Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Катанаевой А.С. и Колпаковой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 05OS0000-01-2022-000232-78 (N 3а-230/2022) по административному исковому заявлению Рамазанова Касима Мирзаевича о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Дагестан от 8 июня 2020 г. N 112 "Об утверждении краткосрочного плана реализации в 2020 - 2022 годах Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы" в редакции от 25 июля 2022 г. N 234
по апелляционной жалобе Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 10 ноября 2022 г. об удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С, заключение прокурора Екимцова М.Н, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 гг. (далее также - Региональная программа).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 8 июня 2020 г. N 112 утвержден краткосрочный план реализации в 2020 - 2022 гг. Региональной программы (далее также - Краткосрочный план), официально опубликованный на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru 9 июня 2020 г.
Приложением N 1 Краткосрочного плана определен перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Дагестан, подлежащих капитальному ремонту в 2020 - 2022 гг.
Приложением N 2 предусмотрены планируемые показатели краткосрочного плана реализации в 2020 - 2022 гг. Региональной программы.
Приложением N 3 установлен перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Дагестан, подлежащих капитальному ремонту в 2020 - 2022 гг, по видам ремонта.
Официально опубликованными на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 11 мая 2021 г, 25 июля 2021 г, 29 июля 2022 г. постановлениями Правительства Республики Дагестан от 30 апреля 2021 г. N 98, от 21 июля 2021 г. N 185, от 25 июля 2022 г. N 234 внесены изменения в постановление Правительства Республики Дагестан от 8 июня 2020 г. N 112.
Рамазанов К.М. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением, с учетом уточнения, о признании приложений N 1 и N 3 к постановлению Правительства Республики Дагестан от 8 июня 2020 г. N 112 об утверждении краткосрочного плана в редакции от 25 июля 2022 г. N 234 недействующим в части не включения в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Дагестан, подлежащих капитальному ремонту в 2020 - 2022 гг, многоквартирного дома, расположенного по адресу "адрес", собственником квартиры N N в котором, он является.
В обоснование заявленных требований указано на то, что вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Дагестан от 4 сентября 2020 г. по делу N За-179/2020 удовлетворено административное исковое заявление Рамазанова К.М, признан недействующим перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 гг. в части сокращения объема и переноса сроков ремонтных работ в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу "адрес". Во исполнение решения суда постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2022 г. N 80 в Региональную программу внесены изменения, предусматривающие проведение в данном многоквартирном доме ремонтных работ в плановые периоды 2017-2019 гг, 2020-2022 гг. и 2038-2040 гг. Не включение в Краткосрочный план на 2020-2022 гг. указанного многоквартирного дома противоречит требованиям статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и нарушает права административного истца на своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 10 ноября 2022 г. административные исковые требования удовлетворены, признано недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Правительства Республики Дагестан от 8 июня 2020 г. N 112 в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 25 июля 2022 г. N 234 в части не включения в приложения N 1 и N 3 многоквартирного дома, распложенного по адресу "адрес"; на Правительство Республики Дагестан возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого нормативного правового акта и опубликовать сообщение о принятии решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в печатном издании "Дагестанская правда".
В апелляционной жалобе Дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах просит об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном установлении имеющих значение для дела обстоятельств, принятии по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований, указывает на то, что судом первой инстанции не принято во внимание, что краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципа, в том числе, необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора; ссылается на то, что в утвержденный муниципальным правовым актом краткосрочный план не были внесены изменения на основании решения Верховного Суда Республики Дагестан от 4 сентября 2020 г. по делу N За-179/2020.
Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан представлен отзыв в поддержку доводов апелляционной жалобы, указано на то, что изменения Региональной программы в части спорного дома не были учтены в Краткосрочном плане, поскольку муниципальный краткосрочный план не содержал таких изменений.
Участвующим в деле прокурором поданы возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Екимцов М.Н. полагал решение суда не подлежащим отмене.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, отзыва, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится жилищное законодательство (пункт "к" части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В силу пункта 11.1 части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулируются ЖК РФ.
Согласно пункту 8.3 статьи 13, части 1 статьи 167 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесены определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации
Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с частью 7 статьи 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Согласно пункту 2 статьи 2.2 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан" утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется Правительством Республики Дагестан.
Статьей 12 данного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с региональной программой капитального ремонта ежегодно в срок до 20 августа года, предшествующего планируемому, разрабатывают и утверждают в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан, краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта и в течение пяти дней после их утверждения направляют в уполномоченный орган. Уполномоченный орган на основании поступивших краткосрочных планов в срок до 25 сентября года, предшествующего планируемому, формирует проект краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока и направляет его в Правительство Республики Дагестан для утверждения. Краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта формируются в соответствии с частью 7.1 статьи 168 ЖК РФ. Правительство Республики Дагестан утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока не позднее одного месяца с даты поступления от уполномоченного органа. Утвержденные краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта подлежат размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с частью 8 статьи 168 ЖК РФ.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что нормативный правовой акт в оспариваемой редакции принят в пределах полномочий Правительства Республики Дагестан, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.
В целях реализации вышеуказанных полномочий постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 гг. с перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.
Региональной программой в редакции от 23 декабря 2016 г. N 396 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества (строка 1019) с установлением сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2017 - 2019 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (шифр работ - 1), газоснабжения (шифр работ - 2), теплоснабжения (шифр работ - 3), водоснабжения (шифр работ - 4), водоотведения (шифр работ - 5), работ по ремонту крыши (шифр работ - 8), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (шифр работ - 9), утеплению и ремонту фасада (шифр работ - 10), ремонту фундамента многоквартирного дома (шифр работ - 11); в плановый период 2038-2040 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (шифр работ - 1), газоснабжения (шифр работ - 2) и крыши (шифр работ - 8).
Региональной программой в редакции от 28 января 2020 г. N 10 указанный многоквартирный жилой дома включен в перечень (строка 1196) с установлением сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2017 - 2019 гг. - работ по ремонту крыши (шифр работ - 8); в плановый период 2035-2037 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (шифр работ - 1); в плановый период 2038-2040 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем водоснабжения (шифр работ - 4), водоотведения (шифр работ - 5), утеплению и ремонту фасада (шифр работ - 10).
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 4 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 г, кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 июля 2021 г, признаны недействующими со дня принятия столбцы 8, 14 и 15 строки 1196 подраздела "город Каспийск" перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы в части исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, работ по утеплению и ремонту фасада, ремонту фундамента из планового периода 2017-2019 гг. (столбец 8); переноса планового периода проведения ремонта внутридомовой инженерной системы электроснабжения на 2035-2037 гг. (столбец 14); переноса планового периода проведения ремонта внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения и работ по утеплению и ремонту фасада на 2038-2040 гг. (столбец 15), многоквартирного дома, расположенного по адресу "адрес". Решением суда на Правительство Республики Дагестан возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта.
На основании данного решения суда постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2022 г. N 80 в Региональную программу внесены изменения: указанный многоквартирный жилой дом включен в перечень (позиция 1206) с установлением сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2017 - 2019 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (шифр работ - 1), газоснабжения (шифр работ - 2), теплоснабжения (шифр работ - 3), водоснабжения (шифр работ - 4) и водоотведения (шифр работ - 5), работ по ремонту крыши (шифр работ - 8), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (шифр работ - 9), утеплению и ремонту фасада (шифр работ - 10), ремонту фундамента многоквартирного дома (шифр работ - 11); в плановый период 2020 - 2022 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (шифр работ - 1), газоснабжения (шифр работ - 2), теплоснабжения (шифр работ - 3), водоснабжения (шифр работ - 4), водоотведения (шифр работ - 5), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (шифр работ - 9), утеплению и ремонту фасада (шифр работ - 10), ремонту фундамента многоквартирного дома (шифр работ - 11); в плановый период 2038-2040 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (шифр работ - 1), газоснабжения (шифр работ - 2) и крыши (шифр работ - 8).
Краткосрочный план реализации Региональной программы, утвержденный в целях реализации данной Региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, не содержит предусмотренных Региональной программой в плановый период 2020 - 2022 гг. работ по ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу "адрес": внутридомовых инженерных систем электроснабжения (шифр работ - 1), газоснабжения (шифр работ - 2), теплоснабжения (шифр работ - 3), водоснабжения (шифр работ - 4), водоотведения (шифр работ - 5), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (шифр работ - 9), утеплению и ремонту фасада (шифр работ - 10), ремонту фундамента многоквартирного дома (шифр работ - 11).
Давая правовую оценку доводам административного истца о нарушении предусмотренных законом условий для принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят с нарушением предусмотренных положениями статьи 168 ЖК РФ условий.
Судебная коллегия соглашается с выводами суде первой инстанции о том, что не включение в Краткосрочный план реализации Региональной программы данного жилого дома противоречит требованиям законодательства и свидетельствует о нарушении прав административного истца на проведение предусмотренных Региональной программой ремонтных работ в установленные сроки.
Доводы Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о том, что изменения Региональной программы относительно указанного дома не были учтены в Краткосрочном плане в связи с отсутствием в утвержденном муниципальным правовым актом краткосрочном плане изменений на основании решения Верховного Суда Республики Дагестан от 4 сентября 2020 г. по делу N За-179/2020, а также доводы администрации городского округа "город Каспийск" о не поступлении в 2022 г. в органы местного самоуправления сведений от управляющей организации ООО "Колибри" о необходимости проведения капитального ремонта данного дома, являются ошибочными.
Отсутствие указания на данный жилой дом в утвержденном администрацией городского округа "город Каспийск" паспорте краткосрочного плана реализации в 2020-2022 гг. Региональной программы капитального ремонта от 19 апреля 2022 г. N 565 не опровергают выводов суда первой инстанции о незаконности Краткосрочного плана в оспариваемой части.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части принят с нарушением установленных федеральным законом правил, нарушает права административного истца на проведение запланированных Региональной программой ремонтных работ, в связи с чем на основании положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" судом первой инстанции возложена на Правительство Республики Дагестан обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.
Доводы апелляционной жалобы об истечении срока действия краткосрочного плана не свидетельствуют об отсутствии оснований для признания нормативного правового акта недействующим в оспариваемой части.
Судебный акт отвечает требованиям пункта 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" N 23 от 19 декабря 2003 г. - принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Верховного Суда Республики Дагестан от 10 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 февраля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.