Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-773/2022 (УИД 70RS0001-01-2022-000426-24) по иску Мейран Регины Александровны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе представителя истца Мейран Регины Александровны - Климутина Андрея Константиновича на решение Кировского районного суда г. Томска Томской области от 28 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 12 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мейран Регина Александровна (далее - Мейран Р.А, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее - ОПФР по Томской области, ответчик) о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований указывала на то, что Мейран Р.А. 18 декабря 2018 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
На дату обращения стаж работы Мейран Р.А, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, составил более 30 лет.
Решением УПФР городского округа ЗАТО Северск Томской области N 334505/18 от 28 декабря 2018 г. Мейран Р.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 30 лет лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения.
Мейран Р.А. находит решение пенсионного органа незаконным.
Мейран Р.А. просила суд возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в льготном исчислении один год работы за один год шесть месяцев периоды: с 1 апреля 1988 г. по 30 июня 1988 г, с 2 августа 1988 г. по 6 июля 1991 г, с 5 марта 1993 г. по 11 марта 1993 г. (акушерка физиологического отделения Роддома N1); с 7 июля 1991 г. по 10 ноября 1991 г. (отпуск по беременности и родам в период работы в отделении Роддома N1); с 11 ноября 1991 г. по 4 марта 1993 г. (отпуск по уходу за ребенком до 1, 5 лет в период работы в отделении Роддома N1); возложить на ответчика обязанность включить в стаж Мейран Р.А, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в исчислении один год работы за один год (один день за один день) периоды: с 1 декабря 1997 г. по 27 декабря 1997 г. (командировка в период работы в ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России); возложить на ответчика обязанность назначить Мейран Р.А. досрочную страховую пенсию по старости с 18 декабря 2018 г.
Определением Кировского районного суда г. Томска Томской области от 14 марта 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное автономное учреждение здравоохранения "Родильный дом N 1" (далее - ОГАУЗ "Родильный дом N 1").
Решением Кировского районного суда г. Томска Томской области от 28 апреля 2022 г. исковые требования Мейран Р.А. удовлетворены частично. За Мейран Р.А. признано право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 18 декабря 2018 г. На ОПФР по Томской области возложена обязанность включить Мейран Р.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы с 1 января 1992 г. по 11 марта 1993 г. в должности акушерки физиологического отделения родильного дома N 1, в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев). На ОПФР по Томской области возложена обязанность включить Мейран Р.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период нахождения в командировке с 1 декабря 1997 г. по 27 декабря 1997 г. (в период работы в ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России) в календарном исчислении. На ОПФР по Томской области возложена обязанность назначить Мейран Р.А. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" с 18 декабря 2018 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С ОПФР по Томской области в пользу Мейран Р.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 12 октября 2022 г. решение Кировского районного суда г. Томска Томской области от 28 апреля 2022 г. изменено. Абзац второй и пятый резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Признать за Мейран Р.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 18 мая 2022 г. Обязать ОПФР по Томской области назначить Мейран Р.А. досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" с 18 мая 2022 г." В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель истца Мейран Р.А. - Климутин А.К. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением УПФР городского округа ЗАТО Северск Томской области N 334505/18 от 28 декабря 2018 г. Мейран Р.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 30 лет лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, как медицинский стаж в льготном исчислении (год работы как год и 6 месяцев) не рассмотрен период работы Мейран Р.А. в должности акушерки физиологического отделения Роддома N 1 с 1 апреля 1988 г. по 11 марта 1993 г, данный период работы включен в специальный стаж в календарном порядке.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", применяемым для учета периодов деятельности, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, имевшей место до 1 января 1992 г, льготного исчисления стажа работы в учреждениях здравоохранения, не предусмотрено. В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что период работы истца с 1 апреля 1988 г. по 31 декабря 1991 г. правомерно включен ответчиков в специальный стаж в календарном исчислении.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, согласно приложению, год работы засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение как 1 год и 6 месяцев.
Как следует из части 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 для исчисления периодов трудовой деятельности, имевших место до 1 января 1992 г. может быть применено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, которое не предусматривало возможности льготного исчисления периодов работы (один год и шесть месяцев) в стационарах акушерского, физиологического профиля при включении в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В связи с чем, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Поскольку до 1 января 1992 г. льготного исчисления стажа работы в учреждениях здравоохранения не предусмотрено, то суды сделали верный вывод о правильности включения периода работы истца до 1 января 1992 г. в календарном порядке.
Поскольку право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на момент обращения у истца не возникло, суд апелляционной инстанции обоснованно определилдату, с которой истцу подлежит назначению досрочная страховая пенсия по старости.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В остальной части судебные акты не обжалуются, потому предметом проверки суда кассационной инстанции не являются в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска Томской области от 28 апреля 2022 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 12 октября 2022 г, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 12 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Мейран Регины Александровны - Климутина Андрея Константиновича - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи Д.А. Гусев
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.