Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Находкинского городского округа Приморского края на решение Находкинского городского суда Приморского края от 15 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 октября 2022 года, принятые по административному делу N 2-1356/2021, по административному иску прокурора города Находки в интересах неопределенного круга лиц к администрации Находкинского городского округа Приморского края о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Находки обратился в суд в защиту законных интересов неопределенного круга лиц с вышеназванным исковым заявлением, в котором просил обязать администрацию Находкинского городского округа Приморского края в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда подготовить необходимую техническую документацию на участок водопроводной сети, проложенный от магистрального водопровода Д-800 в сторону домов 16, 20, 45, 51, 53, 55, 57, 61, 63, 69 по "адрес" и "адрес"; возложить на администрацию обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведении проверки на основании коллективного обращения жителей жилых домов по "адрес" и "адрес" городского округа водопроводной сети, проложенной от магистрального водопровода Д-800 в сторону улиц Кедровой и Еловой в городе Находка, установлено, что данная водопроводная сеть в муниципальную собственность Находкинского городского округа не принята, на кадастровом учете не состоит, в реестре муниципальной собственности и Едином государственном реестре прав не числится. По информации МУП "Находка-Водоканал" строительство водопроводной сети выполнено в 1995- 1996 гг. владельцами жилых домов по "адрес", 45, 51, 53, 55, 57, 61, 63, 69, а также автомойки ООО "Ват АК" без разработки проектно-технической документации и подключено к централизованной системе водоснабжения, эксплуатируемой МУП "Находка-Водоканал".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП "Находка-Водоканал", ООО "Ват А.К.".
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 15 сентября 2021 года, требования прокурора удовлетворены. На администрацию Находкинского городского округа Приморского края возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу: подготовить необходимую техническую документацию на участок водопроводной сети, проложенный от магистрального водопровода Д-800 в сторону домов 16, 20, 45, 51, 53, 55, 57, 61, 63, 69 по "адрес" и "адрес".
На администрацию Находкинского городского округа Приморского края возложена обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 18 июля 2022 года материалы дела переданы в административную коллегию по административным делам для рассмотрения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 октября 2022 года решение Находкинского городского суда Приморского края от 15 сентября 2021 года оставлено без изменения.
13 января 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Находкинского городского округа Приморского края, поданная через Находкинский городской суд Приморского края 22 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения по делу.
В кассационной жалобе администрация Находкинского городского округа Приморского края ссылается на то, что водопроводные сети не обладают признаками бесхозяйного имущества, принадлежат владельцам жилых домов и ООО "Ват АК", с которыми заключены договоры на отпуск воды для жителей, проживающих в домах индивидуальной постройки, подписан акт разграничения эксплуатационной и балансовой ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениями на них, к центральной водопроводной сети, а само по себе отсутствие государственной регистрации права собственности на имущество не является основанием для признания его бесхозяйным. Кроме этого ссылаются на исполнение администрацией своих полномочий по организации централизованного водоснабжения на территории Находкинского городского округа, поскольку постановлением администрации города определена гарантирующая организация, осуществляющая водоснабжение, а также эксплуатирующая водопроводные и канализационные сети.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25 января 2023 года кассационная жалоба администрации Находкинского городского округа Приморского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, помимо прокурора в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Такие основания для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлены.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником, либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесена организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 5 статьи 8 указанного Федерального закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, пунктом 3 которого установлено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется, в том числе, на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что указанная водопроводная сеть предназначена для обслуживания жилых домов, расположенных на "адрес", жители которых неоднократно обращались в администрацию Находкинского городского округа о принятии данной водопроводной сети в муниципальную собственность, права на водопроводную сеть в ЕГРП не зарегистрированы, данная водопроводная сеть в реестр муниципальной собственности не включена, на кадастровый учет не поставлена, пришли к выводу о наличии со стороны администрации Находкинского городского округа незаконного бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйной водопроводной сети.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Судами установлено и следует из материалов дела, что указанная водопроводная сеть предназначена для водоснабжения жилых домов по "адрес" и "адрес" в "адрес" края. Водопроводная сеть, проложенная от магистрального водопровода Д-800 в сторону улиц Кедровая и Еловая в реестре муниципальной собственности не значится, на кадастровый учет не поставлена.
До настоящего времени администрацией Находкинского городского округа не совершено действий, свидетельствующих о постановке на учет бесхозяйного объекта - участка водопроводной сети, проложенной от магистрального водопровода Д-800 в сторону домов 16, 20, 45, 51, 53, 55, 57, 61, 63, 69 по "адрес" т "адрес".
При таких обстоятельствах, поскольку длительное непринятие мер по признанию указанной водопроводной сети бесхозяйной и по ее включению в реестр муниципальной собственности может повлечь нарушение прав граждан, проживающих по "адрес" в "адрес", на бесперебойное обеспечение водоснабжением и благоприятные условия проживания, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для постановки водопроводных сетей на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости и исполнении администрацией своих полномочий по организации централизованного водоснабжения на территории Находкинского городского округа являются несостоятельными, основаны на неверном толковании норм материального права, из которого следует, что к публичным полномочиям органа местного самоуправления отнесено в том числе, организация водоснабжения и водоотведения на соответствующей территории (часть 1 статьи 16 Федерального закона N131-ФЗ), а целью государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения согласно Федеральному закону N416-ФЗ является охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы нижестоящих судов, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 15 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Находкинского городского округа Приморского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.