Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Софронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архиповой З. В, Максимовой Е. Д. на решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 18 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 27 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Архиповой З. В, Максимовой Е. Д. к администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области, главе местного самоуправления Сосновского муниципального района Нижегородской области Зимину А. С. о признании недействующим постановления об установлении публичного сервитута.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, объяснение представителя Архиповой З.В. и Максимовой Е.Д. - Мартемьянова А.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области Жуковой Ж.А. и представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром инвест" Чайковского А.В, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в городе Самаре, городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Архиповой З.В. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N (категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для размещения компрессорной станции 02 "Новоарзамасская", адрес (местоположение): "адрес"), N (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - трубопроводный транспорт, адрес (местоположение): "адрес"), N (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - трубопроводный транспорт, адрес (местоположение): "адрес"), земельный участок с кадастровым номером N (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для размещения и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта, адрес (местоположение): "адрес") находится в совместной собственности Архиповой З.В. и Мутовкиной С.В.
Максимовой Е.Д. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N (категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для размещения компрессорной станции 02 "Новоарзамасская", адрес (местоположение): "адрес"), N (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - трубопроводный транспорт, адрес (местоположение): "адрес"), N (земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - трубопроводный транспорт, адрес (местоположение): "адрес").
Постановлением администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области (далее Администрация) от 29 сентября 2021 года N 443 в отношении указанных земельных участков в пользу ПАО "Газпром" установлен публичный сервитут сроком на 1 год.
Полагая постановление органа местного самоуправления незаконным, Архипова З.В. и Максимова Е.Д. обратились в суд с административным иском о признании указанного постановления об установлении публичного сервитута недействующим.
Решением Сосновского районного суда Нижегородской области от 18 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 27 июля 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Архиповой З.В. и Максимовой Е.Д. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 1 декабря 2022 года через Сосновский районный суд Нижегородской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 15 декабря 2022 года, заявители просят отменить судебные акты, постановленные судами первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, неправильное применение норм процессуального права, которое привело к принятию неправильных судебных актов.
Суть доводов жалобы сводится к тому, что неверное толкование и применение норм материального и процессуального права привело к неправильным выводам судов о том, что комплекс инженерно-технических средств охраны (далее также КИТСО), которым дооснащена компрессорная станция Новоарзамасская (далее КС 02 Новоарзамасская), не является объектом федерального значения. Судами не учтено что КИТСО, хотя и не является самостоятельным объектом, но представляет собой неотъемлемую технологическую часть линейного объекта федерального значения КС 02 Новоарзамасская.
В жалобе, в частности, утверждается, что судебными актами исключительные полномочия Министерства энергетики Российской Федерации (далее Минэнерго России) по установлению публичного сервитута на технологическую часть объекта федерального значения КИТСО КС 02 Новоарзамасская незаконно возложены на орган местного самоуправления.
Обращается внимание на то обстоятельство, что судами необоснованно не применены положения части 3 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации и части 12 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем документы Рожковского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области по планировке территории, касающиеся строительства КИТСО, являются незаконными и не могли быть приняты во внимание главой местного самоуправления при решении вопроса об установлении публичного сервитута.
Относительно доводов кассационной жалобы главой местного самоуправления Сосновского муниципального района Нижегородской области Зиминым А.С. представлены письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций такого характера нарушений не допущено.
Федеральным законом от 03 августа 2018 года N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" введена в действие глава V.7 (статьи 39.37-39.50) Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующая правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса.
Согласно статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
Публичный сервитут может быть установлен для использования земельных участков и (или) земель, в частности, в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения) (пункт 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из положений пунктов 3, 4 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления, осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
Органы, уполномоченные на установление публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, определены в статье 39.38 названного Кодекса, согласно которой публичный сервитут устанавливается, в том числе, решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами федерального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам федерального значения, размещения автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных путей в туннелях; решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1-3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.
В соответствии с пунктом 4.4.31 Положения "О Министерстве энергетики Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года N 400, Минэнерго России осуществляет полномочия по принятию решений об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для использования в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального значения.
Пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты определены как линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" линейные объекты топливно-энергетического комплекса (далее ТЭК) - система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенные для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
На основании статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" субъекты ТЭК обязаны осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов ТЭК, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций и выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов ТЭК и требований антитеррористической защищенности таких объектов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" под инженерно-техническими средствами охраны понимаются технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта ТЭК, предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект или выявления несанкционированных действий в отношении объекта.
Как усматривается из материалов дела и состоявшихся по нему судебных постановлений, 15 февраля 2010 года Администрацией дано разрешение на ввод в эксплуатацию вновь построенного объекта капитального строительства "Участок Починки-Ярославль, КС 02 "Новоарзамасская" в составе стройки "Газопровод Починки-Грязовец", расположенного по адресу: "адрес".
Данный объект включает в себя подобъекты: административные и хозяйственные здания, скважины, подъездные автодороги, площадки, сети водопровода и канализации, технологические трубопроводы, волоконно-оптические кабельные линии связи, линии электропередачи, тепловые сети и другие объекты.
Судом также установлено, что согласно проекту планировки территории линейный объект располагается на земельных участках сельскохозяйственного назначения, землях промышленности, энергетики, транспорта и т.п, расположенных на территории Рожковского сельсовета Сосновского района Нижегородской области.
Постановлением Администрации от 1 марта 2021 года N 14 в проект генерального плана Рожковского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области включен объект "Дооснащение ИТСО КС Арзамасского ЛПУ МГ, Пильнинского ЛПУ МГ, Починковского ЛПУ МГ, Сеченовского ЛПУ МГ и Торбеевского ЛПУ МГ" в целях реализации комплексной целевой программы на 2016-2022 годы по совершенствованию системы безопасности объектов ОАО "Газпром", утвержденной постановлением правления ОАО "Газпром" от 27 мая 2015 года N 23.
Постановлением Администрации от 12 марта 2021 года N 16 утверждены изменения в проект планировки и межевания территории по объекту "Дооснащение ИТСО КС Арзамасского ЛПУ МГ, Пильненского ЛПУ МГ, Починковского ЛПУ МГ, Сеченовского ЛПУ МГ и Торбеевского ЛПУ МГ".
15 апреля 2021 года в адрес Архиповой З.В. и Максимовой Е.Д. ООО "Газпром инвест" были направлены письма, в которых указано на то, что ПАО "Газпром" выполняет комплекс работ по оформлению права на земельные (лесные) участки, необходимые для размещения объекта "Дооснащение ИТСО КС Арзамасского ЛПУ МГ, Пильненского ЛПУ МГ, Починковского ЛПУ МГ, Сеченовского ЛПУ МГ и Торбеевского ЛПУ МГ" и содержалась просьба предоставить в аренду сроком на 11 месяцев части земельных участков с кадастровыми номерами: N, N и N общей площадью 2 417 кв.м и части земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N общей площадью 5 039 кв.м.
В связи с отказом собственников указанных земельных участков от их передачи в краткосрочную аренду сроком на 11 месяцев уполномоченный орган в лице ООО "Газпром инвест" обратился к главе местного самоуправления Сосновского муниципального района Нижегородской области с ходатайством об установлении публичного сервитута, которое было удовлетворено.
В качестве обоснования необходимости установления публичного сервитута ООО "Газпром инвест" представлены: документация по планировке территории объекта "Дооснащение ИТСО КС Арзамасского ЛПУ МГ, Пильненского ЛПУ МГ, Починковского ЛПУ МГ, Сеченовского ЛПУ МГ и Торбеевского ЛПУ МГ", утвержденная постановлением Администрации от 24 октября 2018 года N 47; постановление Администрации от 12 марта 2021 года N 16 "Об утверждении изменений в Проект планировки и межевания территории по объекту: "Дооснащение ИТСО КС Арзамасского ЛПУ МГ, Пильненского ЛПУ МГ, Починковского ЛПУ МГ, Сеченовского ЛПУ МГ и Торбеевского ЛПУ МГ".
В ходатайстве перечислены кадастровые номера земельных участков, в отношении которых испрашивался публичный сервитут и границы которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН): N, N, N, N, N, N, N, N.
К ходатайству приложены сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН в форматах XML и PDF; документация по планировке территории объекта.
Из постановления Администрации от 29 сентября 2021 года N 443 следует, что публичный сервитут на указанные земельные участки установлен в соответствии со статьей 23 и главой V.7 Земельного Кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указанное постановление опубликовано в газете "Сосновский вестник" от 7 октября 2021 года.
При рассмотрении настоящего дела судами также учтена справка ООО "Газпром инвест", из которой следует, что дооснащение КИТСО компрессорных станций (далее КС) Арзамасского ЛПУ МГ, Пильненского ЛПУ МГ, Починковского ЛПУ МГ, Сеченовского ЛПУ МГ и Торбеевского ЛПУ МГ предусматривается в рамках инвестиционной программы ПАО "Газпром" и представляет собой комплекс инженерно-технических средств охраны (КИТСО) компрессорных станций (КС) Лукояновская, Новоарзамасская, Пильненская, Починковская, Сеченовская, Явасская и Торбеевская ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в соответствии с нормативными документами, определяющими требования к безопасности объектов ПАО "Газпром".
На территории Сосновского района Нижегородской области предусматривается дооснащение КИТСО КС Новоарзамасская Арзамасского ЛПУ МГ. Здания и сооружения, планируемые к защите, расположены на территории Рожковского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области, в 1, 2 км юго-восточнее д. Залесье.
Технические решения по дооснащению КИТСО предусматривают работы по замене ограждений, устройству площадок досмотра автомобилей на въездах промплощадки КС Новоарзамасская, оснащение охранной сигнализацией, монтаж извещателей, прокладку кабелей в коробах на ограждении площадок, оснащение охранной телевизионной системой, монтаж камер видеонаблюдения, оснащение системой охранного освещения, прокладку кабельных линий связи в траншеях в грунте для обеспечения передачи сигналов, прокладку кабельной линии питания и др.
Дооснащаемый (реконструируемый) КИТСО КС не является частью единой системы газоснабжения и не входит в состав магистральных трубопроводов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь вышеприведенными нормами, а также "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Госстроя от 25 декабря 2012 года N 108/ГС, суд первой инстанции исходил из того, что установление публичного сервитута обосновано необходимостью выполнения работ для размещения комплекса инженерно-технических средств охраны зданий и сооружений КС Новоарзамасская, территориально расположенных на землях Рожковского сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области, на момент рассмотрения дела в суде все работы по строительству и размещению данного комплекса, за исключением прокладки кабельных линий в траншеях в грунте, выполнены. Вышеуказанный объект является самостоятельной системой, не входящей в единый производственно-технический комплекс магистральных трубопроводов и не предназначенной для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, выполняющей свою функцию независимо от объектов единой системы газоснабжения. Управление КИТСО осуществляется на местном уровне.
Суд апелляционной инстанции, поддержав выводы районного суда, указал, что приказами Минэнерго России от 30 октября 2018 года NN 962, 963, 964, 969, 970, 978 принято решение об изъятии принадлежащих административным истцам земельных участков для государственных нужд (для целей эксплуатации принадлежащих ПАО "Газпром" объектов КС 02 "Новоарзамасская"). Согласно сведениям из ЕГРН права на вышеуказанные земельные участки за ПАО "Газпром" не оформлены, процедура изъятия земельных участков не завершена, объекты, в отношении которых предусмотрено дооснащение КИТСО, расположены на территории Сосновского района Нижегородской области. Указанный комплекс не относится к объектам федерального значения, что подтверждено письмом Минэнерго от 15 октября 2018 года N АТ-10652/08, в связи с чем орган местного самоуправления, на территории которого расположены как земельные участки, так и реконструируемый объект, вправе был решить вопрос о временном ограничении прав собственников земельных участков путем установления публичного сервитута; оспариваемое постановление соответствует нормам земельного законодательства и не нарушает прав и законных интересов административных истцов.
С учетом установленных по делу обстоятельств, приведенных выше, применительно к положениям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оснований не согласиться с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия кассационного суда не находит. Они основаны на анализе исследованных доказательств и являются мотивированными.
Оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовав обстоятельства дела, установив, что необходимость установления публичного сервитута в целях дооснащения КИТСО объектов ПАО "Газпром", расположенных на территории Сосновского района Нижегородской области, доказана, нарушения прав заявителей оспариваемым постановлением не усматривается, суды пришли к выводу о правомерности постановления Администрации от 29 сентября 2021 года N 443 "Об установлении публичного сервитута", в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований отказали.
Кассационная жалоба не содержит ссылок, опровергающих выводы судебных инстанций, изложенная в ней позиция аналогична доводам, которые были предметом правильной правовой оценки нижестоящих судов и по существу направлена на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 18 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 27 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Архиповой З. В, Максимовой Е. Д. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.