Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Богатых О.П, Капункина Ю.Б.
рассмотрела кассационную жалобу Мазур Н.Ю. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 15 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 1 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Мазур Н.Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об оспаривании отказа в предоставлении сведений.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Мазур Н.Ю. обратилась в Майкопский городской суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее - Управление) в лице начальника отдела государственной регистрации недвижимости Терентьева М.В.; возложить на административного ответчика обязанность предоставить оригиналы документов по квартире, расположенной по адресу: "адрес"
В обоснование административного иска Мазур Н.Ю. указала, что Управлением 3 июня 2022 года было отказано в удовлетворении заявления о предоставлении сведений в связи с несоответствием формы запроса сведений из Единого государственного реестра недвижимости установленному порядку.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 15 августа 2022 года в удовлетворении административного иска Мазур Н.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 1 ноября 2022 года решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 15 августа 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 декабря 2022 года, Мазур Н.Ю. ставит вопрос об отмене решения Майкопского городского суда Республики Адыгея от 15 августа 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 1 ноября 2022 года. Как указывает заявитель, Управление нарушает ее конституционные права на получение и доступ к информации. Считает, что судами неверно применены нормы материального права, судами не применен закон, имеющий большую юридическую силу - Конституция Российской Федерации.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 января 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
В возражениях относительно кассационной жалобы Управление выражает несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как видно из материалов дела, 25 мая 2022 года Мазур Н.Ю. обратилась в Управление с заявлением о предоставлении ей для ознакомления и получения сведений оригинала регистрационного дела, находящегося в Управлении, на принадлежащую ей на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: "адрес"
Управлением в адрес заявителя направлен ответ от 3 июня 2022 года N об отказе в предоставлении сведений относительно вышеуказанного объекта недвижимости ввиду несоответствия формы запроса установленному порядку, а также установленному законом кругу лиц, имеющих право на получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости. Кроме того, заявителю разъяснена возможность самостоятельно получить сведения из Единого государственного реестра недвижимости в электронном виде на интернет-портале Росреестра с использованием сервиса "Запрос к информационному ресурсу".
На основании части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (органом регистрации прав).
Статьей 62 Закона N 218-ФЗ предусмотрен порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются на основании запроса, форма которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (в том числе порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, состав и порядок заполнения таких запросов и форм), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Запрос, представленный не по установленной в соответствии с данной частью форме и (или) с нарушением установленного в соответствии с названной частью порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, считается неполученным и не рассматривается, о чем заявитель уведомляется не позднее срока, установленного частью 9 поименованной статьи (часть 5 статьи 62 Закона N 218-ФЗ).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 8 апреля 2021 года N П/0149 утвержден Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - Порядок).
В силу пункта 1 Порядка в соответствии с частью 5 статьи 62 Закона N 218-ФЗ, в том числе определяет формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, состав и порядок заполнения таких запросов.
Согласно пункту 21 Порядка Роскадастром в соответствии с приведенным Порядком выдаются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, в том числе в виде копий помещенных в реестровое дело документов, выражающих содержание сделок, на основании которых за правообладателем согласно записи в Едином государственном реестре недвижимости на момент подачи им запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, представленного в соответствии с данным Порядком, зарегистрировано указанное право (предоставляются правообладателю, нотариусу).
Судами на основании истребованного из Управления регистрационного дела в отношении недвижимого имущества - квартиры, расположенной по адресу: "адрес", установлено, что указанный объект недвижимости 26 февраля 2021 года выбыл из владения правообладателя Мазур Н.Ю, о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о переходе с 26 февраля 2021 года права собственности на недвижимое имущество к ФИО
Более того, согласно сведениям представленной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея по запросу судебной коллегии выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 31 октября 2022 года, спорное недвижимое имущество с 12 октября 2022 года принадлежит на праве собственности новому правообладателю ФИО1 на основании договора купли-продажи от 11 октября 2022 года.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что приведенными выше нормативными правовыми актами не предусмотрена такая форма предоставления сведений как ознакомление с материалами дела правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества. Более того, согласно Порядку предоставление сведений в отношении недвижимого имущества возможно лишь правообладателю такого имущества, каковой административный истец Мазур Н.Ю. не является.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая оценка, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов, сводятся к оспариванию правомерности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и, вопреки доводам кассационной жалобы, постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 15 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 1 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мазур Н.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 9 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.