Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Римского Я.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца ФИО6 на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 октября 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Кузьминой В.Е. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав посредством видеоконференц-связи представителя административного истца Харлампьева В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кузьмина В.Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения от N-ДИЗО/22 об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности повторно рассмотреть ее заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка с условным номером N, расположенного по адресу: "адрес"
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 22 апреля 2022 года она обратилась в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка с условным номером N, расположенного по адресу: "адрес", предусмотренного проектом межевания, в удовлетворении которого ей отказано со ссылкой на распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 10 марта 2020 года N 70-р "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории на территориях, определенных для граждан, имеющих трех и более детей, в городском округе "город Якутск".
С данным решением она не согласна, считает его незаконным, так как согласно пункту 15 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка оставляет два года, она обратилась с заявлением после истечения срока действия распоряжения от 10 марта 2020 года N 70-р, поэтому у административного ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 октября 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Кузьминой В.Е. отказано.
21 ноября 2022 года административным истцом Кузьминой В.Е. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 1 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы считает, что с учетом компетенции Департамента земельных и имущественных отношений Окружной администрации г. Якутска, определенной в Положении о департаменте, распоряжение от 10 марта 2020 года N 70-р принято неуполномоченным органом. При этом утвержденная схема расположения земельных участков не соответствует требованиям, установленным приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762, поскольку не позволяет идентифицировать границы земельных участков, подлежащих формированию. Кроме того, заявление было подано после истечения срока действия распоряжения от 10 марта 2020 года N 70-р. На момент принятия решения об утверждении проектов планировки и межевания территории "адрес" распределение земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, не планировалось.
Административный ответчик о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, его представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае таких оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов по доводам кассационной жалобы административного истца не имеется.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что административных истец испрашивает земельный участок с условным номером N площадью N кв.м, расположенный в "адрес", между тем распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 10 марта 2020 года N 70р утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории на территориях, определенных для граждан, имеющих трех и более детей, в городском округе "город Якутск", в том числе схема расположения земельных участков, находящихся в "адрес" г. Якутска, общей площадью 1 402 452, 3 кв.м, данное распоряжение является действующим в связи с внесением в него изменений распоряжением от 18 февраля 2021 года N 62-р, распоряжением от 15 октября 2021 года N 405-р, и поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на данной территории, применив положения подпункта 2 пункта 16 статьи 11.10, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о законности оспариваемого решения.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 22 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо.
Отказывая Кузьминой В.Е. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, административный ответчик сослался на его расположение на территории, согласованной для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким законом в Республике Саха (Якутия) является Земельный кодекс Республики Саха (Якутия), принятый постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года З N 674-IV.
Согласно части 3 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, многодетным семьям осуществляется в случае предоставления: 1) земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет; 2) земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок; 3) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, в случае, если не утвержден проект межевания территории; 4) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленного заявителем, в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории.
Из положений части 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) следует, что предоставление многодетным семьям земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, предполагает подготовку и утверждение органом местного самоуправления проекта межевания территории в соответствии с документами территориального планирования.
Предоставление указанной категории граждан земельного участка с предварительным согласованием допускается на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, в случае, если не утвержден проект межевания территории (часть 6 названной статьи).
Таким образом, порядок формирования земельных участков для их предоставления семьям, имеющим трех и более детей, определяется законами субъекта Российской Федерации, при этом федеральным законодательством либо законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено каких-либо ограничений срока действия решений органов местного самоуправления по определению территории и формированию в пределах такой территории земельных участков, предназначенных для последующего предоставления семьям, имеющим трех и более детей.
Поскольку в отношении территории, в границах которой расположен испрашиваемый Кузьминой В.Е. земельный участок, утверждена схема расположения земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, а заявителем не представлены сведения о принадлежности к данной категории, оспариваемый отказ в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка соответствует нормам земельного законодательства.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворения заявленных Кузьминой В.Е. требований, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Бесплатное предоставление многодетным семьям земельных участков в качестве меры социальной поддержки, имеющее своей целью улучшение жилищных условий многодетных семей, отнесено федеральным законодательством к вопросам местного значения органа местного самоуправления, который не может произвольно отказаться от исполнения данного публично-правового обязательства.
Доводы кассационной жалобы об истечении срока действия утвержденной распоряжением от 10 марта 2020 года 70-р схемы расположения земельных участков, определенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, не влекут признание оспариваемого отказа незаконным, данное распоряжение является действующим, поскольку в него вносились изменения распоряжением от 18 февраля 2021 года N 62-р и распоряжением от 15 октября 2021 года N 405-р. Данные акты приняты в пределах компетенции органа местного самоуправления, который обязан принимать меры к формированию земельных участков для их предоставления семьям, имеющим трех и более детей. Принятые органом местного самоуправления правовые акты по формированию земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям, в судебном порядке не оспорены и незаконными не признаны.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе иные доводы являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку в принятых по делу судебных актах, оснований не согласиться с которой не имеется. Существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права судами не допущено.
В целом кассационная жалоба не содержит обстоятельств, опровергающих выводы судов, приведенные в ней доводы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, а также на иной оценке представленных сторонами доказательств, что не может быть принято во внимание в качестве оснований к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузьминой В.Е. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.