Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Черемисина Е.В. и Пушкаревой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе управления территориального развития администрации Томского района Томской области, поданной через суд первой инстанции 28 декабря 2022 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 25 ноября 2022 года по административному делу N 2а-1586/2022 по административному исковому заявлению Темникова Александра Александровича, Темникова Александра Михайловича к управлению территориального развития администрации Томского района, начальнику управления территориального развития администрации Томского района Празукину Денису Константиновичу, исполняющему обязанности начальника управления территориального развития администрации Томского района Елизаровой Анастасии Александровне о признании незаконными приказов.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Темников А.А, Темников А.М. обратились в Томский районный суд Томской области суд с административным исковым заявлением к Управлению территориального развития администрации Томского района, начальнику управления территориального развития администрации Томского района Празукину Д.К, исполняющему обязанности начальника управления территориального развития администрации Томского района Елизаровой А.А, в котором с учетом изменения заявленных требований, просили признать незаконными приказы управления территориального развития администрации Томского района N 674-з, N 675-з, N 676-з от 10 декабря 2021года, N 510-з от 24 августа 2022 года, как нарушающие права административных истцов на использование земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, с учетом перераспределенной территории.
Решением Томского районного суда Томской области от 29 августа 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 25 ноября 2022 года постановленное решение отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе управление территориального развития администрации Томского района Томской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 25 ноября 2022 года с направлением административного дела на новое апелляционное рассмотрение в ином составе суда, указывая на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, полагая, что судом первой инстанции состав лиц, участвующих в деле, был определен верно.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судом апелляционной инстанции.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Томского областного суда, проанализировав положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административного регламента предоставления муниципальной услуги "Перераспределение земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", между собой и с земельными участками (или) землями, государственная собственность на которые не разграничена, а также таких земель (или) земельных участков с земельными участками, находящимися в частной собственности", утвержденного постановлением администрации Томского района от 22 июля 2020 года, указала о допущенных нарушениях норм процессуального закона, выразившихся в том, что районный суд разрешилвопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
С указанными выводами следует согласиться.
Согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В силу пункте 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Установлено, что административные истцы, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, просили признать незаконными приказы управления территориального развития администрации Томского района об отмене приказов о перераспределении земельных участков и утверждении схемы расположения земельных участков.
Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции не привлек к участию в деле орган местного самоуправления, который в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Перераспределение земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", между собой и с земельными участками (или) землями, государственная собственность на которые не разграничена, а также таких земель (или) земельных участков с земельными участками, находящимися в частной собственности", утвержденным постановлением администрации Томского района от 22 июля 2020 года, наряду с управлением территориального развития администрации Томского района, который является административным ответчиком по данному делу, наделен властными полномочиями при разрешении вопросов о перераспределении земельных участков - Управление земельно-имущественных отношений администрации Томского района, а также администрацию Томского района, то есть разрешилспор о правах лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Таким образом, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм процессуального права, которые являются безусловным основанием для отмены принятого решения.
Поскольку суд кассационной инстанции не вправе предрешать существо судебного решения, которое должно быть принято судом нижестоящей инстанции, иные доводы поданной кассационной жалобы не подлежат оценке.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Оснований для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке, предусмотренных части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 25 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.