Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу председателя комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения "адрес" ФИО3 на вступившее в законную силу решение судьи Фроловского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы городского округа "адрес" ФИО2
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N Фроловского судебного района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ заместитель главы городского округа "адрес" ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Фроловского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ постановление мирового судьи судебного участка N Фроловского судебного района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу прекращено, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, председатель комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения "адрес" ФИО3 ставит вопрос об отмене решения судьи Фроловского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьей городского суда не исследованы и не дана надлежащая оценка всем доказательствам.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.50 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной Комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения "адрес" плановой выездной проверки администрации городского округа "адрес", в рамках ежегодного плана проведения плановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера было установлено, что заместитель главы городского округа "адрес" ФИО2 одновременно являясь исполняющим обязанности главы администрации городского округа "адрес" в период е ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, допустил неисполнение обязанностей в области защиты населения и территорий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно, муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях не обеспечивает на всей территории городского округа оперативное доведение до населения городского округа сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите; резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории городского округа "адрес" созданы не в полном объеме; фактически имеющиеся резервы материальных ресурсов не соответствуют номенклатуре и объемам резерва материальных ресурсов, утверждённых постановлением администрации городского округа "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации ситуаций".
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения заместителя главы городского округа "адрес" ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу, в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, судья городского суда исходил из того, что постановлением администрации городского округа "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение "О порядке организации оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", согласно которому оповещение населения городского округа предусматривает доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и о правилах поведения населению и необходимости проведения мероприятий по защите (п.1.4.). Информирование населения предусматривает доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территории, приемах и способах зашиты, а также проведению пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и обеспечения пожарной безопасности.
В состав местной системы оповещения и информирования населения городского округа входят: КУ "Единая дежурная диспетчерская служба "адрес" и "адрес"" (далее - КУ "ЕДДС"); дежурно-диспетчерские службы объектов экономики, расположенных на территории городского округа, телефонные каналы сети связи общего пользования; точка доступа в радиотрансляционную сеть ПАО "Ростелеком"; электрические сирены в организациях, находящихся на территории городского округа; сеть Интернет; транспортные средства, оборудованные громкоговорящими установками: 2 автомобиля МО МВД России "Фроловский", 1 автомобиль ОВО по "адрес" - филиал ФГКУ "УВО ВГНГ России по "адрес"", 2 автомобиля администрации городского округа "адрес", другие средства оповещения (рынды, церковные колокола); посыльные (п. 2.3).
Согласно п.3.1-3.9, указанного Положения решение о применении местной системы оповещения принимает глава городского округа "адрес" или лицо, его замещающее. Сигналы оповещения и информация передаются оперативным дежурным КУ "ЕДЦС" вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в его распоряжении средств оповещения и связи согласно схеме оповещения. Для доведения сигналов оповещения и информирования населения задействуются телефонные сети общего пользования операторов связи, организаций и учреждений и оконечные устройства автоматизированной системы централизованного оповещения, объектовые системы оповещения, - сети эфирного радиовещания и проводного вещания, транспортные средства с. громкоговорящими установками, сеть Интернет. Оперативный, дежурный КУ "ЕДЦС" получив сигнал оповещения или информацию от оперативного дежурного Главного управления МЧС России по "адрес", оперативного дежурного ГКУ "адрес" "Центр управления и связи": подтверждает по средствам связи получение сигнала оповещения, доводит до сведения главы городского округа (лица, его замещающего), председателя комиссии по ЧС и ПБ, начальника отдела по мобилизационной работе и гражданской обороне администрации городского округа или лица его замещающего сигнал оповещения, информацию об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; по распоряжению главы городского округа или председателя Комиссии по ЧС и ПБ доводит полученные сигналы оповещения или информацию до сведения дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, начальников организаций, находящихся на территории городского округа, а также организаций (объектов), обеспечивающих жизнедеятельность населения, до населения, проживающего на территории городского округа.
Передача сигналов оповещения и информации может осуществляться как в автоматизированной, так и в неавтоматизированном режиме. Основным режимом является автоматизированный, который обеспечивает циркулярное или выборочное доведение сигналов оповещения и информации. ?Основным, способом оповещения и информирования населения является передача сигналов оповещения и речевой информации по сетям телерадиовещания и проводного вещания, с использованием транспортных средств с громкоговорящими установками.
Оповещение и информирование населения с использованием ресурсов операторов сети подвижной радиотелефонной связи осуществляет через ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по "адрес"".
Оповещение и информирование населения по сети Интернет производится путем размещения экстренной информации и информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты на официальном сайте администрации городского округа, официальные страницы администрации городского округа в социальных сетях "Вконтакте", "Одноклассники", "Инстаграм".
Передачу сигналов оповещения и информации осуществляет оперативный дежурный КУ "ЕДДС" по средствам связи, сети общегосударственной и ведомственной сетям связи, для оповещения и информирования председателя и членов комиссии по ЧС и ПБ, сотрудников отдела по МР и ГО; телефонным каналам сети связи общего пользования для оповещения и информирования дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, а также организаций (объектов), обеспечивающих жизнедеятельность населения городского округа; через сеть "Интернет" (официальный сайт администрации городского округа, официальные страницы администрации городского округа в социальных сетях "Вконтакте", "Однаклассники", "Интернет".
Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Допускается трехкратное повторение передачи речевой информации. В исключительных, не терпящих отлагательств случаях допускается передача кратких нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи ли в записи непосредственно с 1 рабочего места оперативного дежурного КУ "ЕДДС".
Из схемы расположения системы оповещения в городском округе "адрес", усматривается, что громкоговорители установлены только в центральной части "адрес", охватывают территорию от вокзала до центральной площади.
На основании соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по оповещению населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, заключенному между администрацией городского округа "адрес" и МО МВД России "Фроловский", последнее обязуется предоставить 2 транспортных средства с громкоговорителями и экипажем для оповещения населения городского округа "адрес" о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением администрации городского округа "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема маршрутов оповещения населения городского округа "адрес" транспортными средствами с громкоговорителями, а также утвержден перечень автомобилей с громкоговорящими установками. При этом из схемы маршрутов оповещения населения усматривается, что территория городского округа разделена 5 секторов, по каждому из которых перемещаются транспортные средства с громкоговорящими установками.
Пунктом 3 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС РФ N, Мининформсвязи РФ N, Минкультуры РФ N от ДД.ММ.ГГГГ определено, что система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.
Как пояснил должностное лицо ФИО2 при проведении проверки имеющейся звуковой сигнализации о возникновении чрезвычайной ситуации, оповещение людей на окраинах города проводилось с использованием транспортных средств, оборудованных громкоговорящими установками, которые в силу действующего законодательства входят в систему оповещения. Данное обстоятельство подтверждает наличие звуковой сигнализации в городе "адрес" для оповещения людей при возникновении чрезвычайной ситуации.
Оценив вышеперечисленные доказательства в их совокупности с нормами действующего законодательства, судья городского суда пришел к выводу о неправомерности привлечения к административной ответственности в данной части, поскольку должностным лицом не представлено доказательств ненадлежащей организации системы оповещения людей о возникновении чрезвычайных ситуаций. При этом сведений о наличии неисправностей в действующей системе оповещения с использованием звуковой сигнализации материалы дела также не содержат.
Частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрены сведения, которые должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении. В соответствии с указанной нормой в протоколе об административном правонарушении должно указываться событие административного правонарушения.
Вместе с тем, из протокола об административном правонарушении, составленным должностным лицом административного органа в отношении должностного лица ФИО2 событие вмененного ему административного правонарушения должным образом не описано.
При составлении протокола об административном правонарушении, должностное лицо ограничилось указанием на создание материальных ресурсов не в полном объеме и не соответствие материальных ресурсов номенклатуре и объемам резерва материальных ресурсов, утверждённых постановлением администрации городского округа "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций" без указания, конкретных действий (бездействия) должностного лица ФИО2, составляющих объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, а именно не указано по каким показателям фактически имеющиеся резервы материальных ресурсов не соответствуют номенклатуре и объемам резервов, установленных нормативным актом.
Вышеназванные процессуальные нарушения в силу статей 25.1, 25.5, 28.2 КоАП РФ являются существенными, поскольку они не позволили лицу, привлекаемому к административной ответственности, реализовать свои права на защиту.
Вместе с тем, направить дело на новое рассмотрение не представилось возможным, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела судьей городского суда, установленный ст.4.5 КоАП РФ, истек.
Считаю данные выводы мирового судьи и судьи районного суда, законными, основанными на правильном применении положений статей 24.5 и 4.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов без удовлетворения.
Учитывая изложенное, полагаю, что решение судьи Фроловского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ подлежит оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Фроловского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу председателя комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения "адрес" ФИО3 - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.