Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Колпаковой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Веретенниковой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-56/2022 (УИД 92OS0000-01-2022-000090-75) по административному исковому заявлению публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" о признании не действующими отдельных положений Порядка взаимодействия исполнителя по договорам о подключении с газораспределительными организациями города Севастополя при осуществлении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации, утвержденного приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 15 июня 2022 г. N 183-ОД, по апелляционной жалобе публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" на решение Севастопольского городского суда от 19 октября 2022 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения представителей публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" Гавриловой Н.О, Почтаренко Д.С, Авласевича И.М, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Департамента городского хозяйства города Севастополя Вышковского С.В, Онищенко Е.Ю, представителей Государственного унитарного предприятия города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" Подтуркина А.Г, Мешковой Е.А, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 15 июня 2022 г. N 183-ОД (далее - Приказ N 183-ОД) утвержден Порядок взаимодействия исполнителя по договорам о подключении с газораспределительными организациями города Севастополя при осуществлении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации (далее - Порядок).
Пунктом 2.1. Порядка установлено, что заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации, поступившие на портал Единого оператора газификации в адрес газораспределительной организации ПАО "Севастопольгаз", ПАО "Севастопольгаз" направляет заявку в адрес ГУП "Севастопольгаз" в течение одного рабочего дня с даты получения.
В соответствии с пунктом 2.2. Порядка заявки, которые заявители подают в адрес ПАО "Севастопольгаз", ПАО "Севастопольгаз" передает с комплектом приложенных документов, в соответствии с пунктом 16 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1547 (далее - Правила), нарочно в ГУП "Севастопольгаз" в течение двух рабочих дней с даты поступления.
Согласно пункту 3.1 Порядка, в случае, если объект догазификации находится на территории, на которой услуги по поставке и транспортировке газа осуществляет ПАО "Севастопольгаз", при условии предоставления заявителем полного комплекта документов к Заявке, ГУП "Севастопольгаз" в течение трех рабочих дней, с даты получения данной Заявки, направляет по электронной почте в адрес ПАО "Севастопольгаз" запрос об определении технической возможности подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации, а также определении типоразмера коммерческого узла учета газа.
Данный запрос должен содержать следующую информацию об объекте: адрес, кадастровый номер земельного участка, кадастровый номер домовладения, планируемый максимальный часовой расход газа.
Пунктом 3.2. Порядка определено, что ПАО "Севастопольгаз" определяет техническую возможность подключения и направляет по электронной почте в течение 5 рабочих дней со дня получения данного запроса в адрес ГУП "Севастопольгаз" информацию о газопроводе в точке подключения: диаметр наружный и толщину стенки, материал труб, максимальное рабочее давление, фактическое (расчетное) давление, наличие электрохимической защиты, протяженность, тип изоляции), к которому возможно осуществить подключение, информацию о юридическом или физическом лице, которое владеет на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве данной сетью газораспределения и (или) газопотребления, а также информацию о типоразмере коммерческого узла учета газа.
В соответствии с пунктом 4.1. Порядка заявки, соответствующие критериям догазификации, с комплектом документов, предусмотренным пунктом 16 Правил, поступившие в адрес ПАО "Севастопольгаз" в период с 21.04.2021 по 14.06.2022, по которым не заключены договоры о подключении (технологическом присоединении) в рамках догазификации, ПАО "Севастопольгаз" передает в адрес ГУП "Севастопольгаз" в течение 5 рабочих дней с даты утверждения настоящего Порядка взаимодействия.
В случае предоставления ПАО "Севастопольгаз" в адрес ГУП "Севастопольгаз" Заявок с документами, которые не соответствуют требованиям пункта 16 Правил, ГУП "Севастопольгаз" возвращает указанные документы в адрес ПАО "Севастопольгаз" (пункт 4.2. Порядка).
Данный документ опубликован 15 июня 2022 г. на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://dgh.sev.gov.ru/ofitsialnye-dokumenty/?doc=171493).
Публичное акционерное общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" (далее - ПАО "Севастопольгаз") обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом изменения заявленных требований просило признать недействующими со дня принятия пункты 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 Порядка, как утвержденные Департаментом городского хозяйства города Севастополя в отсутствие необходимых на то полномочий и противоречащие положениям Правил взаимодействия единого оператора газификации, регионального оператора газификации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий и газораспределительных организаций, привлекаемых единым оператором газификации или региональным оператором газификации, при реализации мероприятий межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1550 (далее - Правила), а также приводящих к нарушению прав административного истца из-за убытков, возникающих при выполнении мероприятий по догазификации, ввиду отсутствия нормативного регулирования их финансирования.
Решением Севастопольского городского суда от 19 октября 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель административного истца просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, настаивая на доводах административного искового заявления.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Департаментом городского хозяйства города Севастополя, Правительством Севастополя, Государственным унитарным предприятием города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" (далее - ГУП "Севастопольгаз") поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении в Российской Федерации), направленным на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.
Пунктом 8 Перечня поручений по реализации послания Президента Федеральному Собранию" (утв. Президентом Российской Федерации 2 мая 2021 г. N Пр-753) Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществом "Газпром" и иными газораспределительными организациями поручено обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).
В целях реализации предусмотренных Законом о газоснабжении в Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 184-ФЗ) полномочий Правительством Российской Федерации постановлением от 13 сентября 2021 г. N 1550 утверждены вышеуказанные Правила, а также постановлением от 13 сентября 2021 г. N 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Правила подключения).
Пунктом 1 Правил подключения предусмотрено, что на территории субъектов Российской Федерации - гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя высшим должностным лицом субъекта российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) могут быть установлены дополнительные критерии осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также иные сроки осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, отличные от установленных настоящими Правилами.
Во исполнение приведенных положений Правил подключения Указом Губернатора города Севастополя от 2 июня 2022 г. N 30-УГ установлены дополнительные критерии и сроки осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения на территории города Севастополя.
Пунктом 1.1 названного Указа Губернатора города Севастополя установлено, что исполнителем по договорам о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации на территории города Севастополя является региональный оператор газификации - Государственное унитарное предприятие города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз".
В соответствии с пунктом 1.2. этого же Указа Губернатора города Севастополя определение технической возможности подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации осуществляют газораспределительные организации города Севастополя, владеющие на праве собственности или ином предусмотренном законном праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов - газораспределительные организации, с сетями которых технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов (далее - газораспределительные организации города Севастополя).
В пункте 3 Указа Губернатора города Севастополя от 2 июня 2022 г. N 30-УГ Департаменту городского хозяйства города Севастополя поручено разработать и утвердить порядок взаимодействия исполнителя с газораспределительными организациями города Севастополя при осуществлении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации.
Департамент городского хозяйства города Севастополя (далее - Департамент) в соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16 сентября 2016 г. N 875-ПП (далее - Положение), является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сферах жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и обеспечения топливно-энергетическими ресурсами, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, функции по государственному контролю за соблюдением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства на территории города Севастополя (в границах административно-территориальных единиц - районов города Севастополя), земельный контроль на территории города Севастополя, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к размещению, содержанию и внешнему виду рекламных конструкций на территории города Севастополя, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя (пункт 1).
Для реализации целей и задач Департамент осуществляет: организацию электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом на территории города Севастополя, реализацию мероприятий государственной энергетической политики в области топливного комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, Мониторинг, анализ, подготовку аналитических материалов и рекомендаций по вопросам энергетической, экологической безопасности снабжения города Севастополя топливными ресурсами; обеспечивает в пределах своей компетенции исполнение правовых актов, поручений Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя; с целью реализации функций в установленной сфере деятельности имеет право издавать приказы и распоряжения (пункты 9.10.59, 9.10.61, 9.10.62, 9.12, 10 Положения).
В соответствии с пунктами 9.3, 14 Положения Департамент на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава города Севастополя, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора города Севастополя издает нормативные правовые акты по вопросам в пределах своей компетенции, которые подписываются директором.
С учетом указанных, а также дополнительно приведенных в обжалуемом решении нормативных положений суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Приказ N 183-ОД принят Департаментом в соответствии с предоставленной компетенции, правомерно отклонив соответствующие доводы административного истца.
Судебная коллегия также считает необходимым указать, что оспариваемый Приказ N 183-ОД принят с соблюдением требований к форме нормативных правовых актов, издаваемых Департаментом, подписан директором Департамента, официально опубликован.
Доводы административного истца о том, что Департаментом в оспариваемом нормативном правовом акте определены дополнительные критерии и сроки осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения являются несостоятельными, поскольку таковые критерии и сроки установлены вышеуказанным Указом Губернатора Севастополя от 2 июня 2022 г. N 30-УГ, во исполнение положений которого издан Приказ N 183-ОД, утвердивший Порядок.
Также суд первой инстанции правильно констатировал отсутствие противоречия оспариваемого Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе положениям Правил и Правил подключения.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, соответствует материалам дела.
Положения пунктов 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 Порядка направлены на реализацию закрепленных пунктом 6 Правил функций регионального оператора газификации - исполнителя по договорам о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации на территории города Севастополя, которым согласно вышеуказанному Указу Губернатора Севастополя от 2 июня 2022 г. N 30-УГ является ГУП "Севастопольгаз".
Установленные пунктами 2.1, 2.2, 4.1 Порядка требования о направлении в адрес ГУП "Севастопольгаз" поступивших в газораспределительную организацию ПАО "Севастопольгаз" заявок о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации, соответствуют положениям, в частности, подпункта ж) пункта 6 Правил, в соответствии с которым региональный оператор газификации осуществляет сбор в субъектах Российской Федерации, в которых действует региональный оператор газификации, заявок о заключении договора о подключении; подпункта а) пункта 3, пунктов 10, 119 Правил подключения, закрепивших, что подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в порядке направления заявителем на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения; для заключения договора о подключении заявитель направляет на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявку о подключении с описью вложения.
Основанное на пункте 22 Правил подключения утверждение административного истца о том, что он, как законный владелец сетей газораспределения, является исполнителем по договорам о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации на территории города Севастополя и уполномочен самостоятельно принимать и рассматривать заявки на подключение, не свидетельствует о противоречии оспариваемого нормативного регулирования нормативным правовым актам федерального уровня, поскольку Указом Губернатора города от 2 июня 2022 г. N 30-УГ исполнителем по таким договорам определено ГУП "Севастопольгаз".
Поскольку в соответствии с пунктом 29 Правил подключения основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, а положения об определении исполнителем технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства прямо закреплены в пункте 30 Правил подключения, то оспариваемые пункты 3.1, 3.2 Порядка, установившие порядок взаимодействия исполнителя с ПАО "Севастопольгаз" в данной сфере, нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.
Пункт 4.2. Порядка основан на положениях Правил подключения (пункт 27), регулирующих действия исполнителя в случаях несоответствия заявки с документами требованиям пункта 16 Правил.
Оспариваемым Порядком не урегулированы вопросы выдачи технических условий на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения, заключения договора о подключении, финансирования мероприятий по подключению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации, в связи с чем соответствующие доводы административного истца, касающиеся сложившихся взаимоотношений между участниками настоящего спора, не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда.
Принимая во внимание изложенное, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд на основании статьи 215 КАС РФ правомерно принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям КАС РФ, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают приведенных выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований и не содержат обстоятельств, которые влекут отмену судебного акта в силу норм статьи 310 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Севастопольского городского суда от 19 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 февраля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.