Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-93/2022 (УИД 22RS0020-01-2022-000069-27) по иску Игошина Александра Викторовича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный и страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Игошин Александр Викторович (далее по тексту - Игошин А.В, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту - ОПФР по Алтайскому краю, ответчик) об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный и страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что 12 октября 2021 г. истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пунктов 2 и 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Алтайскому краю от 20 января 2022 г. N в установлении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцу отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, поскольку включены в специальный страховой стаж периоды работы истца только по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", тогда как периоды работы истца по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включены в его специальный страховой стаж.
Не соглашаясь с решением пенсионного органа, истец просил признать его незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы: с 20 августа 1984 г. по 8 мая 1985 г, с 3 июня 1985 г. по 6 декабря 1986 г, с 1 января 1992 г. по 30 ноября 1994 г, с 1 мая 1995 г. по 18 сентября 1995 г, с 29 сентября 1995 г. по 31 января 1996 г, с 1 февраля 1996 г. по 15 сентября 1996 г, с 6 февраля 1997 г. по 12 мая 1997 г, с 25 сентября 1997 г. по 15 мая 1998 г, с 28 сентября 1998 г. по 24 октября 1998 г. в Залесовском леспромхозе Каменского ЛЗП, с 9 июля 2018 г. по 1 августа 2018 г. в ООО "Залесовский лес"; в страховой стаж включить период работы с 4 февраля 1998 г. по 24 октября 1998 г, признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости, назначив ее с даты обращения 12 октября 2021 г.
Решением Залесовского районного суда Алтайского края от 20 июня 2022 г, оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 сентября 2022 г, заявленные Игошиным А.В. исковые требования удовлетворены частично, решение ОПФР по Алтайскому краю от 20 января 2022 г. N признано незаконным в части, на ОПФР по Алтайскому краю возложена обязанность включить в специальный стаж истца периоды его работы с 1 января 1992 г. по 30 ноября 1994 г. - в качестве шофера лесовозной машины "данные изъяты" Каменского ЛЗП, с 1 мая 1995г. по 18 сентября 1995 г. - в качестве чокеровщика "данные изъяты" на трелевке древесины Каменского ЛЗП, с 29 сентября 1995 г. по 31 января 1996 г. - в качестве чокеровщика "данные изъяты" на трелевке древесины Каменского ЛЗП, с 1 февраля 1996 г. по 15 сентября 1996 г. - в качестве раскряжевщика древесины "данные изъяты" Каменского ЛЗП, с 9 июля 2018 г. по 1 августа 2018 г. - в качестве водителя автомобиля на вывозке леса в ООО "Залесовский лес", в остальной части заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения, также с ОПФР по Алтайскому краю в пользу Игошина А.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ОПФР по Алтайскому краю просит изменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 сентября 2022 г, исключив из описательно-мотивировочной части абзац 4 на странице 10, в остальной части апелляционное определение оставить без изменения.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
13 февраля 2023 г. в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции поступило ходатайство ОПФР по Алтайскому краю о замене ответчика по настоящему делу, мотивированное тем, что согласно Федеральному закону от 14 июля 2022 г. N236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", 1 января 2023 г. завершена реорганизация Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю с Государственными учреждением - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации путем присоединения, создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Согласно листу записи Единого государственного реестра юридических лиц 1 января 2023 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие записи.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что ходатайство о замене ответчика по настоящему делу ОПФР по Алтайскому краю на федеральное государственное казенное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту - ОСФР по Алтайскому краю) подлежит удовлетворению.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, 12 октября 2021 г. Игошин А.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Алтайскому краю от 20 января 2022 г. N в установлении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцу отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, при этом включены в специальный страховой стаж периоды работы истца только по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", тогда как периоды работы истца по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не были включены в его специальный страховой стаж.
Согласно данному решению пенсионного органа страховой стаж на момент обращения в пенсионный орган составил 22 года 11 месяцев 5 дней (вместо требуемых 25 лет), специальный стаж - 5 лет 7 месяцев 15 дней (вместо требуемых 12 лет 6 месяцев).
В специальный стаж работы истца зачтены периоды работы:
- с 20 августа 1987 г. по 11 октября 1987 г, с 7 ноября 1987 г. по 14 октября 1990 г, с 14 ноября 1990 г. по 31 декабря 1991 г. - в качестве шофера лесовозной машины "данные изъяты" Каменского ЛЗП Залесовского леспромхоза согласно архивной справке от 29 сентября 2021 г. N;
- с 15 мая 2020 г. по 11 октября 2021 г. - в качестве водителя автомобиля на вывозке леса в ООО "Залесовский Агролесхоз" согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.
Не зачтены в специальный стаж периоды работы:
- с 20 августа 1984 г. по 8 мая 1985 г. - в качестве тракториста Каменского ЛЗП Залесовского леспромхоза согласно архивной справке от 29 сентября 2021 г. N, так как разделом XXII "Лесозаготовки" Списка N от 1956 г. предусмотрены трактористы на тралевке и вывозке леса, кроме того, с сентября 1984 г. по декабрь 1984 г. отсутствует заработная плата;
- с 3 июня 1985 г. по 6 декабря 1986 г. - в качестве шофера "данные изъяты" Каменского ЛЗП Залесовского леспромхоза согласно архивной справке от 29 сентября 2021 г. N, так как не подтверждена постоянная занятость на заготовке древесины лесозаготовительных предприятий, а также в лесопунктах и лесоучастках лесхозов, занимающихся промышленными лесозаготовками в соответствии с разделом XXII "Лесозаготовки" Списка N от 1956 г.;
- с 7 декабря 1986 г. по 19 августа 1987 г. - слесарем "данные изъяты" Каменского ЛЗП Залесовского леспромхоза, так как должность не предусмотрена Списками N, а согласно Списку N не подтверждена занятость по ремонту лесозаготовительного оборудования;
- с 12 октября 1987 г. по 6 ноября 1987 г, с 15 октября 1990 г. по 13 ноября 1990 г, с 6 октября 1993 г. по 2 ноября 1993 г. - периоды дополнительного отпуска за 3-летие согласно Правилам N;
- с 1 января 1992 г. по 30 ноября 1994 г. - в качестве шофера лесовозной машины "данные изъяты" Каменского ЛЗП, так как согласно Списку N от 1992 г. документально не подтверждена занятость в едином технологическом процессе лесозаготовок и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности;
- с 1 декабря 1994 г. по 30 апреля 1995 г. - в качестве рабочего Каменского ЛЗП, с 1 мая 1995 г. по 18 сентября 1995 г, с 29 сентября 1995 г. по 31 января 1996 г. - в качестве чокеровщика "данные изъяты" на трелевке древесины Каменского ЛЗП, с 1 февраля 1996 г. по 15 сентября 1996 г. - в качестве раскряжевщика древесины "данные изъяты" в котельной РММ Каменского ЛЗП, с 16 сентября 1996 г. по 5 февраля 1997 г, - в качестве водителя "данные изъяты" на машине бензовоза Залесовского леспромхоза, так как согласно Списку N от 1992 г. документально не подтверждена занятость в едином технологическом процессе лесозаготовок и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности, и в Списке N от 1991 г. раздел "Лесозаготовки" не поименован;
- с 19 сентября 1995 г. по 28 сентября 1995 г. - отпуск без сохранения заработной платы;
- с 6 февраля 1997 г. по 24 октября 1998 г. - в качестве кочегара "данные изъяты" котельной РММ Каменского ЛЗП в Залесовском леспромхозе согласно архивной справке от 29 сентября 2021 г. N, так как сведения, подтверждающие льготный характер работы, отсутствуют. Документы, указывающие на льготу, не представлены. В трудовую книжку период работы в должности кочегара N котельной РММ не внесен. Кроме того, согласно архивным справкам от 29 сентября 2021 г. N приказ об увольнении в октябре 1998 г. не значится. Заработная плата с мая по октябрь отсутствует, в трудовой книжке дата увольнения исправлена. ОАО "Залесовский леспромхоз" сведения о трудовом стаже в индивидуальный лицевой счет внесло только по 3 февраля 1998 г. По имеющимся документам период с 4 февраля 1998 г. по 24 октября 1998 г. не засчитывается и в страховой стаж;
- с 30 июля 2008 г. по 15 декабря 2008 г. - в качестве тракториста-бульдозериста на трактор ДТ-75 производственного участка в ООО "Залесовский лес", так как согласно выписке из индивидуального (персонифицированного) учета периоды отражены общими условиями, сведения сданы своевременно, документы, подтверждающие льготный характер работы, предприятие не представило;
- с 9 июля 2018 г. по 1 августа 2018 г. - в качестве водителя автомобиля на вывозке леса в ООО "Залесовский лес" на Хвощевском лесохозяйственном участке, так как согласно выписке из индивидуального (персонифицированного) учета периоды отражены общими условиями, сведения сданы своевременно, документы, подтверждающие льготный характер работы, предприятие не представило.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, приняв во внимание виды деятельности организаций и занимаемые истцом должности, в которых истец осуществлял трудовую деятельность в периоды с 1 января 1992 г. по 30 ноября 1994 г, с 1 мая 1995 г. по 18 сентября 1995 г, с 29 сентября 1995 г. по 31 января 1996 г, с 1 февраля 1996 г. по 15 сентября 1996 г, с 9 июля 2018 г. по 1 августа 2018 г, признал решение пенсионного органа в части отказа во включении указанных периодов в специальный страховой стаж незаконным и возложил на ответчика обязанность включить их в специальный страховой стаж, в остальной части оставив заявленные исковые требования без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В указанной части апелляционное определение не обжалуется, в связи с чем в соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда кассационной инстанции не является, оснований выхода за пределы доводов кассационных жалобы и проверки правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов не имеется.
Не влекут отмену оспариваемого апелляционного определения доводы кассационной жалобы о необходимости исключения из описательно-мотивировочной части абзаца 4 на странице 10 оспариваемого апелляционного определения о том, что принимая во внимание положения пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с учетом снижения пенсионного возраста право на пенсию возникает у истца в 56 лет, в связи с чем по достижении указанного возраста истец вправе обратиться в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку принятые по делу судебные акты в части включения периодов работы истца в его специальный страховой стаж, а также отказа в части назначения досрочной страховой пенсии по старости не обжалуются, тогда как выводы суда апелляционной инстанции о возможности назначения истцу в будущем по достижении определенного возраста досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста не имеют преюдициального значения для решения вопроса о назначении досрочной страховой пенсии по старости при новом обращении истца в пенсионный орган.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом апелляционной инстанции доказательств и установленными обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра оспариваемого апелляционного определения в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.