Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лопаткиной Н.А, судей Лозовой Н.В, Мельникова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора "адрес" Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к администрации "адрес" Республики Крым о понуждении к совершению определенных действий по кассационной жалобе представителя администрации "адрес" Республики Крым по доверенности ФИО5 на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 18 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Лопаткиной Н.А, выслушав прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Солдатова С.А, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора "адрес" Республики Крым обратился в суд с исковым заявлением к администрации "адрес" Республики Крым, в котором просил предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории городского округа Евпатория, общей площадью не менее 25 кв.м.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 отнесен к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Однако на момент подачи иска в суд договор найма специализированного жилого помещения с ФИО1 не заключен, фактически жилое помещение ему не предоставлено. В связи с тем, что самостоятельно ФИО1 обратиться в суд за защитой своих прав не имеет возможности, прокурор направил в суд настоящий иск
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 мая 2022 года исковые требования удовлетворены. На администрацию "адрес" возложена обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1 на территории городского округа Евпатория, общей площадью не менее 25 кв.м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 18 августа 2022 года решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 мая 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика ФИО5 просит отменить судебные постановления, принять новое решение, которым обязать администрацию "адрес" в течение 3 месяцев со дня перечисления в адрес администрации "адрес" Республики Крым Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым денежных средств в виде субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1 на территории городского округа Евпатория Республики Крым общей площадью не менее 25 кв.м. В обоснование жалобы указано, что финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образования из бюджета Республики Крым. Объем предоставляемых Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым денежных средств субвенций недостаточен для исполнения обязательств по предоставлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений. Согласно сложившейся судебной практике принятое решение заведомо неисполнимо.
В судебное заседание явился прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Солдатов С.А, который возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, родителями ФИО1 являются ФИО6 и ФИО7, которые лишены родительских прав в отношении сына, что подтверждается решением Евпаторийского городского суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно над несовершеннолетним ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначены ФИО8 и ФИО9
Постановлением администрации "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ N межведомственной комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в ранее занимаемых жилых помещениях, установлен факт невозможности проживания ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенка, оставшегося без попечения родителей, в жилом помещении по адресу: г, Евпатория, "адрес"
Постановлением администрации "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п "О включении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилым помещением" ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 числится в списке под N.
Согласно Уведомления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ в реестре отсутствуют сведения о зарегистрированных правах ФИО1 на объекты недвижимости.
Нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма ФИО1 не является.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.Как верно указали суды нижестоящих инстанций, базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с пунктом 1 статьи 8 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона. К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в "адрес"", исходил из того, что ФИО1 относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жилье, которое до настоящего времени ему не предоставлено, в связи с чем обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию "адрес" Республики Крым.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права установлено не было.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводом судов нижестоящих инстанций о том, что Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержит перечень обстоятельств, установленных по настоящему делу, являющихся основанием возникновения права лиц названной категории, к которым относится ФИО1, на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка, однако закон не связывает предоставление жилого помещения с очередностью лица в указанном списке, а также наличием финансирования и иными организационными вопросами.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии финансовых ресурсов и предоставлении жилых помещений за счет субвенций, которые не были выделены, свидетельствуют об ином толковании приведенных выше положений закона, что свидетельствует о необходимости выработки органом местного самоуправления алгоритма действий по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан.
Доводы кассационной жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Суды нижестоящих инстанций верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 18 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г. Евпатории Республики Крым по доверенности ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.