Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Римского Я.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации Трофимовой А.А. на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 22 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 8 июня 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, администрации г. Комсомольск-на-Амуре о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Цареву М.Г, полагавшую решение суда первой инстанции оставить в силе, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с исковыми требованиями к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала по Восточному военному округу о возложении обязанности в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выполнить ремонт системы водоснабжения и водоотведения многоквартирного жилого дома N "адрес"") в объемах, указанных в ведомости объемов работ от 2021 года и ведомости дефектов от 18 сентября 2020 года N 1118.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки выявлено ненадлежащее состояние сетей холодного водоснабжения и водоотведения жилого дома N "адрес" в связи с чем услуги холодного водоснабжения и водоотведения предоставляются ненадлежащего качества, что нарушает права лиц, проживающих в указанном доме. В соответствии с уставными целями деятельности, Руководством по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860, обязанность по проведению текущего и капитального ремонта сетей дома возложена на ФГБУ "ЦЖКУ", которое данную обязанность не исполнило, несмотря на то, что перечень необходимых работ для восстановления сетей холодного водоснабжения и водоотведения был определен.
Определением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 5 августа 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, определением от 8 сентября 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация г. Комсомольска-на-Амуре, в качестве заинтересованных лиц МУП "Горводоканал", ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ООО "Комплекс".
Определением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 25 августа 2021 года, принятым в соответствии с частью 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, настоящее дело передано для рассмотрения по правилам административного судопроизводства.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 22 декабря 2021 года административные исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре удовлетворены, на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выполнить ремонт системы водоснабжения многоквартирного жилого дома N "адрес""), в объемах, указанных в ведомости объемов работ от 2020 года, и выполнить ремонт системы водоотведения многоквартирного жилого дома N 55/3 по ул. Орехова в г. Комсомольске-на-Амуре (военный городок " "адрес"") в объемах, указанных в ведомости дефектов от 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Хабаровского краевого суда от 8 июня 2022 года решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 22 декабря 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность выполнить ремонт системы водоснабжения многоквартирного жилого дома N "адрес"") в соответствии с дефектными ведомостями и ведомостью объемов работ от 18 сентября 2020 года в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в удовлетворении остальной части требований отказано.
17 ноября 2022 года представителем Министерства обороны Российской Федерации Трофимовой А.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 2 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных военным прокурором требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы исковые требования военного прокурора относятся к компетенции ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации, поскольку сети холодного водоснабжения и водоотведения военного городка "Комсомольск-10Ж" переданы в оперативное управление данного бюджетного учреждения в целях обеспечения содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры.
Административные ответчики и заинтересованные лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции такие нарушения допущены.
Установив, что сети холодного водоснабжения и водоотведения многоквартирного жилого дома N "адрес") относятся к имуществу Министерства обороны Российской Федерации, фактически находятся в эксплуатации ФГБУ "ЦЖКУ" и нуждаются в проведении капитального ремонта, суд первой инстанции удовлетворил заявленные военным прокурором требования, возложив обязанность по проведению ремонта системы водоснабжения и водоотведения указанного многоквартирного дома на ФГБУ "ЦЖКУ".
Отменяя решение суда первой инстанции и возлагая обязанность по проведению ремонта системы водоснабжения многоквартирного жилого дома N "адрес"") на Министерство обороны Российской Федерации, суд апелляционной инстанции исходил из того, что сети холодного водоснабжения и водоотведения военного городка " "адрес"" являются собственностью Министерства обороны Российской Федерации, переданы для содержания и эксплуатации с последующим закреплением на праве оперативного управления ФГБУ "ЦЖКУ", необходимость проведения ремонта сетей подтверждена представленными в материалы дела доказательствами, между тем спорные сети водоснабжения и водоотведения, подключенные к многоквартирному дому N "адрес", в управление ФГБУ "ЦЖКУ" не переданы, поэтому проведение ремонта данного имущества является обязанностью его собственника.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций о необходимости проведения ремонта сетей водоснабжения и водоотведения, подключенных к многоквартирному дому N "адрес", расположенному в военном городке " "адрес"", является правильным, поскольку ненадлежащее состояние данных сетей подтверждено имеющимися в деле доказательствами.
Между тем, определяя ответчика, который обязан произвести соответствующие работы, судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, оставаясь собственником, передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения (пункт 2).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны организаций.
Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Министерство обороны, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации (подпункт 71 пункта 7 Положения).
К полномочиям Министерства обороны подпунктом 68 пункта 7 Положения отнесена наряду с иными организация выполнения работ по капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, а также эксплуатация таких объектов.
При этом, как указано в пункте 5 Положения, Министерство обороны осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные ему организации.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ "ЦЖКУ") для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 12 Устава ФГБУ "ЦЖКУ").
Суд первой инстанции, возлагая на указанное учреждение обязанность по выполнению ремонта сетей водоснабжения и водоотведения многоквартирного жилого дома N "адрес""), правильно применил, в том числе положения пунктов 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" (в редакции приказа от 30 июля 2018 года N 2025), которыми предусмотрено, что учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию), проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование; осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по его эксплуатации (в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков).
Кроме того, приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Руководство), которое определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.
Пунктом 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" отвечают, в том числе за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; осуществляют контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре; жилищно-коммунальная служба ФГБУ "ЦЖКУ" несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ", и осуществляет, в частности, устранение аварийных ситуаций, мероприятия по подготовке к отопительному периоду и иную деятельность, предусмотренную Уставом ФГБУ "ЦЖКУ" (пункты 15 и 16 Руководства).
Между тем, возлагая на Министерство обороны Российской Федерации как собственника имущества обязанность выполнить ремонт систем водоснабжения и водоотведения многоквартирного жилого дома N "адрес""), суд апелляционной инстанции не применил названные выше акты, не учел организационную структуру министерства и наделение специальными полномочиями подведомственных ему учреждений, не принял во внимание, что Министерство обороны организацией и производством работ в силу установленных полномочий не занимается.
То обстоятельство, что спорные сети водоснабжения и водоотведения, подключенные к многоквартирному дому N 55/3 по ул. Орехова г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, в управление ФГБУ "ЦЖКУ" не были переданы, правового значения для определения надлежащего ответчика по заявленным военным прокурором требованиям не имеет. Из материалов дела следует, что указанный дом расположен в военном городке " "адрес"", сети водоснабжения и водоотведения данного военного городка в целом переданы в управление ФГБУ "ЦЖКУ", спорные сети включены учреждением в план текущего ремонта собственными силами объектов водопроводно-канализационного хозяйства на 2022 год, то есть лицом, ответственным за содержание и эксплуатацию сетей многоквартирного дома, в силу уставных задач и целей деятельности является ФГБУ "ЦЖКУ".
Таким образом, решение суда первой инстанции является правильным, требования прокурора, предъявленные к ФГБУ "ЦЖКУ", правомерно удовлетворены, следовательно, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены судебного решения, поэтому принятое апелляционное определение, как незаконное, подлежит отмене с оставлением в силе решения Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от22 декабря 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 8 июня 2022 года отменить.
Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 22 декабря 2021 года оставить в силе.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.