Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 25 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 июня 2022 года, принятые по административному делу N 2а-682/2021, по административному иску прокурора Вяземского района Хабаровского края к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", Правительство Хабаровского края, Министерству имущественных отношений Хабаровского края о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения старшего прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Моториной О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Вяземского района обратился в Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края с вышеназванным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к министерству транспорта и хозяйства Хабаровского края, КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" (далее - КГКУ "Хабаровскуправтодор"), в котором с учетом уточнения исковых требований просил обязать министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование КГКУ "Хабаровскуправтодор" в целях выполнения работ по приведению автомобильной дороги "Вяземский-Шумный", местонахождение: "адрес", от км 119+377 автодороги "Хабаровск-Владивосток" на юго-восток до поселка Шумный в соответствии с требованиями государственных стандартов, определяющими требования к состоянию дорог общего пользования 4 категории; обязать КГКУ "Хабаровскуправтодор" в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по приведению дорожного полотна автомобильной дороги "Вяземский-Шумный", местонахождение: "адрес", от км 119+377 автодороги "Хабаровск-Владивосток" на юго-восток до посёлка Шумный в соответствии с требованиями государственных стандартов (ГОСТов), определяющими требования к состоянию дорог общего пользования 4 категории.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что автомобильная дорога "Вяземский-Шумный" передана в государственную собственность Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ. На протяжении дороги присутствуют дефекты покрытия проезжей части, в кюветах и на обочине присутствует древесная и кустарниковая растительность, приводящая к сужению проезжей части дороги и снижению видимости на виражах. Кроме того, дорожные знаки установлены не в полном объеме, значительная часть знаков 6.13 "Километровый знак отсутствует". Знаки должны быть установлены по ФИО5 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
К участию в деле административными ответчиками привлечены Правительство Хабаровского края и министерство имущественных отношений Хабаровского края.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 25 июня 2021 года административные исковые требования прокурора удовлетворены.
На министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование КГКУ "Хабаровскуправтодор" в целях выполнения работ по приведению автомобильной дороги "Вяземский-Шумный", местонахождение: "адрес", от км 119+377 автодороги "Хабаровск-Владивосток" на юго-восток до "адрес" в соответствии с требованиями государственных стандартов, определяющими требования к состоянию дорог общего пользования 4 категории.
На КГКУ "Хабаровскуправтодор" возложена обязанность в течение одного года и шести месяцев с момента с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по приведению дорожного полотна автомобильной дороги "Вяземский-Шумный", местонахождение: "адрес", от км 119+377 автодороги "Хабаровск-Владивосток" на юго-восток до "адрес" в соответствии с требованиями государственных стандартов (ГОСТов), определяющими требования к состоянию дорог общего пользования 4 категории. В удовлетворении административных исковых требований к "адрес", Министерству имущественных отношений Хабаровского края отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 8 октября 2021 года решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 25 июня 2021 года отменено, по административному делу принято новое решение, которым административное исковое заявление прокурора Вяземского района оставлено без удовлетворения
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 23 марта 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 8 октября 2021 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 июня 2022 года решение Кировского районного суда города Хабаровска от 25 июня 2021 года оставлено без изменения.
22 декабря 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, поданная через Кировский районный суд города Хабаровска, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований на том основании, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права.
В обоснование кассационной жалобы административный ответчик ссылается на отсутствие бездействия со стороны министерства и учреждения с момента приема автомобильной дороги собственность Хабаровского края, поскольку с момента передачи автомобильной дороги уже выполнены работы по ее содержанию на 50 681, 77 тыс. рублей. На 2023 год запланировано выполнение работ по ремонту участка км. 32 - км.37, выполняется подготовка документации для размещения закупки.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 декабря 2022 года кассационная жалоба Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административные ответчики в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Такие основания для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлены.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведенной прокуратурой Вяземского района с привлечением ОГИБДД ОМВД России по Вяземскому району проверки соблюдения КГКУ "Хабаровскуправтодор" требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, содержания автомобильных дорог и дорожной деятельности, а также осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установлено, что на основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 11 сентября 2019 года N 772-пр "О приеме объектов муниципальной собственности Вяземского муниципального района Хабаровского края, безвозмездно передаваемых в государственную собственность Хабаровского края" автомобильная дорога "Вяземский-Шумный", местонахождение: "адрес", от км 119+377 автодороги "Хабаровск-Владивосток" на юго-восток до поселка Шумный, передана в государственную собственность Хабаровского края, что подтверждается актом приема-передачи от 7 октября 201 года.
В ходе проведённого ДД.ММ.ГГГГ командиром ОДПС ГИБДД в присутствии инспектора ОГИБДД ОМВД России по Вяземскому району, с участием специалиста АО "Региоснаб" осмотра участка автомобильной дороги "город Вяземский - посёлок Шумный" с применением фотокамеры, установлено, что на протяжении дороги присутствуют дефекты покрытия проезжей части, дефекты системы водоотведения (разрушение водопропускных труб, заилевание и захламление русла водотоков, отсутствие барьерного ограждения), вследствие чего происходит размыв и осыпь полотна дороги, и ввиду разрушения происходит сужение проезжей части и снижению видимости на виражах, а также происходит застой воды в кювете, с подтоплением полотна дороги и натеканием на обочину и проезжую часть; в период выпадения осадков происходит перетекание сточных вод через проезжую часть дороги, вследствие отсутствия окучивания; дорожные знаки установлены не в полном объёме, что создаёт угрозу безопасности дорожного движения на данном участке дороги. По результатам осмотра ДД.ММ.ГГГГ составлен акт осмотра. К акту приложена фототаблица.
Аналогичные нарушения установлены при проведении госинспектором ГИБДД ОМВД России по Вяземскому району аналогичного обследования ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого составлен соответствующий акт.
Согласно контракту N от ДД.ММ.ГГГГ (сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ), заключенного между КГКУ "Хабаровскуправтодор" (Заказчик) и АО "Региоснаб" (Подрядчик), следует, что Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Хабаровского края и дорожных сооружений на них, согласно перечню обслуживаемых автомобильных дорог регионального значения и искусственных сооружений на них, в соответствии с условиями контракта и Технической частью, а Заказчик принимает на себя обязательства принять результаты выполненных работ и оплатить их, при этом Заказчик вправе требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями, запрашивать у Подрядчика информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств по настоящему контракту.
Из контракта N от ДД.ММ.ГГГГ (сроком действия 180 дней), заключенного между КГКУ "Хабаровскуправтодор" (Заказчик) и ИП Петренко Н.В. (Исполнитель), следует, что Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство по выполнению инженерно-геодезических изысканий, проведение имущественно-правовой инвентаризации земельных участков, получение основных технических условий на проектирование, подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Удовлетворяя частично требования прокурора суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив несоответствие спорного участка дороги требованиям нормативной документации, а также что ремонт автомобильной дороги "Вяземский-Шумный" является обязанностью КГКУ "Хабаровскуправтодор", а финансирование указанной деятельности является обязанностью органа исполнительной власти Хабаровского края - министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6). При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности; полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В силу пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 17, части 1 статьи 18 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования.
Согласно пунктам 3.4.1, 3.5.1 Положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства края Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 10 июня 2019 года N229-пр, Министерство осуществляет: функции главного распорядителя средств краевого бюджета, предусмотренных на финансирование подведомственных учреждений, межбюджетных трансфертов и функции получателя средств краевого бюджета по закрепленным кодам бюджетной классификации в соответствии с законодательством Российской Федерации; подготавливает предложения по утверждению нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований краевого бюджета на указанные цели с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов.
Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно либо и (или) через подведомственные краевые государственные учреждения, предприятия (п. 1.4 Положения).
Установив, что административными ответчиками в пределах своих полномочий, принимаются не все меры по приведению автомобильной дороги "Вяземский-Шумный" в нормативное состояние, суды обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора и возложении указанных обязанностей на КГКУ "Хабаровскуправтодор" и на министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края.
Рассматривая доводы ответчиков о том, что ими принимаются меры по содержанию и приведению указанной дороги в надлежащее состояние, суд апелляционной инстанции установил, что исполнение указанных контрактов N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ не привело к приведению спорного участка автомобильной дороги в соответствие с требованиями государственных стандартов. На момент рассмотрения настоящего спора в суд апелляционной инстанции не представлено достаточных доказательств, подтверждающих обратное.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на отсутствие бездействия с момента приема автомобильной дороги в собственность Хабаровского края как со стороны министерства, так и со стороны учреждения, не влекут отмену оспариваемых судебных актов, поскольку суду, в том числе суду апелляционной инстанции, не предоставлено достаточных доказательств, подтверждающих, что состояние спорного участка дороги соответствует установленным стандартам.
В целом доводы кассационной жалобы, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного и поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска от 25 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.