Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Никулиной И.А, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Вихоревского городского поселения, поданную через суд первой инстанции 30 декабря 2022 г, на решение Братского районного суда Иркутской области от 14 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 3 августа 2022 г.
по административному делу N 2а-1110/2021 по административному исковому заявлению Администрации Вихоревского городского поселения к судебному приставу-исполнителю Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области Чадаевой Наталии Алексеевне, Братскому МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области, УФССП России по Иркутской области, заинтересованное лицо Прокуратура Братского района Иркутской области, о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Вихоревского городского поселения обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области от 25 октября 2021 г. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству N от 1 февраля 2021 г, освобождении администрации Вихоревского городского поселения от взыскания исполнительского сбора.
Требования мотивированы тем, что судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А. на основании исполнительного листа ФС N от 18 февраля 2020 г, выданного Братским районным судом Иркутской области по административному делу N 2а-977/2020 возбуждено исполнительное производство N от 1 февраля 2021 г. Решением суда возложена обязанность на администрацию Вихоревского городского поселения в срок до 31 декабря 2020 г. устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем организации разработки проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования:
- насосная станция с артезианской скважиной, реестровый N, адрес: "адрес", санитарная зона, "данные изъяты" км (в роще);
- насосная станция с артезианской скважиной, реестровый N, адрес: "адрес", санитарная зона, "данные изъяты" км. (на берегу р. Вихоревка, ул. Озерная);
- насосная станция с артезианской скважиной N, реестровый N, скважиной N, реестровый N, скважиной N, реестровый N, реестровый N, скважиной N, реестровый N, скважиной N реестровый N, скважиной N реестровый N, адрес: "адрес", санитарная зона, "данные изъяты" км. (берег р. Убь);
- станция первого подъема (новый водозабор), кадастровый номер: "адрес", реестровый N, адрес: "адрес"
20 февраля 2021 г. администрация Вихоревского городского поселения в ответ на постановление о возбуждении исполнительского производства от 8 февраля 2021 г. и требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации о полном или частичном исполнении решения суда, направила информацию о том, что работа по организации проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского городского поселения организована. Выполнение разработки проектов зон санитарной охраны поручено ресурсоснабжающей организации, в пользовании которой находятся водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования - Обществу с ограниченной ответственностью "Объединенная вихоревская управляющая компания" (далее по тексту - ООО "ОВУК"). Мероприятие по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования включены в комплексный план мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения на территории Вихоревского городского поселения. К письму Администрация приложила комплексный план мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения. Впоследствии судебным приставом- исполнителем в адрес администрации неоднократно направлялись требования о предоставлении подтверждений исполнения решения суда, на что администрацией давались письменные ответы, что работа по организации разработки проектов зон санитарной охраны на водоисточники ею произведена, ООО "ОВУК" обязано разработать проекты зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования в рамках взятых на себя обязательств по концессионному соглашению, соответственно решение суда исполнено.
1 ноября 2021 г. в адрес администрации поступило постановление от 25 октября 2021 г. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлении нового срока исполнения.
По мнению администрации, судебный пристав-исполнитель не вправе требовать предоставления информации и документов, предоставление которых не предусмотрено судебным актом, на основании которого возбуждено исполнительное производство.
Решением Братского районного суда Иркутской области от 14 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 3 августа 2022 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что решением Братского районного суда Иркутской области от 27 декабря 2019 г. по административному делу N 2а-977/2019 на администрацию Вихоревского городского поселения возложена обязанность в срок до 31 декабря 2020 г. устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем организации разработки проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования.
18 февраля 2020 г. Братским районным судом Иркутской области на основании решения по административному делу N 2а-977/2019 выдан исполнительный лист серии ФС N об обязании администрации Вихоревского городского поселения устранить нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства путем организации разработки проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования в срок до 31 декабря 2020 г.
Как следует из материалов исполнительного производства, 1 февраля 2021 г. судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А. возбуждено исполнительное производство N на основании исполнительного листа серии ФС N
Согласно данному постановлению должнику - администрации Вихоревского городского поселения установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления/ Администрация Вихоревского городского поселения предупреждена, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера в срок, предоставленный для добровольного исполнения, й непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с нее будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Копия постановления получена должником администрацией Вихоревского городского поселения 8 февраля 2021 г, что подтверждается штампом входящей корреспонденции и отчетом об отслеживании почтового отправления, содержащимся в материалах исполнительного производства.
Письмом от 20 февраля 2021 г. (по истечении срока для добровольного исполнения) администрация Вихоревского городского поселения сообщила судебному приставу-исполнителю Чадаевой Н.А, что во исполнение решения суда от 27 декабря 2019 г. организована работу по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского городского поселения. Выполнение проектов зон санитарной охраны поручено ресурсоснабжающей организации, в пользование которой находятся водоисточники - ООО "ОВУК". Мероприятия по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточники включены в комплексный план мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения на территории Вихоревского городского поселения.
В соответствии с требованием судебного пристава Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А. от 4 марта 2021 г, полученным администрацией Вихоревского городского поселения 5 марта 2021 г, последнему следовало представить судебному приставу-исполнителю в срок до 12 марта 2021 г. в подтверждение исполнения решения суда: копию договора (контракта) с ООО "ОВУК"; сведения об исполнении договора (контракта) либо неисполнении с указанием причин.
12 марта 2021 г..администрация Вихоревского городского поселения в адрес судебного пристава-исполнителя направила сообщение о том, что какого-либо договора на выполнение работ по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования администрация с ООО "ОВУК" не заключала. ООО "ОВУК" согласно постановлениям администрации Вихоревского городского поселения от 18 апреля 2019 г..N является гарантирующей организацией в области водоснабжения и водоотведения, и единственной теплоснабжающей организацией на территории Вихоревского городского поселения с 1 мая 2019 г..Между администрацией Вихоревского городского поселения и ООО "ОВУК" 9 апреля 2019 г..в соответствии с протоколом о результатах проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов муниципального имущественного комплекса, находящихся в собственности Вихоревского муниципального образования от 13 марта 2019 г..заключено концессионное соглашение N. Согласно условиям концессионного соглашения ООО "ОВУК" обязано создавать, реконструировать и модернизировать объекты концессионного соглашения, осуществлять производство, транспортировку и распределение тепловой энергии и горячего водоснабжения; подъем, очистку, транспортировку и распределение холодной воды на хозяйственно-питьевые нужды; сбор, транспортировку и очистку бытовых и производственных стоков, с использованием объектов соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности. Срок действия соглашения 15 лет с момента его заключения.
Объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры, в том числе объекты холодного водоснабжения, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования. В соответствии с пунктами 6.1, 6.2, 8.2 концессионного соглашения ООО "ОВУК" обязано разработать проекты зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования в рамках взятых на себя обязательств по концессионному соглашению, а также согласно комплексному плану мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения на территории Вихоревского городского поселения. 19 июля 2021 г..судебным приставом-исполнителем в адрес Администрации Вихоревского городского населения повторно направлено требование о предоставлении в срок до 30 июля 2021 г..информации о полном или частичном исполнении решения суда с подтверждающими документами. Администрация Вихоревского городского поседения данное требование получила 19 июля 2021 г, что подтверждается соответствующим штампом входящей корреспонденции.
19 июля 2021 г. администрация Вихоревского городского поселения в адрес судебного пристава-исполнителя направила сообщение о том, что работа по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточниках, расположенных на территории Вихоревского муниципального образования организована. Соответственно, решение исполнено. По поручению администрации ООО "ОВУК" обязано разработать проекты зон санитарной охраны на водоисточниках, расположенных на территории Вихоревского муниципального образования в рамках взятых на себя обязательств по концессионному соглашению, а также согласно комплексному плану мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения на территории Вихоревского городского поселения. Вместе с тем, данное обстоятельство не относится к настоящему исполнительному производству, так как решение суда не обязывает должника выполнить разработку проектов зон санитарной охраны на водоисточниках, а только обязывает организовать указанную работу. Ранее администрация направляла судебному приставу- исполнителю документы, подтверждающие вышеназванные обстоятельства.
23 сентября 2021 г. судебным приставом-исполнителем в адрес администрации Вихоревского городского поселения вновь направлено требование о предоставлении в срок до 8 октября 2021 г. информации, разработаны ли проекты зон санитарной охраны объектов водоснабжения ООО "ОВУК". Согласно комплексному плату мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения на территории Вихоревского городского поселения, срок выполнения работ - 31 декабря 2020 г. Администрация Вихоревского городского поседения данное требование получила 28 сентября 2021 г, что подтверждается соответствующим штампом входящей корреспонденции.
8 октября 2021 г. администрация Вихоревского городского поселения в адрес судебного пристава-исполнителя направило сообщение о том, что судебный пристав-исполнитель не вправе требовать предоставления информации и документов, предоставление которых не предусмотрено судебным актом, на основании которого возбуждено исполнительное производство. В решении суда не сказано, что в результате указанных работ должен быть получен какой-то результат в виде, например, разработанных проектов зон санитарной охраны на водоисточники. Соответственно сама по себе организация работ по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточниках, расположенных на территории Вихоревского муниципального образования является итоговым результатом, говорящем об исполнении решения суда и влекущим окончание исполнительного производства.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями части 1 статьи 6, части 1 статьи 30, статьи 64, части 1 статьи 105, статьи 112, части 1 статьи 121, статьи 122 Федерального закона от 2 октября 2007 г..N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пришел к выводу, что оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А. от 25 октября 2021 г..о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, а также для освобождения от исполнительского сбора по исполнительному производству N от 1 февраля 2021 г..не имеется. Суд установил, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с Администрации Вихоревского городского поселения исполнительского сбора, поскольку надлежащих документов, подтверждающих исполнение требований исполнительного документа, ни должник - Администрация Вихоревского городского поселения, ни взыскатель - прокурор Братского района Иркутской области, судебному приставу-исполнителю не представили. Представленные в материалы дела комплексный план мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения на территории Вихоревского городского поселения, а также концессионное соглашение N от 9 апреля 2019 г..не свидетельствуют об исполнении должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Указанные документы подтверждают факт поручения выполнения разработки проектов зон санитарной охраны Администрацией Вихоревского городского ресурсоснабжающей организации - ООО "ОВУК".
Вместе с тем, по решению суда на административного истца возложена обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. При этом, сведений об устранении нарушений в адрес судебного пристава-исполнителя представлено не было. Более того, согласно комплексному плану срок по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования, истек 21 декабря 2020 г..Документов, безусловно свидетельствующих о том, что работа по разработке проектов зон санитарной охраны, в том числе ООО "ОВУК", ведется, административным истцом судебному приставу-исполнителю не представлено.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что доказательств того, что исполнение требований исполнительного документа было невозможным вследствие наличия обстоятельств непреодолимой силы, а также доказательств принятия исчерпывающих мер к исполнению в срок требований исполнительного документа, а также подтверждающих выполнение должником всех возможных действий, направленных на исполнение решения суда, администрацией Вихоревского городского поселения также не представлено.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает, что судами неправильно дана оценка содержанию, возложенной на должника обязанности, которая заключалась в устранении нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем организации разработки проектов зон санитарной охраны на водоисточники. Администрацией данная обязанность была исполнена посредством заключения концессионного соглашения с ресурсоснабжающей организацией, о чем своевременно сообщено судебному приставу-исполнителю, соответственно решение суда исполнено до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. При таких обстоятельствах исполнительное производство должно было быть окончено, исполнительский сбор взысканию не подлежал.
Данные доводы являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в решении и апелляционном определении. Суды пришли к правильному выводу о неисполнении судебного акта в установленный срок для добровольного исполнения, вследствие чего оснований для признания незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора обоснованно не установлено, как и не установлены обстоятельства для освобождения должника от исполнительского сбора. Возложение должником обязанности по исполнению на иное лицо, которое в установленные концессионным соглашением срок ее не исполнило не свидетельствует о том, что возложенная судом обязанность исполнена.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Братского районного суда Иркутской области от 14 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 3 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 марта 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.