Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, рассмотрев без проведения судебного заседания
материал N 9а-1/2023 по частной жалобе АКИБ "Образование" (АО) в лице конкурсного управляющего ГК "Агентство по страхованию вкладов" на определение Липецкого областного суда от 12 января 2023 года, которым отказано в принятии административного искового заявления АКИБ "Образование" (АО) в лице конкурсного управляющего ГК "Агентство по страхованию вкладов" к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, Управлению Росреестра по Липецкой области, филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" Липецкой области, ОБУ "Центр кадастровой оценки" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
АКИБ "Образование" (АО) в лице конкурсного управляющего ГК "Агентство по страхованию вкладов" обратилось в Липецкий областной суд с административным исковым заявлением, поданным в электронном виде через ГАС "Правосудие", в кортом просило признать незаконными уведомления ОБУ "Центр кадастровой оценки" от 14 октября 2022 года о возвращении без рассмотрения заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости и установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "адрес" равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года.
Определением судьи областного суда от 12 января 2023 года административное исковое заявление в части заявленных требований о признании незаконными уведомлений ОБУ "Центр кадастровой оценки" от 14 октября 2022 года оставлено без движения.
Определением от той же даты в принятии административного искового заявления в части требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости было отказано.
Не согласившись с данным определением, административным истцом подана частная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта и направлении материала в Липецкий областной суд для рассмотрения со стадии принятия к производству суда со ссылкой на допущенные судом нарушения норм процессуального права.
В обоснование доводов частной жалобы указано на то, что отказ в принятии административных требований лишает административного истца возможности защиты своих прав, а именно возможности обратиться с заявлением о перерасчете земельного налога в ФНС России.
Исходя из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение судом частной жалобы на определение суда первой инстанции в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 названного Кодекса, без проведения судебного заседания.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, проверив материал N 9а-1/2023, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Нарушения такого характера судом первой инстанции не допущены.
Отказывая в принятии административного искового заявления в части установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости со ссылкой на положения пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что оно не подлежит рассмотрению в судах.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда соглашается ввиду следующего.
Порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости установлен статьями 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Согласно положениям статьи 22.1 названного Федерального закона заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Указанный порядок по общему правилу начинает действовать с 1 января 2023 года.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ;
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
На территории Липецкой области постановлением администрации Липецкой области от 29 мая 2017 года N 265 создано областное бюджетное учреждение "Центр кадастровой оценки", наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости.
На основании статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ постановлением администрации Липецкой области от 17 декабря 2021 года N 570 на территории Липецкой области установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2022 года.
Проанализировав приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что с 1 января 2022 года рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости на территории Липецкой области в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ осуществляется ОБУ "Центр кадастровой оценки".
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, заключающийся в рассмотрении заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости, то есть законом установлен внесудебный порядок определения рыночной стоимости.
Часть 15 названной статьи предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера.
Из материала следует, что в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости: 14 апреля 2022 года в отношении земельного участка с кадастровым номером "адрес" в размере 155 644 048, 53 рублей; 21 декабря 2021 года в отношении земельного участка с кадастровым номером "адрес", определенной по состоянию на 1 января 2021 года. Дата начала применения кадастровой стоимости для земельного участка с кадастровым номером "адрес" - 16 марта 2022 года, для земельного участка с кадастровым номером "адрес" - 1 января 2022 года.
АКИБ "Образование" (АО) в лице конкурсного управляющего ГК "Агентство по страхованию вкладов" обращалось в ОБУ "Центр кадастровой оценки" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, уведомлениями которого от 14 октября 2022 года заявления были возвращены без рассмотрения на основании пункта 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом определении, в данном случае, обратившись в 2022 году в ОБУ "Центр кадастровой оценки" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков, определенной в порядке Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, в размере их рыночной стоимости, административный истец должен был руководствоваться положениями части 7 статьи 22.1 названного Федерального закона о том, что такие заявления могут быть поданы в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объектов недвижимости и которая указана в приложенных к ним отчетах об оценке.
Следует обратить внимание на то, что поскольку в отчете об оценке от 15 сентября 2022 года N 23151 рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2021 года, постольку заявления в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ были возвращены административному истцу без рассмотрения ОГУ "Центр кадастровой оценки" от 14 октября 2022 года, которые, в свою очередь, по смыслу взаимосвязанных положений частей 11, 15 статьи 22.1 приведенного Федерального закона не относятся к числу решений бюджетного учреждения, подлежащих оспариванию в суде в порядке административного судопроизводства с возможностью одновременного заявления требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, что согласуется с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года.
Суд первой инстанции также верно указал, что, исходя из действующего нормативного правового регулирования рассматриваемых правоотношений, возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на указанную административным истцом дату с 1 января 2021 года утрачена.
Соответственно, отказ суда в принятии данного административного искового заявления об оспаривании результатов определения действующей кадастровой стоимости объектов недвижимости в полной мере соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы частной жалобы о желании административного истца оспорить кадастровую стоимость земельных участков, определенную по состоянию на 1 января 2021 года и обратиться с заявлением в ФНС России о перерасчете земельного налога, при изложенных выше обстоятельствах правового значения не имеют, не свидетельствуют о принятии судебного акта с нарушением норм процессуального права и не могут повлечь отмену по существу правильного определения.
Таким образом, обжалуемый судебный акт вынесен с соблюдением норм процессуального права, оснований для отмены определения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Липецкого областного суда от 12 января 2023 года (N 3а-1/2023) оставить без изменения, частную жалобу АКИБ "Образование" (АО) в лице конкурсного управляющего ГК "Агентство по страхованию вкладов" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья И.В. Селиверстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.