Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N17RS0017-01-2021-003018-81 (N2-381/2022) по иску Анай - оола Виктора Ховалыговича к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва, начальнику Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва о возложении обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Анай - оол Виктора Ховалыговича, на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 6 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения А.В.Х. поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя А.В.Х... - ФИО11, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
А.В.Х. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний российской Федерации (далее- ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва (далее- УФСИН по Республике Тыва), начальнику Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва о возложении обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование своих требований указал, что приказом УФСИН России по Республике Тыва от 19 июня 2018 г. N он уволен со службы с 25 июня 2018 г. по достижении предельного возраста. Общая продолжительность его службы в системе ФСИН составляет 40 лет 2 месяца 2 дня, в льготном исчислении - 58 лет 2 месяца 18 дней. Будучи действующим сотрудником, и при увольнении он не был обеспечен единовременной социальной выплатой для приобретения или строительства жилого помещения.
16 января 2014 г. им подавался рапорт с приложенными документами на единовременную социальную выплату, а в феврале того же года ему была предоставлена выписка из решения от 4 февраля 2014 г, в которой указано, что отказано в направлении в ФСИН России пакета его документов для принятия решения о постановке на учет. В отказе имеется ссылка на то, что истец и члены его семьи имеют достаточную жилую площадь в доме по адресу: "адрес", собственником которого является ФИО14. (сын истца). Между тем в 2014 году ФИО15 имел свою семью, 29 декабря 2007 г. ФИО16 вселил в указанный дом своих родителей ФИО17. и ФИО18, в дальнейшем подарил дом ФИО9
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 июля 2017 г. иск ФИО9 к ФИО13. и ФИО12. о признании утратившими право пользования и выселении был удовлетворен. Затем истцом повторно был подан рапорт о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или на строительство жилого помещения.
Согласно выписке из протокола от 11 апреля 2019 г. N в постановке на учет истцу отказано со ссылкой на то, что он не имеет статус действующего сотрудника, при этом указано, что истцу единовременная выплата не предоставлялась, у членов семьи отсутствуют в собственности жилые помещения.
Истец просил суд возложить на ответчиков обязанность предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 мая 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 6 сентября 2022 г. решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 мая 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Анай - оола В.Х. просит об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Заслушав истца и его представителя, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что истец А.В.Х. проходил службу в органах ФСИН России.
Приказом УФСИН России по Республике Тыва от 19 июня 2018 г. N-м он уволен по достижению предельного возраста с 25 июня 2018 г. по п. "б" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, то есть по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Общая продолжительность службы истца в системе ФСИН России - 40 лет 2 месяца 2 дня, в льготном исчислении -58 лет 2 месяца 18 дней, Согласно выписке из решения комиссии УФСИН России по Республике Тыва от 4 февраля 2014 г. рассматривался рапорт ФИО19. от 16 января 2014 г. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; комиссией установлено: в книге учета заявлений (рапортов) - N отмечена категория: сотрудник УИС Республики Тыва, является нанимателем жилого помещения по договору социального найма; состав семьи 2 человека, супруга ФИО20.; сотрудник в последние пять лет зарегистрирован по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО21 (сыну заявителя); проживание совместное, общая площадь жилого помещения составляет 193, 7 кв.м, зарегистрировано 5 человек, к каждому приходится по 38, 74 кв.м. По результатам рассмотрения рапорта ФИО22 отказано в направлении в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке его на учет для получения единовременной выплаты в связи с тем, что на одного зарегистрированного в жилом помещении приходится по 38, 74 кв.м, при норме постановки на учет - 15 кв.м.
Вышеуказанное решение комиссии от 4 февраля 2014 г. истцом не оспорено в установленном порядке.
Из пояснений А.В.Х. следует, что копию выписки из решения комиссии от 4 февраля 2014 г. об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты он получил 4 февраля 2014 г, однако из-за занятости на службе и отсутствия свободного времени данное решение в установленном порядке не обжаловал и не оспаривал.
Из рапорта А.В.Х. поданного на имя начальника УФСИН России по Республике Тыва, следует, что жилой дом по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", в котором временно проживают он и его супруга, является собственностью сына А.А.В. он в гражданском браке, сам обучается за пределами Российской Федерации; также в выписке из решения неверно указано о том, что А.В.Х. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма.
Ответом УФСИН России по Республике Тыва от 12 декабря 2015 г. разъяснило о том, постановка на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принимается решением комиссии на основании поданного рапорта с приложением документов, установленных Правилами, истцу рекомендовано обратиться в комиссию с письменным рапортом, с приложением всех необходимых документов в дни приема документов.
После вышеуказанного отказа комиссии в период прохождения службы и до увольнения со службы в органах уголовно-исполнительной системы А.В.Х. в комиссию с заявлением о принятии на учет для получения данной единовременной социальной выплаты не обращался, доказательств обратного не представлено.
После увольнения, являясь пенсионером, 20 марта 2019 г. истец обратился в комиссию УФСИН России по Республике Тыва с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, решением комиссии от 11 апреля 2019 г. отказано в принятии на учет по причине того, что А.В.Х. подал данное заявление после увольнения, не является действующим сотрудником ФСИН, Правила не предусматривают возможность принятия на указанный учет граждан, не имеющих статус действующего сотрудника.
Из показаний свидетеля О.А.Д. следует, что с 1993 года по 2013 год он служил с истцом в исправительной колонии N 4 в г. Шагонаре Республики Тыва, в данном исправительном учреждении действовала жилищная комиссия, которая вела журнал учета сотрудников исправительного учреждения N 4, принятых на учет для улучшения жилищных условий. В журнале учета и регистраций А.В.Х... был зарегистрирован в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. При увольнении со службы журнал, об утрате которого заявляют представители ИК N 4, он сдал, между тем УФСИН России по Республике Тыва ссылается на то, что он забрал журнал и не вернул обратно. В 1993 году он сам (О.А.Д..) был поставлен на учет, в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, истец же был поставлен на учет до этого времени.
Жилое помещение по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", в котором истец проживал со своей супругой, было приобретено А.А.В, (сыном истца) по договору купли-продажи от 5 марта 2007 г. (право собственности зарегистрировано 25 апреля 2007 г.), общая площадь 2-х этажного жилого дома составляет 193, 7 кв.м.
Согласно договором найма от 29 августа 2011 г, 20 ноября 2013 г, А.А.В... выступает наймодателем, а А.В.Х. ? нанимателем жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" "адрес".
Брак истца и А.Л.С. (К.Л.С... заключен 24 августа 1985 г.
Согласно выписке из ЕГРН от 26 декабря 2013 г, истцу на праве собственности принадлежала трехкомнатная квартира по адресу: "адрес", площадь 67.7 кв.м, приобретена 2 октября 2008 года, дата государственной регистрации прекращения права - 5 мая 2011 г.
Как следует из выписок из ЕГРН от 26 декабря 2013 г, 26 июля 2021 г, супруге истца А.Л.С. на праве собственности принадлежали: квартира по адресу: "адрес", площадь 76.4 кв.м, приобретена в 2004 году, прекращение права зарегистрировано 21 июля 2006 г.; нежилое помещение по адресу: "адрес" по 4 кв, площадь 98.1 кв.м, приобретено в марте 2011 года, прекращение права зарегистрировано 30 августа 2012 г.; земельный участок и садовый дом (назначение: жилое) по адресу: "адрес", приобретены в 2009 - 2010 годах, прекращение права зарегистрировано 7 сентября 2011 г.; жилое помещение (36.2 кв.м.) и земельный участок в с "адрес" "адрес", были приобретены 24 сентября 2004 г, 21 июня 2005 г, прекращение права собственности зарегистрировано 26 июля 2005 г.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела, пришел к выводу о том, что являясь действующим сотрудником ФСИН, истец подавал рапорт о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения только в 2014 году, ему было отказано решением комиссии от 4 февраля 2014 г. в связи с тем, что он и члены его семьи были обеспечены жильем, не относились к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, данное решение комиссии им не обжаловалось; в период прохождения службы не был поставлен на данный учет; вновь он с заявлением о постановке на учет обращался в 2019 году - после увольнения со службы; отказ комиссии УФСИН России по Республике Тыва от 11 апреля 2019 г. истцом также не оспорен.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, дополнительно отметив, что истцом не представлено доказательств обращения в установленном порядке в период службы в системе ФСИН, в том числе в ИК-4 в г. Шагонаре (откуда был потом переведен на службу в ФКУ СИЗО N 1) для постановки на учет в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий ранее 2014 года, что он был принят на вышеуказанный учет. Непринятие истца на такой учет подтверждается ответами ФКУ ИК-4, УФСИН России по Республике Тыва на запросы суда апелляционной инстанции.
Оценивая вышеуказанные показания свидетеля О.А.Д. по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что показания свидетеля не могут быть признаны относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами, поскольку, исходя из характера спора, юридически значимые обстоятельства по настоящему делу не могут быть доказаны, подтверждены объяснениями свидетеля в отсутствие письменных документов.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа
исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований ч, 6 ст. 4 Федерального закона определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), а также в установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы).
В п. 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Вышеуказанный п. 5 Правил также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, указанных в п. 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил).
Как предусмотрено п. 8 Правил, при переводе сотрудников к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется иными комиссиями, указанные сотрудники подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты их принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы.
Согласно п. 14 Правил, право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в п. 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в качестве жилищной гарантии сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, предусматривает такой вид обеспечения жильем, как предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Наличие правовых оснований для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и заверенных в установленном порядке. Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и требования к оформлению этих документов. Согласно буквальному содержанию подп. "з" п. 5 Правил сотрудник при обращении в комиссию в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты обязан приложить к заявлению (рапорту) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места своего жительства и мест жительства совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления.
Установив, что в период службы истец с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося с приложением всех документов обращался в установленном порядке в 2014 году, что ему было отказано по причине не соблюдения условий для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку комиссией было установлено, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, состав семьи 2 человека, супруга А.Л.С..; сотрудник в последние пять лет зарегистрирован по адресу: "адрес", данное жилое помещение принадлежит на праве собственности А.А.В... (сыну заявителя); проживание совместное, общая площадь жилого помещения составляет 193, 7 кв.м, зарегистрировано 5 человек, к каждому приходится по 38, 74 кв.м, суды пришли к выводу о том, что указанное решение комиссии соответствовало представленным документам, не было оспорено истцом в установленном порядке.
Ссылки кассатора на незаконность указанного решения комиссии, поскольку он не являлся на тот период членом семьи сына, у которого была своя семья, не согласие с выводом о том, что он с супругой был вселен по договору найма, что был обеспечен жилым помещением, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку п.11 вышеуказанных Правил предусматривается, что при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст.мт. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Согласно положениям п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с п. 11 Правил, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки комиссией сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Тогда как решением уполномоченной комиссии в 2014 году было установлено, что истец и его супруга обеспечены общей жилой площадью более чем 15 кв.м.
Ссылки кассатора на то, что он имеет длительный стаж работы в системе ФСИН, положительно характеризовался по месту службы, во время службы не получал жилья и выплат на приобретение жилья, что у его семьи на сегодняшний день не имеется своего жилья, не могут послужить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку законом установлен вышеуказанный порядок, предусматривающий возможность постановки на учет для улучшения жилищных условий при соблюдении определенных требований. Именно соблюдение указанного порядка порождает право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Поскольку судами установлено, что в постановке на учет в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий истцу было отказано, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы и доводы кассатора о том, что у супруги истца никогда не было недвижимости за пределами Республика Тыва, тогда как в материалах гражданского дела имеется неверная выписка, подтверждающая, что жилое помещение (36.2 кв.м.) и земельный участок в "адрес" были приобретены 24 сентября 2004 г. его супругой, а прекращение права собственности зарегистрировано 26 июля 2005 г. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что указанные кассатором обстоятельства не могли повлиять на выводы суда, которые были сделаны относительно событий 2014 и 2019 годов.
В целом доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильного решения, поскольку, по сути, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, так как в силу ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 6 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - А.В.Х. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.