возрасте старше 60 лет (подпункты "б" - "г" пункта 6).
Согласно положениям статей 6, 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
Установлено, что руководителем управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области по результатам анализа складывающейся в регионе санитарно-эпидемиологической ситуации, обусловленной заболеваемостью новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в адрес оперативного штаба и Губернатора Брянской области вносились предложения, изложенные в письмах от 21 октября 2021 года N 10392, от 2 ноября 2011 года N 10976, 3 ноября 2021 года N 11046 по введению ограничительных мероприятий. Содержание указанных в предложениях мероприятий нашло отражение в оспариваемом постановлении.
Разрешая заявленные требования, суды, с учетом приведенного выше правового регулирования, которое не является произвольным, правильно исходили из того, что введение оспариваемых ограничений в сложившихся условиях является обоснованным и не противоречит приведенным выше положениям действующего законодательства, обусловлено объективной необходимостью оперативного реагирования и создания условий для предупреждения распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Брянской области в целях защиты жизни и здоровья граждан, введенные меры не носили характера бессрочного и абсолютного запрета, по мере изменения эпидемиологической обстановки соответствующее регулирование претерпевало изменения.
В связи с установленными обстоятельствами суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Вопреки доводам кассационной жалобы иное толкование приведенных законоположений не свидетельствует о нарушении судами норм материального права и не влечет отмену обжалуемых судебных актов.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, в том числе о дискриминационном характере оспариваемых норм, их противоречии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, были проверены судами нижестоящих инстанций, обосновано отклонены. Выводы судов относительно таких доводов приведены в обжалуемых судебных актах и в дополнительном обосновании не нуждаются.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Брянского областного суда от 28 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу К, П, Н, В, А, Х, У, А, Ч, К, Г, К, С, С, Ш, К, А, З, Н, К, Б, К - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 февраля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.