Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2022 года, принятые по административному делу N 2а-6653/2022 по административному иску Новицкой Татьяны Валентиновны, Давыдова Юрию Владимировича, Микулича Николая Ивановича, Беккер Эллы Владимировны, Припузова Олега Васильевича к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска о признании решения незаконным и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Новицкая Т.В, Давыдова Ю.В, Микулич Н.И, Беккер Э.В, Припузов О.В. обратились в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просили признать требование ответчика о согласовании границ ТОС "Дальняя Росинка" с председателем СНТ "Росинка" незаконным; отменить установленное ответчиком приостановление рассмотрения заявления ТОС "Дальняя Росинка" вх. N от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика рассмотреть заявление Территориального общественного самоуправления "Дальняя Росинка" (далее - ТОС "Дальняя Росинка") вх. N от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований административные истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ приняли участие в собрании собственников земельных участков, расположенных по улице Дальняя Росинка, где было принято решение об утверждении ТОС "Дальняя Росинка". Границы территории, на которой осуществляется самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории. ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику с заявлением об установлении границ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. N/ДГ и ТИ ответчик приостановил согласование документов истцов в связи с тем, что границы ТОС "Дальняя Росинка" располагаются в границах садового некоммерческого товарищества "Росинка", в связи с чем необходимо провести согласование границ с председателем данного товарищества. Истцы считают, что границы земельных участков членов ТОС "Дальняя Росинка" не входят в границы СНТ "Росинка", кроме того данное приостановление рассмотрения их заявления нарушает их права и законные интересы.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2022 года, административные исковые требования удовлетворены.
Приостановление рассмотрения обращения ТОС "Дальняя Росинка" от ДД.ММ.ГГГГ за вх. N об установлении и утверждении границы территории, выраженное в письме Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска N/ДГиТИ от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным. На Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент) возложена обязанность возобновить рассмотрение обращения ТОС "Дальняя Росинка" от ДД.ММ.ГГГГ за вх. N об установлении и утверждении границы территории.
22 декабря 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г.Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 13 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе представитель административного ответчика ссылается на нахождение спорных земельных участков в пределах территории СНТ "Россинка", а также на нарушение судами норм процессуального права, поскольку при рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица не было привлечено СНТ "Росинка", чьи права затрагиваются вопросом о формировании границ СНТ "Росинка" и ТОС "Дальняя Росинка".
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года кассационная жалоба представитель административного ответчика передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ДД.ММ.ГГГГ граждане - собственники 33 земельных участков провели собрание об учреждении территориального общественного самоуправления. По итогам собрания принято решение о создании ТОС "Дальняя Росинка", утвержден Устав самоуправления, избран совет и председатель совета самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ ТОС "Дальняя Росинка" обратилось с заявлением в Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска об установлении и утверждении границы территории территориального общественного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ на данное заявление представлен письменный ответ за исх. N/ДГиТИ, в котором сообщено, что согласно представленной заявителями схемы, испрашиваемые границы ТОС "Дальняя Росинка" располагаются в границах СНТ "Росинка". В связи с этим, рассмотрение направленной на согласование документации по планировке территории приостановлено и рекомендовано совместно с председателем СНТ "Росинка" решить вопрос, связанный с установлением границ ТОС "Дальняя Росинка" и СНТ "Росинка", а также указано, что в целях недопущения нарушения прав собственников земельных участков, расположенных в СНТ "Росинка", установление и утверждение границ ТОС "Дальняя Росинка" будет возможно после разрешения данной ситуации.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), исходил из того, что доказательств, подтверждающих выводы ответчика о пересечении испрашиваемыми границами ТОС "Дальняя Росинка" границ земельных участков СНТ "Росинка", в материалах дела не имеется. При этом суд учитывал, что ранее Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска в письме от ДД.ММ.ГГГГ подтверждал отсутствие пересечения границ земельных участков.
Кроме того, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) пришла к выводу о том, что Департамент самостоятельными полномочиями по согласованию по обращениям граждан и по приостановлению документации (обращений, заявлений) по планировке территории в целях учреждения границ территории общественного самоуправления не обладает.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.
Согласно пункту 2 статьи 21 Устава Городского округа "город Якутск" границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Якутской городской Думой по предложению населения, проживающего на данной территории.
Экономические, финансовые, организационно-правовые гарантии территориального общественного самоуправления устанавливаются Положением о территориальном общественном самоуправлении на территории городского округа "город Якутск" (пункт 4 статьи 21 Устава).
Основные принципы организации территориального общественного самоуправления на территории городского округа "город Якутск", его права, обязанности, полномочия, гарантии и ответственность определены в Нормативном правовом акте Якутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 87-НПА (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О территориальном общественном самоуправлении в городском округе "город Якутск" (далее - нормативный правовой акт N 87-НПА).
В силу статьи 4 данного Нормативного правого акта учреждение территориального общественного самоуправления, в том числе на территориях, на которых территориальное общественное самоуправление уже учреждено в других границах, осуществляется по инициативе населения, проживающего на данной территории, в порядке, установленном настоящим Положением (пункт 1).
В Якутскую городскую Думу с предложением об установлении границ территориального общественного самоуправления от имени собрания и конференции обращаются избранные собранием, конференцией органы территориального общественного самоуправления (абзац восьмой пункта 1 статьи 4).
Абзацем девятым пункта 1 статьи 4 Нормативного правового акта N 87-НПА установлено, что к предложению об установлении границ территориального общественного самоуправления должны прилагаться следующие документы: 1) протокол собрания, конференции по учреждению территориального общественного самоуправления; 2) описание и графическое изображение территории, на которой учреждается территориальное общественное самоуправление, с адресами домов, расположенных на этой территории; 3) сведения о численности граждан, проживающих на данной территории и имеющих право участвовать в осуществлении территориального общественного самоуправления.
Якутская городская Дума в двухмесячный срок со дня поступления обращения инициативной группы граждан устанавливает границы территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление. До рассмотрения на заседании Якутской городской Думы вопроса об установлении границ территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление, Якутская городская Дума направляет в Окружную администрацию города Якутска запрос о соответствии предполагаемых границ территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление, настоящему Положению. В течение месячного срока со дня поступления запроса Якутской городской Думы Окружная администрация города Якутска письменно дает заключение о соответствии либо о несоответствии предполагаемых границ территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление, настоящему Положению.
В случае несоответствия обращения настоящему Положению обращение мотивированно возвращается инициативной группе граждан. Возврат обращения не является препятствием для повторного обращения в Якутскую городскую Думу при условии устранения инициативной группой граждан нарушений, повлекших возврат.
Якутская городская Дума принимает правовой акт об установлении границ территориального общественного самоуправления.
Якутская городская Дума направляет правовой акт об установлении границ территориального общественного самоуправления в органы территориального общественного самоуправления, границы которого устанавливаются (пункт 2 статьи 4).
Решением Якутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N РЯГД-19-9 утверждено Положение о Департаменте градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска (далее - Положение о ДГиТИ).
Согласно подпункту 5 пункта 2.1 данного Положения Департамент осуществляет функцию (компетенцию) по согласованию схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Проанализировав приведенные положения нормативных правовых актов, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в полномочия Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска входит только согласование схем территории общественного самоуправления, на котором Окружная администрация города Якутска основывает свое заключение о соответствии либо о несоответствии предполагаемых границ территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление. При этом самостоятельными полномочиями по согласованию по обращениям граждан и по их приостановлению документации (обращений, заявлений) по планировке территории в целях учреждения границ территории общественного самоуправления Департамент не обладает.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия суда апелляционной инстанции обоснованно пришла к выводу о том, что оспариваемое решение ДГиТИ Окружной администрации города Якутска о приостановлении согласования документации ТОС "Дальняя Росинка" не может быть признано законным и обоснованным, принятым в рамках предоставленных законом полномочий (компетенции).
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о не привлечении в качестве заинтересованного лица по делу СНТ "Росинка", по существу повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах всем доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 КАС РФ.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов и произведенной ими оценкой доказательств, что в силу статьи 328 КАС РФ не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, также не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.