Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Богатых О.П, Капункина Ю.Б.
рассмотрела путем использования систем видео-конференц-связи кассационную жалобу ООО "Ростовские тепловые сети" на решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 7 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 11 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Ростовские тепловые сети" к Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
ООО "Ростовские тепловые сети" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением, в котором просило: признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области (далее - Инспекция) от 23 декабря 2020 года о внесении записи о предстоящем исключении Ростовского регионального отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (ИНН "данные изъяты" ОГРН "данные изъяты") (далее - Всероссийское общество автомобилистов) как недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; признать незаконными действия Инспекции по исключению Всероссийского общества автомобилистов из ЕГРЮЛ; признать недействительной регистрационную запись Инспекции от 21 апреля 2021 года N о прекращении деятельности Всероссийского общества автомобилистов; возложить на Инспекцию обязанность устранить допущенные нарушения путем восстановления записи о Всероссийском обществе автомобилистов в ЕГРЮЛ.
В обоснование заявления Общество указало, что 21 апреля 2021 года прекращена деятельность Всероссийского общества автомобилистов, однако признание данной организации прекратившей деятельность и исключение ее из ЕГРЮЛ только лишь по основаниям статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, поскольку оно может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта. В противном случае исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные применительно к ликвидированным юридическим лицам. По мнению заявителя, Инспекцией не учтен статус организации и особенности правового регулирования, применимые к некоммерческим организациям, открытие банковского счета такой организацией не является обязательным. Исключение должника Всероссийского общества автомобилистов из ЕГРЮЛ послужило основанием для прекращения исполнительного производства в отношении данной организации о взыскании в пользу Общества задолженности в размере более 180 000 рублей. Указанная задолженность до настоящего времени должником не погашена. В свою очередь прекращение исполнительного производства лишает взыскателя возможности повторного предъявления исполнительного листа к принудительному исполнению.
16 декабря 2021 года Арбитражным судом Ростовской области принято определение о передаче дела по подсудности в Ростовский областной суд.
На основании определения Ростовского областного суда от 14 января 2022 года данное дело направлено для рассмотрения в Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону.
Решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 7 апреля 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 11 июля 2022 года решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 7 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 30 ноября 2022 года, Общество ставит вопрос об отмене решения Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 7 апреля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 11 июля 2022 года. Как указывает заявитель, исключение юридического лица из ЕГРЮЛ не гарантирует эффективную защиту прав заявителя как кредитора Всероссийского общества автомобилистов, а прекращение исполнительного производства по основанию исключения юридического лица из ЕГРЮЛ лишает взыскателя возможности повторно предъявить исполнительный лист к исполнению. Считает, что налоговым органом и впоследствии судом допущены нарушения норм материального права, а именно не учтен статус организации как некоммерческой и особенности ее специального правового регулирования. Ссылается на постановления Конституционного Суда Российской Федерации и обзор Судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), согласно которым решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19 января 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Заслушав доклад, объяснения путем использования систем видео-конференц-связи представителя Общества Джарылкаповой С.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Инспекции Богдановой Е.А, возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как видно из материалов дела, Всероссийское общество автомобилистов в качестве юридического лица было создано до 1 июля 2002 года, соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
21 декабря 2020 года Инспекцией принято решение N 9391 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица -Всероссийского общества автомобилистов.
Основанием для принятия данного решения явились справка ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону N о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также справка ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону N N об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.
Сведения о принятом налоговым органом решении о предстоящем исключении некоммерческой организации, а также информация о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления, опубликованы 23 декабря 2020 года в журнале " "данные изъяты"" N. В ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись ГРН "данные изъяты" от 23 декабря 2020 года.
Кроме того, информация о предстоящем исключении Всероссийского общества автомобилистов размещена в открытом доступе на официальном сайте ФНС России в сети Интернет (www.nalog.ru) в электронном сервисе "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента".
Поскольку в установленный законом срок (в течение трех месяцев после публикации сообщения) в Инспекцию не поступили заявления (возражения) от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением некоммерческой организации, 21 апреля 2021 года регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись N об исключении вышеуказанной организации из ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица, к которым отнесены: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету; такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном указанным Законом.
В силу пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган мотивированные заявления. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 6 декабря 2011 года N 26-П, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
При этом согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности, принятие решения о ликвидации таковой возможно при установлении фактического прекращения некоммерческой организацией своей уставной деятельности.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2015 года N 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Отделсервис"" решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением. Так, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения; одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления; заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении; в случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что регистрирующим органом процедура исключения юридического лица из государственного реестра, предусмотренная Законом N 129-ФЗ, соблюдена. При этом наличие задолженности у некоммерческой организации перед Обществом при условии, что о таких обязательствах в установленном пункте 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявлено не было, и при наличии оснований для ее исключения из ЕГРЮЛ, предусмотренных статьей 21.1 приведенного Закона, само по себе не препятствует исключению юридического лица по решению регистрирующего органа из ЕГРЮЛ.
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда также отметила, что из приобщенных административным истцом решений Арбитражного суда Ростовской области от 28 июня 2017 года, от 24 июля 2017 года и от 12 сентября 2017 года, которыми с Всероссийского общества автомобилистов в пользу Общества взыскана задолженность за коммунальные услуги, следует, что они были приняты в порядке упрощенного производства, при этом Всероссийское общество автомобилистов не воспользовалось своим правом подачи заявления о составлении мотивированного решения суда.
Более того, согласно адресной справке Отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Ростовской области ФИО указанный в ЕГРЮЛ в качестве председателя Всероссийского общества автомобилистов, признан умершим 1 ноября 2019 года.
Таким образом, данные обстоятельства, в их совокупности, свидетельствуют о том, что Всероссийское общество автомобилистов фактически уже длительное время не осуществляет свою деятельность, предусмотренную действующим законодательством, отчетность, как в Главное управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Ростовской области, так и в налоговые органы не представляет, что подтверждает законность принятого Инспекцией решения от 21 апреля 2021 года об исключении Всероссийского общества автомобилистов из ЕГРЮЛ.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию Общества в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая оценка, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов, сводятся к оспариванию правомерности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и, вопреки доводам кассационной жалобы, постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 7 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 11 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Ростовские тепловые сети" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 9 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.