Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Бутковой Н.А, Головкиной Л.А.
с участием прокурора Курышкиной О.А.
при секретаре Родионовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-192/2022 по апелляционной жалобе административного ответчика администрации муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 15 ноября 2022 года, принятое по административному исковому заявлению Исуповой Таисии Васильевны о признании недействующим в части решение Совета депутатов муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 27 декабря 2012 года N 97 "Об утверждении Правил землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области".
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя административного истца - адвоката Павловой Е.А.; заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 июля 2021 года, вступившем в законную силу 22 декабря 2021 года, за Исуповой Т.В. в силу приобретательской давности признано право собственности на часть нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес" площадью "данные изъяты" кв.метров с кадастровым N. При рассмотрении гражданского дела судом установлено, что земельный участок, на котором расположено нежилое здание, использовался Исуповой Т.А. с 1982 года для ведения личного хозяйства, садоводства и огородничества, а нежилое здание использовалось как садовый дом.
Письмом администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 04 апреля 2022 года отказано в предварительном согласовании предоставления Исуповой Т.А. земельного участка под частью нежилого здания с указанием на то обстоятельство, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования, утвержденными решением совета депутатов муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 27 декабря 2012 года N 97 земельный участок находится в территориальной зоне КС (коммунально-складская зона). Поэтому Исуповой Т.А. предложено указать цель использования участка в соответствии с градостроительным регламентом данной территории и обосновать площадь участка.
По мнению административного истца, установление на земельном участке территориальной зоны КС (коммунально-складская зона) противоречит статьям 3, 30, 34, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку при принятии 27 декабря 2012 года Правил землепользования и застройки территории муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области не учтено фактическое использование земельного участка и расположенного на нем объекта капитального строительства для ведения личного хозяйства, садоводства и огородничества. В связи с этим Исупова Т.А. обратилась в суд с административным иском о признании недействующим решение совета депутатов муниципального образования (далее-МО) "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 27 декабря 2012 года N 97 в части распространения зоны КС (производственная зона объектов коммунально-складского назначения) на территорию земельного участка под нежилым зданием с кадастровым N.
Решением Ленинградского областного суда от 15 ноября 2022 года (в редакции определения суда от 26 января 2023 года об исправлении описки в дате вынесения решения) административный иск удовлетворен. Со дня вступления решения в законную силу признано недействующим решение совета депутатов МО "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 27 декабря 2022 года N 97 "Об утверждении Правил землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области" в той мере, в которой в отношении земельного участка, занимаемого нежилым зданием с кадастровым N по адресу: "адрес", установлена территориальная зона КС (производственная зона объектов коммунально-складского назначения).
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области просит отменить решение суда, как принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела и неверном применении норм материального права. Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Административные ответчики: администрация муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области и совет депутатов муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, а также административный истец о времени судебного заседания извещены, в суд не явились. Представитель администрации представил в письменном виде ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие администрация муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области.
Выслушав объяснения представителя административного истца, которая настаивала на законности решения суда, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации о законности решения суда, исследовав доказательства по делу, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт - решение совета депутатов МО "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 27 декабря 2022 года N 97 "Об утверждении Правил землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области" принято уполномоченным органом с соблюдением установленной формы, процедуры принятия, опубликования, введения в действие, и по этим основаниям не оспаривается Исуповой Т.А.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд установили, что согласно карт градостроительного зонирования, являющихся в соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации составной частью Правил землепользования и застройки, "адрес" и земельный участок, находящийся в пользовании административного истца, расположены в территориальной зоне КС (коммунально-складская зона) (л.д. 28 т.1; л.д.140 т.2), которая исключает использование земельных участков для сельскохозяйственного назначения, а так же для размещения садоводств и дачных хозяйств (л.д. 100-103 т.2; л.д. 118-121 т.2).
Генеральный план муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области утвержден постановлением Правительства Ленинградской области N 523 от 04 декабря 2017 года.
Согласно функциональных зон Генерального плана земельный участок под нежилым зданием административного истца расположен в зоне СХ "зона ведения садоводства" (л.д. 66 т.1).
В связи с этим вывод суда о противоречии Правил землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области в оспариваемой части Генеральному плану основан на исследованных доказательствах.
В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработки правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законодательством о градостроительной деятельности установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию и долгосрочные ориентиры градостроительного развития территорий. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования его генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15 ноября 2017 года).
С учетом приведенных обстоятельств дела и норм градостроительного законодательства, вывод суда о незаконности Правил землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области в оспариваемой части в связи с его противоречием Генеральному плану муниципального образования, является верным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право собственности на часть нежилого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым N признано за Исуповой Т.А. решением суда от 15 июля 2021 года, в то время как оспариваемые Правила землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области приняты в 2012 году, не имеют правового значения и не ставят под сомнения правильность выводов суда первой инстанции. Исходя из принципа первичности Генеральный план муниципального образования, как документ территориального планирования, вне зависимости от даты его принятия имеет приоритет по отношению к правилам землепользования и застройки, как документу по планировке территории.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые исследованы и оценены судом по правилам статьи 84 КАС Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим данные правоотношения. В связи с этим оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинградского областного суда от 15 ноября 2022 года, в редакции определения от 26 января 2023 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
мотивированное определение изготовлено 09 марта 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.