Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Пушкаревой Н.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Тальменского района Алтайского края, поданную 18 января 2023 года, на решение Тальменского районного суда Алтайского края от 16 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 20 сентября 2022 года
по административному делу N 2-441/2022 по административному исковому заявлению прокурора Тальменского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тальменского района Алтайского края о возложении обязанности по созданию муниципальной системы оповещения и информирования населения сельских поселений о чрезвычайных ситуациях.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, прокурора Симоненко Е.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Тальменского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Тальменского района Алтайского края о возложении обязанности по созданию в населенных пунктах: Анисимовского, Зайцевского, Казанцевского, Кашкарагаихинского, Курочкинского, Ларичихинского, Луговского, Лушниковского, Новоозерского, Новоперуновского, Новотроицкого, Речкуновского, Озерского, Среднесибирского, Староперуновского, Шадринцевского, Шишкинского сельсоветов системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями СП 165.1325800.2014. Свод Правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90", утвержденного приказом Минстроя России от 12 ноября 2014 года N705/пр, и ГОСТ Р42.3.01-2021 Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 февраля 2021 года N 46-ст, в срок до 1 октября 2022 года, указывая, что в населенных пунктах Тальменского района в целях оповещения используются громкоговорители, мобильная связь, рынды, ввиду чего система оповещения на территории района ограниченно готова к выполнению возложенных на нее задач в связи с охватом менее 65% населения. Охват электросиренами и мощными акустическими системами составляет лишь 41%. Указанное ставит под угрозу жизнь граждан, их здоровье и имущество, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания и передвижения на территории района.
Решением Тальменского районного суда Алтайского края от 16 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 20 сентября 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация Тальменского района Алтайского края ставит вопрос об отмене решения Тальменского районного суда Алтайского края от 16 июня 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 20 сентября 2022 года с направлением дела на новое рассмотрение, со ссылкой на нарушения норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с действующим законодательством создание системы оповещения является полномочием органа местного самоуправления, которое он реализует самостоятельно, срок создания таких систем законодательно не установлен. Полагает, что возложение на Администрацию Тальменского района обязанности по созданию системы оповещения, против ее воли как органа местного самоуправления, в отсутствие законодательных сроков исполнения подобных обязанностей, без учета наличия реальных финансовых возможностей и отсутствия в федеральном и краевом законодательстве норм, определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств нарушает конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления и является незаконным.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в мае 2021 года прокуратурой Тальменского района проведена проверка соблюдения на территории Тальменского района плана основных мероприятий по подготовке Алтайского края к пожароопасному сезону 2021 года, по результатам которой установлено, что оповещение и информирование населения Тальменского района о чрезвычайных ситуациях ограниченно готовы в связи с охватом менее 65% населения; на территориях сельсоветов в целях оповещения используются громкоговорители, мобильная связи, рынды; выявленные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения администрацией Тальменского района требований законодательства в обозначенных сферах.
1 июня 2021 года в адрес главы администрации Тальменского района прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Указанное представление рассмотрено администрацией района, 5 июля 2021 года прокурору дан ответ N с указанием мер, принимаемых для устранения выявленных нарушений.
6 октября 2021 года комиссией в составе первого заместителя главы администрации Тальменского района, начальника отдела ГОЧС и МР администрации района, инженера ОПР ПАО "Ростелеком", заместителя начальника 30ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Алтайскому краю проведена комплексная проверка готовности муниципальной системы оповещения населения Тальменского района Алтайского края.
Согласно акту по результатам проверки от 6 октября 2021 года, утвержденному главой Тальменского района, охват населения, которое проживает или осуществляет хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Тальменского района Алтайского края, составляет 41%, в том числе охват электросиренами и мощными акустическими системами составляет 41%. Муниципальная система оповещения населения Тальменского района Алтайского края оценена как: "не готова к выполнению задач по предназначению" в виду малого охвата (менее 65%) техническими средствами оповещения территории Тальменского района.
25 ноября 2021 года начальником Главного управления МЧС России по Алтайскому краю направлено письмо прокурору Тальменского района о том, что в Тальменском районе системы оповещения не позволяют гарантировать своевременное и надлежащее доведение сигналов оповещения и экстренной информации до населения о возникновении возможных чрезвычайных ситуаций, что может привести к гибели людей, утрате материальных и культурных ценностей.
Согласно письму администрации Тальменского района Алтайского края от 20 января 2022 года, направленному прокурору Тальменского района, муниципальная система оповещения, согласно критериям оценки готовности МЧС России по Алтайскому краю, оценивается, как неготовая; технические средства оповещения населения, работающие в автоматизированном режиме, и сопряженные с региональной системой оповещения, установлены только на территории р.п.Тальменка; сельские населенные пункты не оборудованы автоматизированной системой оповещения; в 2021 году для сельских советов были приобретены ручные электрические громкоговорители с функцией работы в режиме громкоговорителя и режима сирены; были приобретены 2 электрических стационарных электросирены С 40, с блоками управления для автоматизированного запуска с площадок ЕДДС Тальменского района; с операторами мобильной связи заключены соглашения об экстренном информировании населения о возникновении ЧС в виде смс рассылки; в 2022 году планируется увеличение электрических сирен для большого охвата населения.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь положениями пункта 8 части 1, частей 3-4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 1, подпунктов "а", "в", "г", "м" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктов 4, 7, 13, 19 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31 июля 2020 года, пришел к выводу о том, что муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями законодательства в населенных пунктах Тальменского района: Анисимовском, Зайцевском, Казанцевском, Кашкарагаихинском, Курочкинском, Ларичихинском, Луговском, Лушниковском, Новоозерском, Новоперуновском, Новотроицком, Речкуновском, Озерском, Среднесибирском, Староперуновском, Шадринцевском, Шишкинском сельсоветах не создана, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан и свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
С доводами административного ответчика, изложенными в кассационной жалобе, не имеется оснований согласится исходя из следующего.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района, относится, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Подпунктами "в", "м" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) определено, что органы местного самоуправления самостоятельно информируют население о чрезвычайных ситуациях; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Системы оповещения населения создаются на региональном уровне - региональная система оповещения, на муниципальном уровне - муниципальная система оповещения, на объектовом уровне - локальная система оповещения. Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления (пункт 7 Положения о системах оповещения населения, утвержденное Приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31 июля 2020 года (далее- Положение).
Требования к системам оповещения населения и оценки готовности системы оповещения населения к выполнению задач по предназначению установлены в Приложении N 1 и Приложении N 3 к Положению.
Постановлением администрации Тальменского района от 5 февраля 2021 года N 97 утверждено Положение о системе оповещения населения Тальменского района Алтайского края, согласно которому муниципальная система оповещения создается администрацией Тальменского района Алтайского края.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, выводы судов о том, что оспариваемое бездействие административного ответчика противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд, поскольку система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в населенных пунктах Тальменского района: Анисимовском, Зайцевском, Казанцевском, Кашкарагаихинском, Курочкинском, Ларичихинском, Луговском, Лушниковском, Новоозерском, Новоперуновском, Новотроицком, Речкуновском, Озерском, Среднесибирском, Староперуновском, Шадринцевском, Шишкинском сельсоветах в том виде, как требует законодательство в данной сфере, не создана, являются обоснованными.
В целом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, полностью повторяют доводы административного ответчика, приведенные в возражениях на административный иск и апелляционной жалобе. Данные доводы являлись предметом изучения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, оспариваемые судебные постановления не нарушают право органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, не возлагают дополнительные расходы на бюджет района, возложение судом неисполненной обязанности является следствием незаконного бездействия административного ответчика.
Не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, направленных на исполнение задач в области гражданской обороны в части оповещение населения об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отсутствие финансовой возможности муниципального района в исполнении таких требований в результате недостаточности финансирования, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований в области гражданской обороны с их финансовыми возможностями.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тальменского районного суда Алтайского края от 16 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 20 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.