Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Никулиной И.А, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю", поданную через суд первой инстанции 9 января 2023 г, на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 1 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 24 ноября 2022 г.
по административному делу N 2а-2650/2022 по административному исковому заявлению Юрчика Вячеслава Валерьевича к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России, заместителю начальника отдела специального учета ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю - Слободенюк Дарье Владимировне о признании незаконными действий.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения Юрчика В.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Юрчик В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий.
Требования мотивированы тем, что 23 мая 2022 г. административный истец имел намерение направить письменную жалобу на имя начальника ГСУ МВД России по Красноярскому краю, однако письмом от 23 мая 2022 г. N заместителя начальника отдела специального учета Слободенюк Д.В. в отправке жалобы административного истца было отказано, со ссылкой на отсутствие денежных средств на его лицевом счету. Данные действия административный истец полагает незаконными, нарушающими его права и несоответствующими требованиям статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, поскольку жалоба была подана на действия следователя в рамках возбужденного в отношении административного истца уголовного дела. На основании изложенного истец просил признать незаконными действия сотрудников администрации ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, а также обязать устранить допущенные нарушения.
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 1 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 24 ноября 2022 г, административное исковое заявление удовлетворено, признан незаконным ответ заместителя начальника отдела специального учета ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю - Слободенюк Д.В. от 23 мая 2022 г. N
В кассационной жалобе заявители просят отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Полагают, что судами допущены нарушения в применении и толковании норм материального и процессуального права. оспариваемые административным истцом действия заместителя начальника ОСУ СИЗО-1 г. Красноярска совершены в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку ГСУ ГУ МВД России по Красноярскому краю не входит в перечень организаций, поименованных в пункте 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, обращения и заявления в которые могут быть направлены за счет исправительных учреждений при отсутствии денежных средств на лицевом счете осужденного.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Юрчик В.В. вступившим в законную силу приговором Иланского районного суда Красноярского края осужден к лишению свободы.
Согласно справке о движении осужденный Юрчик В.В. в период с 16 мая 2022 г. по 23 июня 2022 г. содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю по постановлению СО ОП N3 МУ МВД России "Красноярское" от 20 апреля 2022 г, на основании статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в связи с проведением следственных действий.
23 мая 2022 г. административный истец передал через администрацию ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю адресованную начальнику ГСУ МВД России по Красноярскому краю жалобу на действия (бездействие) следователя СО ОП N3 МУ МВД России "Красноярское", в производстве которого находилось уголовное дело, по которому Юрчик В.В. был этапирован в ФКУ СИЗО- 1 в порядке статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Указанная жалоба была возвращена Юрчику В.В. в связи с необходимость оплаты расходов по отправке корреспонденции и отсутствием на его лицевом счете денежных средств; письменный отказ отражен в ответе от 23 мая 2022 г. N за подписью заместителя начальника ОСУ ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, со ссылкой на то, что ГСУ ГУ МВД России по Красноярскому краю не входит в перечень лиц, отправка корреспонденции в адрес которых может быть осуществлена за счет исправительного учреждения при отсутствии денежных средств на лицевом счете осужденного.
Согласно справке главного бухгалтера ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю по состоянию на 23 мая 2022 г. на лицевом счете Юрчика В.В. числились денежные средства в сумме "данные изъяты" однако фактически они были зачислены на счет 26 мая 2022 г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями статей 1 и 12 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", части 2 статьи 10, части 4 статьи 15, части 1 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункта 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. N295, Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, пришел к выводу, что осужденные обладают правом на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, обязанность по направлению которых возлагается на администрацию исправительного учреждения. Оспариваемый ответ заместителя начальника ОСУ ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю - Слободенюк Д.В. от 23 мая 2022 г. N, которым Юрчику В.В. отказано в направлении его обращения, адресованного в государственный орган исполнительной власти - ГСУ ГУ МВД России по Красноярскому краю, осуществляющий, в том числе, правоохранительную функцию, противоречит требованиям закона и нарушает права административного истца, поскольку на момент подачи обращения денежные средства на счете последнего отсутствовали, в связи с чем, корреспонденция подлежала направлению за счет исправительного учреждения.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административными ответчиками обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает, что ГСУ ГУ МВД по Красноярскому краю не входит в перечень органов государственной власти, определённый законом, в адрес которых корреспонденция осуждённых подлежит отправлению за счет следственного изолятора при отсутствии на личном счету осужденного денежных средств.
Данные доводы подлежат отклонения, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Согласно частям 1 - 3 статьи 1, части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", пунктам 1 - 3 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года N 38, Следственный комитет Российской Федерации (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства; Следственный комитет составляет единую федеральную централизованную систему следственных органов и учреждений, действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета; руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" определено, что в систему Следственного комитета входят следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.
В силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регламентировано право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями, ходатайствами в органы исполнительной власти, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и др.
По смыслу приведенных правовых норм федеральный законодатель наделил осужденных правом на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, как и других граждан Российской Федерации, при этом реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от наличия на лицевом счету осужденного денежных средств.
При таких данных выводы судебных инстанций являются верными, указание заявителей на исключение Следственного комитета из числа органов, в которые корреспонденция осужденных подлежит отправлению за счет средств исправительного учреждения, следственного изолятора, при отсутствии у осужденных денежных средств, основано на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов по существу заявленных требований установленным обстоятельствам соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, основания для отмены судебных актов в обжалованной части в кассационном порядке в пределах доводов жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 1 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 24 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 марта 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.