Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Папушиной Н.Ю. и Татаринцевой Е.В, с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифоновой М.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи гражданское дело N 04RS0021-01-2022-003046-29 по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Улан-Удэ о ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов
по кассационной жалобе администрации г. Улан-Удэ на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 7 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Татаринцевой Е.В, заключение прокурора Трифоновой М.К, полагавшей кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Советского района г. Улан-Удэ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, требуя обязать администрацию г. Улан-Удэ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.
Исковые требования мотивированы тем, что проведенной проверкой выявлены факты несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на пустыре "адрес", на пустыре "адрес". Скопление твердых коммунальных отходов представлено в виде полиэтиленовых, картонных упаковок, бумаги, пластиковых бутылок, битого стекла, посуды, одежды, старой мебели, сантехники, кусков гипсокартона и прочее. Территории, на которых расположены несанкционированные выявленные свалки, не выделены в виде отдельных земельных участков, имеющих индивидуально определенные характеристики, на кадастровом учете в качестве индивидуально определенного объекта не значатся, следовательно, права на них не разграничены и земли находятся в ведении органов местного самоуправления.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 августа 2022 г. исковые требования удовлетворены, постановлено: возложить на администрацию г. Улан-Удэ (ИНН 0323076085) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов:
с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала N на неразграниченной территории, площадью 1 428, 14 кв.м по следующим координатам характерных точек:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала N на неразграниченной территории, площадью 775, 61 кв.м по следующим координатам характерных точек:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала N на неразграниченной территории, площадью 289, 61 кв.м по следующим координатам характерных точек:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 7 ноября 2022 г. решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрации г. Улан-Удэ изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указано, что, возлагая на администрацию г. Улан-Удэ полномочия по ликвидации отходов, суды не учли, что положениями пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сборе, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Полномочия органов местного самоуправления указаны также в статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", новая редакция которой, вступившей в силу с 1 января 2019 г, не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе на земельных участках, собственность на которые не разграничена.
Судом также сделан неверный вывод о том, что органы местного самоуправления осуществляют функцию собственника земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в то время как на них только возложена обязанность предоставлять данные земельные участки.
Полагает, что образовавшееся скопление твердых коммунальных отходов является результатом ненадлежащего исполнения региональным оператором ООО "ЭкоАльянс" предусмотренных действующим законодательством и условиями соглашения N 1 обязанностей по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. При этом отсутствие в едином тарифе норматива на ликвидацию несанкционированных свалок не является основанием для освобождения регионального оператора ООО "ЭкоАльянс" от исполнения законодательно возложенных на него полномочий. Поскольку региональный оператор производит начисления согласно установленному единому тарифу на услуги регионального оператора по обращению с ТКО всем потребителям муниципального образования, в том числе которые создают несанкционированные свалки, то взимаемая региональным оператором плата является источником финансирования ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки установлено наличие несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в виде полиэтиленовых, картонных упаковок, бумаги, пластиковых бутылок, битого стекла, посуды, одежды, старой мебели, сантехники, кусков гипсокартона и прочего, что подтверждается представленными в дело фототаблицами, справкой о результатах спутниковой геодезической съемки границ земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, определены координаты характерных точек границ свалок мусора на местности, ситуационным планом мест несанкционированного размещения отходов
Таким образом, несанкционированные свалки выявлены на:
- земельном участке, расположенном в границах кадастрового квартала N на неразграниченной территории, площадью 1 428, 14 кв.м по следующим координатам характерных точек:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
- земельном участке, расположенном в границах кадастрового квартала N на неразграниченной территории, площадью 775, 61 кв.м по следующим координатам характерных точек:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
- земельном участке, расположенном в границах кадастрового квартала N на неразграниченной территории, площадью 289, 61 кв.м по следующим координатам характерных точек:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
По результатам сопоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости и результатов съемки установлено, что указанные свалки расположены в границах кадастровых кварталов N и N, территория является неразграниченной.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории городского округа "Город - Улан-Удэ", которые являются неразграниченными, пришёл к выводу, что ответственность за содержание данных земельных участков возлагается на администрацию г. Улан-Удэ.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об обоснованности заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Понятие отходов содержится в статье 1 Закона об отходах производства и потребления, в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Отходами от использования товаров являются отходы от использования товаров - отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на указанных выше земельных участках.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (абзац второй); органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (абзац третий); органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (абзац четвёртый).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Принимая во внимание, что несанкционированные свалки отходов образовалась на земельных участках, расположенных на территории городского округа "Город Улан-Удэ", которое в силу приведенных выше положений законодательства несет обязанность среди прочего по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и возложении обязанности на администрацию г. Улан-Удэ" обязанности по ликвидации несанкционированных свалок.
Доводы кассатора о том, что обязанность по ликвидации свалок должна была быть возложена на регионального оператора - ООО "ЭкоАльянс" отвергаются судебной коллегией по следующим основаниям.
Согласно пункту 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Пунктом 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрено, что если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
В абзаце 3 пункта 4.2 постановления от 13 октября 2015 г. N 26-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
В целом доводы кассационной жалобы фактически сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств, основаны на ошибочном толковании закона, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, и им дана надлежащая оценка, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Основания для иной оценки установленных по делу обстоятельств, исходя из материалов дела, отсутствуют. Нарушений требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами обеих инстанций допущено не было, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен, выводы судов основаны на нормах действующего законодательства и установленных по делу обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановленных по делу судебных решений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 7 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Улан-Удэ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.