Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1550/2022 (УИД 38RS0003-01-2022-000911-39) по иску Прокофьева Владимира Владимировича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Прокофьева Владимира Владимировича на решение Братского городского суда Иркутской области от 23 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокофьев Владимир Владимирович (далее - Прокофьев В.В, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОПФР по Иркутской области, ответчик) о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, взыскании судебных расходов.
В обоснование своих требований указывал на то, что 17 ноября 2021 г. Прокофьев В.В. обратился в ОПФР по Иркутской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
Решением ОПФР по Иркутской области N 544304/21 от 26 ноября 2021 г. Прокофьеву В.В. было отказано в назначении пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в связи с отсутствием оснований для назначения данного вида пенсии, поскольку Прокофьев В.В. не является получателем страховой пенсии по старости (инвалидности).
Прокофьев В.В. находит решение пенсионного органа незаконным.
Прокофьев В.В. просил суд признать незаконным и отменить решение ОПФР по Иркутской области N 544304/21 от 26 ноября 2021 г.; обязать ответчика назначить ему пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению со дня обращения, то есть с 17 ноября 2021 г.; взыскать с ответчика в его пользу расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 23 мая 2022 г. исковые требования Прокофьева В.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 сентября 2022 г. решение Братского городского суда Иркутской области от 23 мая 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Прокофьев В.В. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что приказом Краснодарской таможни Южного таможенного управления ФТС N 686-к от 4 декабря 2019 г. Прокофьеву В.В. предоставлен ежегодный основной отпуск с 9 января 2020 г. по 17 января 2020 г, с последующим увольнением с 17 января 2020 г. в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Стаж государственной службы на 17 января 2020 г. Прокофьева В.В. составляет 32 года 11 месяцев 25 дней.
17 ноября 2021 г. Прокофьев В.В. обратился в ОПФР по Иркутской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
Решением ОПФР по Иркутской области N 544304/21 от 26 ноября 2021 г. Прокофьеву В.В. было отказано в назначении пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в связи с отсутствием оснований для назначения данного вида пенсии, поскольку Прокофьев В.В. не является получателем страховой пенсии по старости (инвалидности).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, исходил из того, что у истца не возникло право на назначение пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием на указанную дату права на пенсию по старости или инвалидности, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии необходимых условий для назначения истцу пенсии за выслугу лет, установленных статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Правовые, организационные и финансово-экономические основаны государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Государственная гражданская служба Российской Федерации - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Одним из принципов гражданской службы в силу положений статьи 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а согласно статье 6 названного закона взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий.
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает их государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52 названного закона).
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
В настоящее время условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной названным федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим определены статьей 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.
Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом "а" пункта 1, пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.
Федеральным законом от 3 мая 2011 г. N 94-ФЗ был введен пункт 1.1 статьи 7, в соответствии с которым - федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
Согласно пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.
Вводя пункт 1.1 статьи 7 названного Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", законодатель предусмотрел "отложенное право" - право на пенсию за выслугу лет и для лиц, уволившихся с федеральной гражданской службы до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности), которое может возникнуть при соблюдении указанных условий после приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности).
Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23 апреля 2015 г. N 793-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Малюкова. М.А. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предоставляя федеральным государственным гражданским служащим право на пенсию за выслугу лет, законодатель в Федеральном законе "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определилее как ежемесячную государственную денежную выплату, устанавливаемую в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) (абзац второй статьи 2), и предусмотрел, что, по общему правилу, она назначается при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по ряду оснований, закрепленных в положениях Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев (пункт 1 статьи 7).
В соответствии с позицией Конституционного суда, такое правовое регулирование, как введение пункта 1.1 к названному закону, согласно которому федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с расторжением служебного контракта по инициативе государственного гражданского служащего, направлено на обеспечение федеральным государственным гражданским служащим, имеющим значительный стаж государственной гражданской службы, возможности реализации права на пенсию за выслугу лет в случае их увольнения с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) и не препятствует ему по достижении общеустановленного пенсионного возраста обратиться за назначением пенсии за выслугу лет по указанному основанию.
При этом закрепленное в пункте 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" правило в равной мере распространяется на всех федеральных государственных гражданских служащих, направлено на реализацию их пенсионных прав как лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования с учетом их особого правового статуса, обусловленного характером и задачами федеральной государственной гражданской службы, а потому не может расцениваться как нарушающее их конституционные права.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций установили, что истец не достиг пенсионного возраста и не является получателем страховой пенсии по старости (инвалидности), в связи с чем, пришли к правомерному выводу о том, что условия, при наличии которых может быть назначена пенсия за выслугу лет, установленные статьей 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в данном случае отсутствуют.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что в силу вышеприведенных норм закона пенсия за выслугу лет не является самостоятельным видом пенсии и фактически устанавливается в виде доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 23 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Прокофьева Владимира Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи Л.П. Кожевникова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.