Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Казакова Александра Юрьевича и кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Суда Еврейской автономной области от 26 сентября 2022 года, принятые по административному делу N 2а-214/2022, по административному иску Казакова Александра Юрьевича к муниципальному отделу Министерства внутренних дел России "Ленинский", Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Казаков А.Ю. обратился в Ленинский районный суд Еврейской автономной области с указанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) муниципального отдела Министерства внутренних дел России "Ленинский", взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания размере 1 000 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец с учетом уточнений указал, что в 2021 году содержался в изоляторе временного содержания (далее - ИВС) МО МВД России "Ленинский", где нарушались его права на надлежащие условия содержания, поскольку ему выдали матрас, наволочку, простыни, полотенце, которые находились в антисанитарном состоянии: порваны, в пятнах, сильно изношены, с запахом плесени, в связи с чем ему пришлось от них отказаться и спать на досках, вследствие чего, имея заболевание позвоночника с болевым синдромом, он испытывал боль и моральные и нравственные страдания. ДД.ММ.ГГГГ он подал жалобу в прокуратуру Ленинского района Еврейской автономной области. Из полученного ДД.ММ.ГГГГ ответа следовало, что его доводы нашли свое подтверждение.
Решением Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 7 июня 2022 года в удовлетворении требований Казакова А.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Еврейской автономной области от 26 сентября 2022 года решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 7 июня 2022 года в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Казакова А.Ю. о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания межмуниципального отдела МВД России "Ленинский" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отменено, в указанной части принято новое решение, которым административные исковые требования Казакова А.Ю. в части взыскания компенсации за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания межмуниципального отдела МВД России "Ленинский" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены частично.
С Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Казакова А.Ю. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ленинский" в размере 3 000 рублей. В остальной части решение оставлено без изменения.
2 декабря 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Казакова А.Ю, поданная через Ленинский районный суд Еврейской автономной области 22 ноября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебного постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы административный истец ссылается на то, что взысканный судом размер компенсации морального вреда необоснованно снижен, не соответствует допущенным нарушениям, а также принципам разумности и справедливости.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 декабря 2022 года кассационная жалоба Казакова А.Ю. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
27 декабря 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области, поданная через Ленинский районный суд Еврейской автономной области 19 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебного постановления суда апелляционной инстанции и об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе представитель Министерства внутренних дел России по Еврейской автономной области ссылается на то, что судом апелляционной инстанции представленные ответчиком доказательства, в части принимаемых в 2021 году мер по оснащению ИВС МО МВД России "Ленинский" постельными принадлежностями, должной правовой оценки не получили и не были приняты во внимание. Полагает, что ответ прокуратуры на жалобу Казакова А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ не может являться доказательством доводов истца о нарушении условий содержания в изоляторе временного содержания. Ссылаются на то, что при определении размера компенсации морального время судом апелляционной инстанции не учтены требования действующего законодательства, статей 1069, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2023 года кассационная жалоба Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого апелляционного определения в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационных жалоб и административного дела не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ).
Согласно статье 4 названного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Статьями 6 и 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" определено, что подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений пользуются правами и свободами, несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным федеральным законом и иными федеральными законами. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел являются одним из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Казакова А.Ю. суд первой инстанции, исходил из отсутствия нарушений условий содержания Казакова А.Ю. в ИВС МО МВД России "Ленинский".
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Казакова А.Ю. о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ИВС МО МВД России "Ленинский" в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Отменяя судебный акт суда первой инстанции в указанной части, и принимая новое решение о частичном удовлетворении требований Казакова А.Ю, судебная коллегия по административным делам Суда Еврейской автономной области исходила из того, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Казаков А.Ю. был обеспечен постельными принадлежностями ненадлежащего качества, доказательств об обратном административными ответчиками не представлено.
Определяя размер компенсации за нарушение условий содержания, суд апелляционной инстанции принял во внимание объем и характер допущенных нарушений условий содержания Казакова А.Ю. в ИВС МО МВД России "Ленинский", длительность периода времени, в течение которого они были допущены (3 суток), учитывал, что указанные нарушения не повлекли наступления серьезных негативных последствий для истца, и пришел к выводу о необходимости снижения заявленной ко взысканию суммы компенсации, определив ее в размере 3000 рублей.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суд апелляционной инстанций пришел к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Как следует из материалов дела и установлено судами в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 суток), с 10 февраля по ДД.ММ.ГГГГ (1 сутки), ДД.ММ.ГГГГ (1 день); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 суток); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 суток); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 суток) Казаков А.Ю. содержался в ИВС МО МВД России "Ленинский", что подтверждается сведениями из книги учета лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России "Ленинский", сторонами по делу не оспаривалось.
Из сведений, указанных в камерной карточке Казакова А.Ю, журнала учета предложений, заявления и жалоб, следует, что ДД.ММ.ГГГГ Казаков А.Ю. отказался от получения выданных ему постельных принадлежностей в связи с непригодностью матраса (в пятнах, грибок, грязный), одеяла (сшито из двух одеял, грязное), подушки (грязная), о чем ДД.ММ.ГГГГ им была подана жалоба в прокуратуру Ленинского района ЕАО, ДД.ММ.ГГГГ - дополнение к ней.
Из сведений, указанных в камерной карточке Казакова А.Ю, журнала учета предложений, заявлений и жалоб, имеющихся в материалах дела сведений из контрольно-учетного журнала выдачи постельных принадлежностей, следует, что ДД.ММ.ГГГГ Казаков А.Ю. отказался от части выданных ему постельных принадлежностей (матраса, подушки) в связи с их антисанитарным состоянием, о чем им была подана жалоба в прокуратуру Ленинского района ЕАО.
Как следует из ответа заместителя прокурора Ленинского района ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ на обращения Казакова А.Ю, ответа и.о. прокурора Ленинского района ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Казакова А.Ю, в ходе ранее проведенной проверки было установлено, что постельные принадлежности в ИВС МО МВД России "Ленинский" находятся в ненадлежащем виде, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника отдела внесено представление об устранении нарушения федерального законодательства. На ДД.ММ.ГГГГ МО МВД России "Ленинский" были приняты меры к устранению нарушений - в УМВД России по ЕАО была направлена заявка на материально-вещевое обеспечение, которая удовлетворена частично в части материально-вещевого обеспечения с истекшим сроком пользования.
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона от 15 июля 2015 года N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности.
Пунктом 43 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел РФ от 22 ноября 2005 года N 950 (далее - Правила внутреннего распорядка ИВС), предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования, помимо прочего: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование.
Проанализировав указанные нормативные правовые акты, установив нарушение прав административного истца на содержание в изоляторе временного содержания в надлежащих условиях со стороны административных ответчиков, что выразилось в выдаче постельных принадлежностей ненадлежащего качества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для присуждения Казакову А.Ю. соответствующей компенсации.
Доводы кассационной жалобы административного истца о том, что размер присужденной истцу компенсации за нарушение условий его содержания в исправительном учреждении не соответствует принципам разумности и справедливости, подлежат отклонению, поскольку при определении размера компенсации за ненадлежащие условия содержания судом апелляционной инстанции учтены характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено, принцип разумности и справедливости соблюден.
Взысканная сумма компенсации является соразмерной допущенным нарушениям условий содержания Казакова А.Ю. в изоляторе временного содержания, обеспечивает соблюдение баланса между нарушенными правами административного истца и мерой ответственности государства.
Доводы кассационной жалобы представителя УМВД России по Еврейской автономной области об отсутствии нарушения условий содержания Казакова А.Ю. в ИВС МО МВД России "Ленинский" подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом положений статьи 84 КАС РФ.
В целом доводы кассационных жалоб направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Суда Еврейской автономной области от 26 сентября 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Казакова Александра Юрьевича и кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области - оставить без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.