Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Никулиной И.А, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Золотарева Виталия Александровича, поданную через суд первой инстанции 12 января 2023 г, на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 22 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 5 октября 2022 г.
по административному делу N 2а-2637/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Иркутской области к Золотареву Виталию Александровичу о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Иркутской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Золотарева В.А. задолженности по уплате страховых взносов за 2020 г. в общем размере 40631, 39 рублей, в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. на выплату страховой пенсии в размере 31 575, 74, 00 рублей, пени в размере 679, 66 рублей за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 г, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 г. в размере 8 199, 49 рублей, пени в размере 176, 50 рублей за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 г.
Требования мотивированы тем, что Золотарев В.А. состоял на налоговом учете в качестве адвоката с 28 ноября 1997 г. по 21 декабря 2020 г. В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов за 2020 г. в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате задолженности и пени, которое также не исполнено в установленные сроки. Судебный приказ, выданный мировым судьей 27 сентября 2021 г, отменен 28 октября 2021 г, в связи с поступившими возражениями ответчика.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 22 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 5 октября 2022 г, административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что административный ответчик с 28 ноября 1997 г. по 21 декабря 2020 г. состоял на учёте в налоговом органе в качестве адвоката. Решением Совета Адвокатской палаты Иркутской области от 21 декабря 2020 г. статус адвоката Золотарева В.А. прекращен на основании личного заявления адвоката.
За Золотаревым В.А. числилась задолженность по страховым взносам, пени и штрафам за 2020 г. в общем размере 40631, 39 рублей, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 31575, 74 рублей, пени - 679, 66 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 г. в размере 8199, 49 рублей, пени - в размере 176, 50 рублей.
Поскольку обязанность по уплате страховых взносов в полном объеме не была исполнена Золотаревым В.А. в установленные законом сроки, налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в его адрес заказным письмом с уведомлением о вручении направлено: требование N об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам по состоянию на 4 июня 2021 г. со сроком уплаты до 28 июля 2021 г.
Межрайонная ИФНС N 22 по Иркутской области 21 сентября 2021 г. обратилась к мировому судье судебного участка N 12 Свердловского района г. Иркутска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Золотарева В.А. задолженности по оплате обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования. При этом из материалов приказного производства N 2а-3 897/2021 следует, что предметом заявления о выдаче судебного приказа являлась задолженность по оплате страховых взносов по требованию N от 4 июня 2021 г.
Определением мирового судьи судебного участка N 12 Свердловского района г. Иркутска от 28 октября 2021 г. отменен судебный приказ N 2а-3897/2021 от 27 сентября 2021 г. о взыскании с Золотарева В.А. задолженности по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, пени в связи с поступившими от Золотарева В.А. возражениями.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 19, подпункта 1 пункта 1 статьи 23, пункта 2 статьи 44, статей 45, 46, пунктов 2 и 3 статьи 48, абзаца второго пункта 1 статьи 52, пункта 2 статьи 54, подпункта 2 пункта 1 статьи 419, пунктов 1 и 2 статьи 423, пунктов 1 и 3 статьи 430, пунктов 1, 2 и 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении требований, указав, что процедура и сроки принудительного взыскания задолженности по налогам и пени налоговым органом соблюдены, при этом административным ответчиком обязанность по уплате задолженности не исполнена.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает на прекращение статуса адвоката, отсутствие оснований для удовлетворения требований по иску ненадлежащего административного истца, а также на отсутствие акта налогового органа о выявлении недоимки.
Оценивая доводы административного ответчика об отсутствии у межрайонной ИФНС России N22 по Иркутской области права на обращение с административным исковым заявлением, суд апелляционной инстанции, проанализировав содержание пункта 1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации, Порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей, утверждённого Приказом Минфина России от 29 декабря 2020 г. N 329н установил, что на дату направления Межрайонной ИФНС N12 по Иркутской области требования налогоплательщику административный ответчик был зарегистрирован и проживал на территории Иркутского района Иркутской области. С 26 августа 2021 г. Золотарев В.А. был зарегистрирован в Свердловском районе г. Иркутска, в связи с чем с момента изменения места жительства полномочия по взысканию недоимки по страховым взносам перешли к Межрайонной ИФНС N 22 по Иркутской области. Судебная коллегия полагает данные выводы обоснованными.
Относимо даты прекращения административным ответчиком статуса адвоката размер недоимки налоговым органом определён верно, основания для освобождения от исполнения обязанности по уплате страховых взносов по настоящему делу не установлены. Исходя из установленного налоговым законодательством порядка обращения к принудительному исполнению задолженности по страховым взносам составление иного акта налогового органа о выявлении недоимки нежели требование, вопреки утверждению заявителя, не требуется.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 22 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 5 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 марта 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.