Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Холмский городской округ" на решение Холмского городского суда Сахалинской области от 6 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 8 сентября 2022 года, принятые по административному делу N 2-479/2022, по административному иску Холмского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному учреждению Спортивная школа муниципального образования "Холмский городской округ", Департаменту культуры, спорта и молодежной политики администрации муниципального образования "Холмский городской округ", Департаменту финансов администрации муниципального образования "Холмский городской округ", администрации муниципального образования "Холмский городской округ" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Холмский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил обязать администрацию муниципального образования "Холмский городской округ" (далее - администрация МО "Холмский ГО", Администрация), Департамент культуры, спорта и молодежной политики администрации МО "Холмский ГО", Департамент финансов администрации МО "Холмский ГО" в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать и провести работы по капитальному ремонту объекта спорта "плавательный бассейн" МБУ Спортивная школа муниципального образования "Холмский городской округ" (далее - МБУ СШ МО "Холмский городской округ", МБУ СШ); обязать МБУ СШ принять меры по обеспечению безопасного пребывания на объекте спорта граждан, в том числе учащихся, до момента окончания ремонтных работ.
В обоснование требований прокурор указал, что по результатам проверки исполнения законодательства о физической культуре и спорта в МБУ СШ МО "Холмский городской округ" установлено ненадлежащее санитарно-эпидемиологическое, техническое состояние объекта спорта "плавательный бассейн" МБУ СШ МО "Холмский городской округ", что может угрожать безопасности жизни и здоровья граждан.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено Министерство спорта Сахалинской области.
Решением Холмского городского суда Сахалинской области от 6 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 8 сентября 2022 года, исковые требования Холмского городского прокурора удовлетворены.
На администрацию МО "Холмский ГО", Департамент культуры, спорта и молодежной политики администрации МО "Холмский ГО", Департамент финансов администрации МО "Холмский ГО" возложена обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать и провести работы по капитальному ремонту здания объекта спора "плавательный бассейн" МБУ СШ МО "Холмский ГО", расположенного по адресу: "адрес". На МБУ СШ МО "Холмский ГО" возложена обязанность принять меры по обеспечению безопасного пребывания на объекте спорта граждан, в том числе учащихся, до момента окончания ремонтных работ.
12 декабря 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации муниципального образования "Холмский городской округ", поданная через Холмский городской суд Сахалинской области 6 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
В кассационной жалобе административный ответчик ссылается на отсутствие у Администрации полномочий на проведение работ по капитальному ремонту здания, на невозможность исполнения решения суда в установленный срок, поскольку работы по разработке проекта с выполнением дальнейших строительно-монтажных работ следует выполнять силами специализированных организаций. Кроме этого поручением председателя Правительства Сахалинской области от 16 марта 2022 года N 1.2-ПП-3/22 органам местного самоуправления рекомендовано приостановить закупки на поставку товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд за счет местного бюджета.
14 декабря 2022 года определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции дело передано в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 декабря 2022 года кассационная жалоба администрации муниципального образования "Холмский городской округ" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административные ответчики в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Такие основания для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлены.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведенной прокурором проверки по исполнению законодательства о физической культуре и спорте МБУ СШ МО "Холмский ГО" выявлены следующие нарушения.
На объекте спорта "плавательный бассейн" МБУ СШ МО "Холмский ГО" внутренняя отделка помещений содержится в неудовлетворительном состоянии. В сушильной комнате, кабинете заведующего на потолке следы протеканий, образований грибка, в комнате для персонала над дверью имеются признаки поражений грибка, в помещении электрика на потолке имеются следы протекания, потолок частично поврежден и поражен грибком.
При визуальном осмотре помещения, расположенного под ванной бассейна, расположенного по адресу: "адрес", установлено, что две опоры, на которых размещена ванна бассейна, имеют глубокие трещины, что создает угрозу их разрушения. Имеются утечки воды под ванной бассейна, в связи с чем установлены емкости для сборы воды. Вода попадает на дверь электрощитовой. Бактерицидная установка для очищения воды в течение длительного времени находится в неисправном состоянии, и несмотря на наличие новой лампы, ее монтаж до настоящего времени не произведен.
По результатам вышеуказанной проверки прокурором 28 апреля 2021 года в адрес мэра МО "Холмский ГО", МБУ СШ МО "Холмский ГО" внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства, однако вышеперечисленные нарушения не устранены.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, руководствуясь Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", санитарными правилами СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44, "ГОСТ Р 53491.1-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Бассейны. Подготовка воды. Часть 1. Общие требования", оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что несоблюдение органами местного самоуправления возложенных на них законом обязанностей в области законодательства о физической культуре и спорте, санитарно-эпидемиологического законодательства, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При этом, возлагая соответствующие обязанности на административных ответчиков, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что обязанность по финансированию и проведению работ по капитальному ремонту объекта "плавательный бассейн" МБУ СШ МО "Холмский городской округ" лежит на органах местного самоуправления, осуществляющих полномочия собственника в отношении объектов социальной инфраструктуры, независимо от того, кому данные объекты переданы в пользование.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение условий для развития на территории муниципального, городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального, городского округа.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положениями статьи 215 ГК РФ определено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1); от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 329-ФЗ) объекты спорта могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, в том числе физкультурно-спортивных организаций, или физических лиц.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона N 329-ФЗ законодательство о физической культуре и спорте основывается в том числе, на принципе обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Согласно части 6 статьи 37 Федерального закона N 329-ФЗ лица, в собственности или во владении которых находятся объекты спорта, обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий в соответствии с требованиями технических регламентов, национальных стандартов, нормами, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за причинение вреда жизни или здоровью лиц, осуществляющих занятия физической культурой и спортом на таких объектах спорта.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (пункт 1 статьи 36 Федерального закона N 384-ФЗ).
Из положений статьи 5 Федерального закона N 384-ФЗ следует, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса; такая безопасность обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 данного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
В соответствии с пунктом 2.7 СанПиН 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44 (далее - СанПиН 2.1.3678-20) покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
Согласно пункту 6.1.11 СанПиН 2.1.3678-20 материалы для внутренней отделки должны быть устойчивыми к проведению уборки влажным способом и обработки дезинфицирующими средствами.
В силу пункта 6.2.2.2 "ГОСТ Р 53491.1-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Бассейны. Подготовка воды. Часть 1. Общие требования" ванна должна быть прочной, устойчивой, долговечной и надежной в эксплуатации, а именно: водонепроницаемой и легко подвергаемой очистке и дезинфекции.
Установив ненадлежащее техническое, санитарно-эпидемиологическое состояние объекта спорта "плавательный бассейн" МБУ СШ МО "Холмский городской округ", и поскольку согласно вышеуказанных положений действующего законодательства, Устава МБУ Спортивная школа МО "Холмский городской округ", Положения о Департаменте культуры, спорта и молодежной политики администрации МО "Холмский городской округ", Положения о Департаменте финансов администрации МО "Холмский городской округ" обязанность по надлежащему содержанию принадлежащего имущества, объекта спорта, лежит на органах местного самоуправления, суды пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора, поскольку несоблюдение органами местного самоуправления возложенных на них законом обязанностей в области законодательства о физической культуре и спорте, санитарно-эпидемиологического законодательства, создает угрозу жизни и здоровья граждан.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы о неисполнимости решения суда в связи с установлением неразумного срока для исполнения возложенной судом обязанности, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку каких либо доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в установленный срок ответчиком не представлено; срок, установленный для исполнения решения суда в 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, является обоснованным, определен судом с учетом объема работ, необходимых для исполнения решения суда.
Кроме того, как правильно указал суд апелляционной инстанции, в отсутствие реальной возможности исполнить решение суда в установленный срок ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на распоряжение председателя Правительства Сахалинской области от 16 марта 2022 года N 1.2-ПП-3/22, которым органам местного самоуправления рекомендовано приостановить закупки на поставку товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд за счет местного бюджета, не являются основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о необходимости проведения капитального ремонта здания объекта социальной инфраструктуры.
Иные доводы кассационной жалобы, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного и поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Холмского городского суда Сахалинской области от 6 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 8 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Холмский городской округ" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.