Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дмитриевой О.С, судей Умысковой Н.Г. и Прудентовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-691/2022 (УИД N 04RS0020-01-2022-000998-18) по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Ангоянская средняя общеобразовательная школа", администрации МО "Северо-Байкальский район" о возложении обязательств, по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 21 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 28 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Умысковой Н.Г, выслушав прокурора Самойлова А.А, возражавшего на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Ангоянская средняя общеобразовательная школа" (далее - МБОУ "Ангоянская СОШ"), Администрации МО "Северо-Байкальский район", Северобайкальский межрайонной прокурор просил возложить на МБОУ "Ангоянская СОШ" обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937- 2011 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния); возложить на администрацию муниципального образования МО "Северо-Байкальский район" обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение обследований технического состояния зданий МБОУ "Ангоянская СОШ" обеспечивающее выполнение этим учреждением проведение обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния) в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка в сфере соблюдения законодательства о несовершеннолетних в МБОУ "Ангоянская СОШ". Здание МБОУ "Ангоянская СОШ", расположенное по адресу: "адрес", построено в 1987 г. В нарушение требований ГОСТ 31937-2011 обследование технического состояния зданий в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось. Согласно информации Управления образования денежные средства на проведение указанного рода мероприятий ранее не закладывались, в текущем году не предусматривались. Выявленные нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц, посещающих МБОУ "Ангоянская СОШ", нарушают права несовершеннолетних, обучающихся в образовательной организации на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность.
Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 21 июня 2022 г. на МБОУ "Ангоянская СОШ", оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 28 сентября 2022 г. Исковые требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" просит отменить оспариваемые судебные постановления. Направить дело на новое рассмотрение в Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.
Считает, что понуждение собственника к осуществлению того или иного варианта управления его имуществом и тем самым произвольное вторжение в деятельность собственника, не основано на законе.
Считает, требования прокурора к МБОУ "Ангоянская СОШ" об обязании проведения обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 не обосновано. В обоснование ссылается на то, что здание МБОУ "Ангоянская СОШ" введено в эксплуатацию в 1987 году, то есть до вступления в силу требований к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные Законом N 384-ФЗ. Капитальный ремонт здания со времени введения его в эксплуатацию, не проводился. Кроме этого, кассатор указывает на то, что согласно акту приемки готовности общеобразовательного учреждения к 2022/2023 учебному году от 03.08.2022г. Учреждение готово к началу учебного года, замечания и предложения комиссии отсутствуют, общее состояние здания удовлетворительное. Аналогичные акты составлялись и ранее. Таким образом, периодические осмотры, в виде комиссионных проверок, в соответствии с законодательством муниципальным учреждением проводятся систематически, угрожающих безопасности состояний не выявлено.
Кассатор полагает, что в соответствии с бюджетным законодательством органы прокуратуры не могут вмешиваться в бюджетный процесс МО "Северо-Байкальский район". В данном случае по решению органов прокуратуры, не основанному на законе, на администрацию МО "Северо-Байкальский район возложена обязанность по выделению денежных средств на проведение обследований технического состояния здания муниципального учреждения.
От прокурора Республики Бурятия поступили письменные возражения на кассационную жалобу, в которых просит отказать в ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судебными инстанциями не допущены.
Удовлетворяя исковые требования прокурора и обязывая МБОУ "Ангоянская СОШ" провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О противодействии терроризму", статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384- ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, установил, что с момента строительства здания МБОУ "Ангоянская СОШ" в 1987 году и введения его в эксплуатацию обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось, что не соответствует требованиям ГОСТ 31937-2011, тогда как данная обязанность в целях недопущения угрозы причинения вреда жизни или здоровью несовершеннолетних воспитанников предусмотрена статьей 28 Федерального закона N 273 от 29.12.2012 года "Об образовании в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что выявленные прокурором нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц, посещающих МБОУ "Ангоянская СОШ", нарушают права несовершеннолетних, обучающихся в образовательной организации на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность.
Возлагая МО "Северо-Байкальский район" обязанность по выделению денежных средств для проведения необходимого объема обследования, суд первой инстанции учел, что в соответствии с п. 1.10 Устава МБОУ "Ангоянская СОШ" учредителем и собственником имущества учреждения является администрация МО "Северо- Байкальский район", от имени которого функции и полномочия Учредителя осуществляет МКУ "Управление образования МО "Северо-Байкальский район", в связи с чем, указанная обязанность возникает у Администрации исходя из статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, как собственника имущества, который обязан нести бремя его содержания.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оснований не согласиться с данным выводом судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии к терроризму" предусмотрено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Из положений статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. По смыслу п.п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" определяет, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Согласно части 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
На основании статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384- ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Вопреки доводам кассатора о необоснованности требований прокурора к МБОУ "Ангоянская СОШ" об обязании проведения обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения, судебные инстанции, правильно применив нормы права о противодействии терроризму, пришли к обоснованному выводу, что исполнение требований по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательной организации, но и органов местного самоуправления.
Судебной коллегией отклоняются доводы кассатора о необоснованом возложении на МО "Северо-Байкальский район" обязанности по финансированию необходимых мероприятий, как несостоятельные, основанные, поскольку судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что финансирование образовательных учреждений законом возлагается на администрацию МО "Северо-Байкальский район", которая как орган местного самоуправления является собственником и учредителем создаваемых им учреждений. При этом, установив факт отсутствия финансирования со стороны учредителя и собственника имущества на выполнение соответствующих требований к антитеррористической защищенности объекта, правомерно возложили на МО "Северо-Байкальский район" обязанность по финансированию соответствующих мероприятий.
Из материалов дела видно, что обстоятельства дела установлены судами на основании надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности, изложенные в судебных постановлениях выводы соответствуют обстоятельствам дела. Положенные в основу судебных актов доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости, данная им оценка соответствует требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Правила оценки доказательств судом второй инстанции не нарушены.
Пересмотр оценки доказательств в связи с доводами жалобы на стадии кассационного производства не входит в круг оснований для отмены судебных постановлений. Иные доводы жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и имеют юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияют на их обоснованность и законность, либо опровергают выводы суда, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, кассационным судом не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 21 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 28 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" - без удовлетворения.
Председательствующий О.С. Дмитриева
Судьи Н.Г. Умыскова
Е.В. Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.