Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Черемисина Е.В. и Пушкаревой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Тыва, поданной через суд первой инстанции 26 декабря 2022 года, на решение Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 21 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Тыва от 23 июня 2022 года по административному делу N 2а-478/2021 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Министерству внутренних дел по Республике Тыва, межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Барун-Хемчикский", Федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Тыва" о признании незаконным бездействия, обязании устранить выявленные нарушения.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Тыва Бавуу Ж.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифоновой М.К, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Тыва (далее также МВД по Республике Тыва), межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Барун-Хемчикский" (далее также МО МВД РФ "Барун-Хемчикский"), Федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Тыва" (далее также ФКУ "ЦХСО МВД по Республике Тыва"), в котором просил признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в организации деятельности изолятора временного содержания на территории Барун-Хемчикского района Республики Тыва; обязать в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить организацию деятельности изолятора временного содержания на территории Барун-Хемчикского района Республики Тыва; признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в организации деятельности изолятора временного содержания МО МВД РФ "Барун-Хемчикский" по адресу: Республика Тыва, Барун-Хемчикский район, с. Кызыл-Мажалык, ул.
Саая Альберта, 60; обязать в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу усилить инженерно-техническую укрепленность конструктивных элементов охраняемой территории ИВС МО МВД РФ "Барун-Хемчикский" по указанному адресу, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению на охраняемую территорию и с нее, в том числе побегу, выполнив основное ограждение ИВС из кирпича (толщиной более 380 мм по СНиП 3.03.01 -87), железобетона (из монолитного железобетона по СНиП 3.03.01-81 толщиной от 100 до 300 мм из тяжелого бетона) или смешанной конструкции на ленточном фундаменте; обеспечить высоту основного ограждения не менее 4, 5 м.; при установке ограждения на несущих опорах под полотном ограждения устроить противоподкопное подземное усиление из железобетонных конструкций на глубину не менее 0, 5 м; обеспечить ИВС МО МВД РФ "Барун-Хемчикский" по указанному адресу карцером.
Решением Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 21 сентября 2021 года административное исковое заявление заместителя прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МВД по Республике Тыва, МО МВД РФ "Барун-Хемчикский" удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие МВД по Республике Тыва, МО МВД РФ "Барун-Хемчикский" в части организации деятельности ВС МО МВД РФ "Барун-Хемчикский", расположенного по адресу: Республика Тыва, БарунХемчикский район, улица Саая Альберта, дом 60. На МВД по Республике Тыва, МО МВД РФ "Барун-Хемчикский" возложена обязанность в течении 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: обеспечить изолятор временного содержания основным ограждением, соответствующим требованиям п. 4.2 раздела З "Оборудование изоляторов временного содержания средствами инженерно-технической укрепленности и техническими средствами охраны" Специальных технических требований по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом Министерства внутренних России от 25 июля 2011 года N876; обеспечить изолятор временного содержания карцером. В остальной части административный иск оставлен без удовлетворения.
Дополнительным решением Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 26 апреля 2022 года в удовлетворении административных требований к ФКУ "ЦХСО МВД по Республике Тыва" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Тыва от 23 июня 2022 года решение Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 21 сентября 2021 года изменено. Абзац 5 резолютивной части решения суда изложен в следующей редакции: "Обеспечить карцером или одиночной камерой изолятор временного содержания межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Барун-Хемчикский". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МВД по Республике Тыва ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления в части требований об обеспечении изолятора временного содержания основным ограждением, соответствующим требованиям пункта 4.2 раздела 3 "Оборудование изоляторов временного содержания средствами инженерно-технической укрепленности и техническими средствами охраны", Специальных технических требований по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 25 июля 2011 года N 876. Дублируя доводы апелляционной жалобы, указывает на нарушения судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела, настаивая на отсутствии в действиях МВД по Республике Тыва оспариваемого бездействия, поскольку временное невыполнение установленных требований обусловлено особенностями выполнения процедуры, определенной Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту ограждения ИВС МО МВД России "Барун-Хемчикский", которые требуют значительных временных затрат.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
При рассмотрении дела установлено, что прокуратурой Барун-Хемчикского района проводилась проверка изолятора временного содержания МО МВД РФ "Барун- Хемчикский", по результатам которой временно исполняющему обязанности начальника МО МВД РФ "Барун- Хемчикский" внесено представление от 4 августа 2021 года N 17-03-2021 об устранении нарушений федерального законодательства, в котором, в том числе указывалось на нефункционирование изолятора временного содержания по состоянию на 4 марта 2021 года; несоответствие ограждения территории изолятора Специальным техническим требованиям по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденным приказом Министерства внутренних дела Российской Федерации от 25 июля 2011 года N 876, в нарушение данных требований основное ограждение изолятора временного содержания (далее также ИВС) выполнено из деревянных досок, которое не обеспечивает режим изоляции подозреваемых (обвиняемых), содержащихся под стражей.
В ответ на представление прокурора МО МВД РФ "Барун-Хемчикский" направлен протокол совещания от 16 марта 2021 года N 34, в котором факт наличия выявленных прокурором недостатков не отрицался, изложены причины их возникновения и планируемые меры по их устранению, в частности, указано, что ремонтные работы изолятора временного содержания окончены, но в связи с несоответствием внешнего ограждения ИВС требованиям приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 25 июля 2011 года N 876 изолятор в течение 2020 года не функционировал.
МВД по Республике Тыва размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки на выполнение работ по капитальному ремонту ограждения ИВС МО МВД РФ "Барун-Хемчикский" с указанием срока подачи заявок до 27 сентября 2021 года.
9 октября 2021 года между МВД по РТ и Обществом с ограниченной ответственностью "Юпитер" заключен государственный контракт N 110 на выполнение работ по капитальному ремонту ограждения ИВС МО МВД России "Барун-Хемчикский" со сроком окончания до 30 ноября 2021 года.
23 ноября 2021 года МВД по Республике Тыва принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду невыполнения обязательств.
Из технического паспорта ИВС МО МВД РФ "Барун-Хемчикский", следует, что он построен в 1975 году, имеет 8 камер, лимит мест содержания рассчитан на 28 человек, карцер (одиночная камера) отсутствует.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", положениями Специальных технических требований по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 25 июля 2011 года N 876, Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 года N 950, установив, что на момент рассмотрения административного иска основное ограждение ИВС МО МВД России "Барун-Хемчикский" не соответствует требованиям указанных Специальных технических требований, и карцер (одиночная камера) в ИВС МО МВД России "Барун-Хемчикский" отсутствует, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.
Разрешая административные требования к ФКУ "ЦХСО МВД по Республике Тыва", суд счел их не подлежащими удовлетворению по причине отсутствия в лице ФКУ "ЦХСО МВД по Республике Тыва" надлежащего ответчика в настоящем деле, поскольку приведение ограждения ИВС в соответствие с установленным стандартом и обеспечение ИВС карцером относится к работам по капитальному ремонту здания, что не входит в полномочия указанного учреждения.
Суд апелляционной инстанции в целом согласился с выводами суда первой инстанции. Вместе с тем, изменяя редакцию абзаца пятого резолютивной части решения суда в части возложения обязанности по обеспечению ИВС МО МВД России "Барун-Хемчикский" карцером, исходил из того, что в соответствии с требованиями статьи 40 Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и пункта 4 Приложения N 2 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 905 за нарушение порядка содержания под стражей, ненадлежащее поведение предусмотрена возможность применения к подозреваемым и обвиняемым такой меры наказания как водворение в одиночную камеру или в карцер, в связи с чем обязал административных ответчиков обеспечить изолятор временного содержания межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Барун-Хемчикский" карцером или одиночной камерой.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона
Проанализировав положения Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Указа Президента РФ от 21 декабря 2016 года N 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации", Приказа Министерства внутренних дел России от 1 августа 2017 года N 584, которым утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Республики Тыва, Приказа Министерства внутренних дел по Республике Тыва от 29 августа 2017 года N 465 "Об утверждении Положения о межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел России "Барун-Хемчикский", Положения об изоляторе временного содержания МО МВД РФ "Барун-Хемчикский", утверждённом приказом МО МВД РФ "Барун-Хемчикский" от 31 декабря 2019 года N 156, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что обязанность по надлежащему содержанию ИВС МО МВД России "Барун-Хемчикский" возложена непосредственно на данный отдел и МВД по Республике Тыва.
Установив, что оспариваемым бездействием МВД по Республике Тыва и МО МВД России "Барун-Хемчикский" по обеспечению надлежащих условий содержания под стражей нарушаются гарантированные законом права лиц, содержащихся в ИВС, суды правомерно признали его незаконным и возложили на административных ответчиков обязанность по устранению допущенных нарушений.
Настаивая на отмене принятых по делу судебных актов, автор кассационной жалобы не оспаривает необходимость устранения выявленных прокурором нарушений законодательства о содержании под стражей лиц, указывая только на длительность обязательной процедуры устранения данных нарушений.
Вместе с тем приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о незаконности судебных актов и не подтверждают отсутствие спорного бездействия административных ответчиков.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на юридически значимые обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 21 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Тыва от 23 июня 2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.