Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-495/2022 (УИД 54RS0010-01-2021-007717-77) по иску Дмитриевой Ольги Петровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный и в общий страховой стаж, признании права на досрочное пенсионное обеспечение, по кассационной жалобе Дмитриевой Ольги Петровны на решение Центрального районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 23 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения Дмитриевой О.П. и ее представителя Жукова А.А, допущенного к участию в деле по ходатайству истца, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дмитриева Ольга Петровна (далее - Дмитриева О.П, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее - ОПФР по Новосибирской области) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный и в общий страховой стаж, признании права на досрочное пенсионное обеспечение.
В обоснование своих требований указывала на то, что решением ОПФР по Новосибирской области от 15 июня 2021 г. N106756/21 Дмитриевой О.П. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Дмитриева О.П. находит решение пенсионного органа незаконным.
Дмитриева О.П. просила суд признать незаконным и отменить решение ОПФР по Новосибирской области от 15 июня 2021 г. N106756/21; включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Дмитриевой О.П. с 22 сентября 2004 г. по 29 июля 2009 г. (14 апреля 2008 г. переведена аппаратчиком бериллиевого производства) в ОАО "Ульбинский металлургический завод" в должности уборщика производственных помещений в цехе 3А; с 5 апреля 2010 г. по 13 сентября 2019 г. в ОАО "Ульбинский металлургический завод" в должности комплектовщика сырья, материалов и готовой продукции бериллиевого производства; включить в общий страховой стаж периоды работы Дмитриевой О.П. с 1 апреля 1992 г. по 9 января 1997 г. в должности заведующей складом в совхозе "Верх-Убинский"; с 5 июня 2003 г. по 6 декабря 2003 г. у ИП Ладыка в должности продавца; с 8 декабря 2003 г. по 8 июня 2004 г. у ИП Купова в должности продавца; с 9 июня 2004 г. по 25 августа 2004 г. у ИП Малькова в должности продавца; с 30 июля 2009 г. по 31 марта 2010 г. в ОАО "Ульбинский металлургический завод" в должности дежурной автопарковки в профкоме; возложить на ответчика обязанность назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 21 февраля 2021 г.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 23 июня 2022 г. исковые требования Дмитриевой О.П. удовлетворены частично. Признано незаконным решение ОПФР по Новосибирской области от 15 июня 2021 г. N106756/21 в части отказа во включении в специальный страховой стаж периодов работы в ОАО "Ульбинский металлургический завод" и в части отказа во включении в общий страховой стаж периода работы в совхозе "Верх-Убинский". В специальный страховой стаж Дмитриевой О.П, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" включены: период работы с 22 сентября 2004 г. по 29 июля 2009 г. в ОАО "Ульбинский металлургический завод" в должности уборщика производственных помещений, аппаратчика 4 разряда (с 1 марта 2006 г.), аппаратчика 5 разряда (с 14 августа 2008 г.) бериллиевого производства, за исключением дней нахождения в отпусках без сохранения заработной платы; период работы с 5 апреля 2010 г. по 13 сентября 2019 г. в ОАО "Ульбинский металлургический завод" в должности комплектовщика сырья, материалов и готовой продукции бериллиевого производства, за исключением дней нахождения в отпусках без сохранения заработной платы. В общий страховой стаж Дмитриевой О.П. включен период работы с 1 апреля 1992 г. по 9 января 1997 г. в должности заведующей складом в совхозе "Верх-Убинский". В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 сентября 2022 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 23 июня 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Дмитриева О.П. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2023 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (далее - ОСФР по Новосибирской области).
ОСФР по Новосибирской области поданы возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением ОПФР по Новосибирской области от 15 июня 2021 г. N106756/21 Дмитриевой О.П. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для включения в специальный страховой стаж истца по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 22 сентября 2004 г. по 29 июля 2009 г. в ОАО "Ульбинский металлургический завод" в должности уборщика производственных помещений, аппаратчика 4 разряда (с 1 марта 2006 г.), аппаратчика 5 разряда (с 14 августа 2008 г.) бериллиевого производства, за исключением дней нахождения в отпусках без сохранения заработной платы; период работы с 5 апреля 2010 г. по 13 сентября 2019 г. в ОАО "Ульбинский металлургический завод" в должности комплектовщика сырья, материалов и готовой продукции бериллиевого производства, за исключением дней нахождения в отпусках без сохранения заработной платы. В общий страховой стаж Дмитриевой О.П. включен период работы с 1 апреля 1992 г. по 9 января 1997 г. в должности заведующей складом в совхозе "Верх-Убинский".
В данной части решение суда не обжалуется, потому предметом проверки суда кассационной инстанции не является в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости в виду того, что у истца отсутствует необходимый размер индивидуального пенсионного коэффициента (далее также ИПК).
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (включающего Российскую Федерацию и Республику Казахстан) были урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Правовые основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии с 1 января 2015 г. осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", до вступления в силу которого действовал и подлежал применению Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.
Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно частям 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 г. ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
С 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в части 19 статьи 15 настоящего Федерального закона, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону (часть 4 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Для лиц, обратившихся за назначением страховой пенсии по старости в 2021 году, необходимо наличие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) 21.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при назначении трудовой пенсии по старости осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по приведенной в данной статье формуле.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В силу пунктов 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. В названных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами, при этом перечни различаются между собой.
Таким образом, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц подлежит учету их трудовой стаж, однако юридически значимой датой для такой оценки законом установлено 1 января 2002 г.
Согласно подробному расчету ответчика размер ИПК в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" составит 12, 090, а в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" составит 14, 291, при требуемом ИПК в 21.
Суд правомерно исходили из того, что пенсионный орган правильно произвел расчет ИПК истца.
В соответствии с расчетами ответчика, произведенными в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и не опровергнутых истцом, величина индивидуального пенсионного коэффициента истца с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, составила менее 21.
Поскольку с учетом переходных положений статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не образуется требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента, оснований для назначения истцу страховой пенсии не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды не приняли во внимание конкретные доказательства, не являются основаниями для отмены судебных актов, так как сводятся к оценке доказательств, которым суды дали надлежащую оценку. В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела.
Позиция судов судебных инстанций основана на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Приведенные доводы основаны на ином применении истцом положений законодательства к установленным обстоятельствам дела, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 23 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дмитриевой Ольги Петровны - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи Д.А. Гусев
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.