Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2802/2022 (УИД 04RS0018-01-2022-003536-76) по иску Филатовой Светланы Иллюсовны к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия, Новожиловой Алине Максимовне о признании незаконным снятия с учета на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности восстановить на учете, по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, объяснения участвующих в судебном заседании Восьмого кассационного суда общей юрисдикции посредством видеоконференц-связи представителя ответчиков Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия Цыбыктаровой В.В, поддержавшей доводы и требования кассационной жалобы, истца Филатовой С.И. и ответчика Новожиловой А.М, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Филатова Светлана Иллюсовна (далее по тексту - Филатова С.И, истец) обратилась в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее по тексту - ФСИН России, ответчик), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия (далее по тексту - Управление ФСИН России по Республике Бурятия, ответчик), Новожиловой Алине Максимовне (далее по тексту - Новожилова А.М, ответчик) о признании незаконным снятие с учета на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности восстановить на учете.
Требования мотивированы тем, что 25 февраля 2022 г. комиссией ФСИН России принято решение о снятии Филатовой С.И. с учета на получение единовременной социальной выплаты на основании подпункта "б" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369, в связи с приобретением жилья дочерью Новожиловой А.М. (ранее до заключения брака 2 июля 2022 г. - Филатовой). Полагает, что данное решение является незаконным, поскольку она не совершала действий для получения единовременной социальной выплаты в большем размере и не улучшила жилищные условия, поэтому не утратила оснований для улучшения жилищных условий. Ее дочь приобрела жилое помещение для себя и своей семьи, без намерения вселения в него Филатовой С.И. и Филатова М.А.
Просила признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 25 февраля 2022 г, оформленное протоколом N, о снятии ее с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также единовременная социальная выплата) и восстановить ее в очереди лиц, состоящих на данном учете.
Решением Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ от 29 июня 2022 г. заявленные Филатовой С.И. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 октября 2022 г. решение Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ от 29 июня 2022 г. отменено, принято по делу новое решение суда, которым признано незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний, оформленное протоколом от 25 февраля 2022 г. N, о снятии Филатовой С.И. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, на Федеральную службу исполнения наказаний возложена обязанность восстановить Филатову С.И. с составом семьи два человека на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки ее на данный учет 27 марта 2014 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ФСИН России, Управления ФСИН России по Республике Бурятия просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 октября 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Представитель ответчиков ФСИН России, Управления ФСИН России по Республике Бурятия Цыбыктарова В.В, действующая на основании доверенностей от 22 марта 2022 г. от ФСИН России, от 24 января 2023 г. от Управления ФСИН России по Республике Бурятия, участвующая в судебном заседании Восьмого кассационного суда общей юрисдикции посредством видеоконференц-связи, доводы и требования кассационной жалобы поддержала, просила кассационную жалобу удовлетворить.
Истец Филатова С.И. и ответчик Новожилова А.М, участвующие в судебном заседании Восьмого кассационного суда общей юрисдикции посредством видеоконференц-связи, возражали против доводов и требований кассационной жалобы, просили кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, Филатова С.И. проходила службу в уголовно-исполнительной системе УФСИН России по Республике Бурятия с 30 сентября 2002 г. по 1 апреля 2017 г. и была уволена со службы по выслуге лет, дающей право на пенсию, общая продолжительность службы в уголовно-исполнительной системе составила в календарном исчислении "данные изъяты".
27 марта 2014 г. в период службы Филатова С.И. обратилась с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты на основании Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФСИН России (далее - комиссия по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты ФСИН России) от 18 октября 2016 г, оформленным протоколом N, Филатова С.И. принята на учет на получение единовременной социальной выплаты с момента подачи заявления 27 марта 2014 г. с составом семьи 4 человека: истец, ее супруг ФИО17, дочь Филатова А.М. (после заключения брака - Новожилова), сын ФИО18
Согласно справке ГБУЗ "Городская поликлиника N 8" Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 14 ноября 2013 г. Новожилова А.М. является "данные изъяты", "данные изъяты" установлена с 1995 г. в связи с "данные изъяты"
Из справки Бюро медико-социальной экспертизы N серии N от 1 ноября 2014 г. следует, что Новожилова А.М. является "данные изъяты", ей установлена "данные изъяты".
Филатова С.И. и ФИО13 зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", которое распоряжением администрации г. Улан-Удэ от 27 октября 2020 г. N на основании заключения межведомственной комиссии признано аварийным и подлежащим сносу с расселением жильцов аварийного дома до конца 2030 г.
Из письма Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 20 июня 2022 г. N следует, что Новожиловой А.М. были выданы свидетельства о предоставлении субсидий на приобретение или строительство жилья из республиканского и федерального бюджетов на общую сумму 1654965 рублей и в соответствии с действующим законодательством меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются только получателю указанной меры поддержки. Право Филатовой А.М. на обеспечение жильем как "данные изъяты" не распространяется на членов семьи.
10 июня 2021 г. Новожилова А.М. заключила с "данные изъяты" кредитный договор на сумму "данные изъяты" сроком на "данные изъяты".
10 июня 2021 г. Новожилова А.М. заключила с ФИО10 договор купли-продажи земельного участка и находящегося на нем жилого дома, общей площадью "данные изъяты", расположенных по адресу: "адрес", по условиям которого с учетом дополнительного соглашения к договору от 24 июня 2021 г. стоимость жилого дома составляет 3175000 рублей, земельного участка - 700000 рублей и установлен следующий порядок оплаты: часть стоимости объектов недвижимости в сумме 130035 рублей передается за счет собственных денежных средств покупателя, часть стоимости жилого дома в размере 1654965 рублей оплачивается за счет средств, выданных Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия по свидетельству о предоставлении жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья "данные изъяты" и семьям, имеющим "данные изъяты", от 4 мая 2021 г. N и дополнительному свидетельству о предоставлении "данные изъяты", безвозмездной жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья за счет средств республиканского бюджета от 4 мая 2021 г. N, часть стоимости объектов недвижимости в сумме 2090000 рублей оплачивается за счет целевых кредитных денежных средств, предоставленных ПАО "Сбербанк России" в соответствии с условиями заключенного с покупателем кредитного договора от 10 июня 2021 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 8 декабря 2021 г, зарегистрировано право собственности Новожиловой А.М. на жилое помещение, общей площадью "данные изъяты" расположенное по адресу: "адрес", приобретенное на основании договора купли-продажи.
9 декабря 2021 г. Филатова С.И. обратилась в ФСИН РФ с заявлением об исключении дочери Новожиловой А.М. из состава семьи в связи с нахождением истца на учете на получение единовременной социальной выплаты ввиду приобретения дочерью Новожиловой А.М. вышеуказанного жилого дома.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты ФСИН России от 25 февраля 2022 г, оформленным протоколом N, в учетное дело Филатовой С.И. внесены изменения путем исключения сына истца Филатова К.М. в связи с достижением им возраста "данные изъяты" и Филатова С.И. снята с учета на получение единовременной социальной выплаты на основании подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты в связи с улучшением жилищных условий, в результате которого утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Разрешая спор, проанализировав в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку Филатова С.И. улучшила жилищные условия в связи с приобретением в собственность ее дочерью Новожиловой А.М, являющейся членом семьи истца, жилого помещения, площадью "данные изъяты".
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом апелляционном определении, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного Закона) (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1-3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Пункты 1-3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Данный пункт Правил также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения, где в том числе в подпункте "и" указано, что к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки комиссией сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. В случае, если таким сотрудником совершены действия по улучшению жилищных условий - им утрачиваются основания для получения единовременной социальной выплаты и он снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в обоснование решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты ФСИН России о снятии Филатовой С.И. с учета на получение единовременной социальной выплаты указано на положения подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и то обстоятельство, что дочь истца Новожилова А.М, приобрела по договору купли-продажи жилой дом, общей площадью "данные изъяты", поэтому истцом Филатовой С.И. улучшены жилищные условия, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, при этом ответчик исходил из того, что Новожилова А.М, имеющая "данные изъяты", является членом семьи Филатовой С.И. в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в силу которых единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи и таковыми признаются, в частности, дети старше 18 лет, ставшие "данные изъяты" до достижения ими возраста 18 лет.
Вместе с тем, вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции верно указано, что жилой дом был приобретен Новожиловой А.М, в основном, за счет средств, выделенных ей Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия как лицу, состоявшему на учете нуждающихся в обеспечении жильем "данные изъяты" и семей, имеющих "данные изъяты", и с помощью кредитных денежных средств по заключенному ею с ПАО "Сбербанк России" кредитному договору.
Из письма Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 30 сентября 2022 г. следует, что Новожиловой А.М. в установленном порядке была предоставлена жилищная субсидия исходя из числа лиц, имеющих право на меры социальной поддержки согласно абзацу 3 части 3 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с учетом того, что право на обеспечение жильем имела только Новожилова (Филатова) А.М. как "данные изъяты" и ее право на обеспечение жильем как "данные изъяты" не распространяется на членов ее семьи.
При этом согласно представленному суду свидетельству о заключении брака, выданному Улан-Удэнским городским отделом Управления ЗАГСа Республики Бурятия, Новожилова А.М. состоит в зарегистрированном браке с ФИО11 с 2 июля 2022 г. и как следует из ее объяснений, приобретение жилого дома вызвано необходимостью обеспечения жилищных условий для созданной ею с супругом семьи.
Из материалов дела следует, что Новожилова А.М. зарегистрирована 28 сентября 2022 г. по месту жительства по адресу: "адрес".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что распространение действия приведенной правовой нормы на сложившиеся по настоящему делу правовые отношения не представляется возможным в силу того, что указанная гарантия, направленная на защиту прав детей, ставших "данные изъяты" до достижения 18 лет, не может служить основанием для снятия с учета Филатовой С.И, жилищные условия которой в связи с приобретением ее дочерью Новожиловой А.М. жилого дома не улучшились, сама истица Филатова С.И. и ее супруг ФИО19. остались проживать в жилом помещении, признанным аварийным и подлежащим сносу, права на приобретенное Новожиловой А.М. жилое помещение истица с супругом не имеют и потому оно не может рассматриваться как улучшение ими жилищных условий, позволяющих снять истца с учета на получение единовременной социальной выплаты, в связи с чем снятие Филатовой С.И. с учета на получение единовременной социальной выплаты нельзя признать обоснованным, а решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты ФСИН России о снятии Филатовой С.И. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения судом апелляционной инстанции обоснованно признано незаконным с возложением на ФСИН России обязанности восстановить Филатову С.И. с составом семьи два человека на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки ее на данный учет 27 марта 2014 г.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, повторяют позицию ответчиков ФСИН России и Управления ФСИН России по Республике Бурятия, изложенную в ходе рассмотрения дела, тогда как судом апелляционной инстанции этим доводам дана надлежащая правовая оценка, они не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемого апелляционного определения, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, являются процессуальной позицией указанных ответчиков, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемого апелляционного определения в кассационном порядке, фактически направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.